Продолжение раздела 3. Малые и большие социальные группы

Задание 1

Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Общество, коллектив, группа, реальная группа, малая группа.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Дружба, общественное производство, общественные отношения, общество, межличностные отношения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Объясните, какие из нижеперечисленных групп можно считать формальными (официальными), а какие — неформальными (неофициальными).

Семья; школьный класс; политическая партия; государство; студенческая группа; пассажиры одного вагона; пациенты одного врача; больные одной палаты; люди одинакового возраста; группа друзей; спортивная секция; кружок кройки и шитья; лица одной национальности; военнослужащие одного подразделения; группа пляжных преферансистов; сборная спортивная команда; читатели одной библиотеки; коллектив заводского цеха; бригада шабашников; рабочая смена в парикмахерской; дворовые игроки в домино; туристическая группа, отправившаяся на летний отдых в Италию; посетители одной дискотеки; пенсионеры; однокурсники; аспиранты одного профессора; мафия.

Формальные: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неформальные:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос

Толпа импульсивна, изменчива и возбудима... Импульсы, которым она повинуется, могут быть, смотря по обстоятельствам,благородными или жестокими, героическими или трусливыми,но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

Согласны ли вы с предложенной трактовкой? Почему?

Вывод: ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Оценка микроклимата студенческой группы В.М.Завьялова

Инструкция к тесту:

Заполните методику. В ней предлагаются показатели, характеризующие микроклимат студенческой группы. Методика составлена по принципу полярных суждений. Слева – суждения, раскрывающие психологический климат с положительной стороны, справа – с отрицательной стороны. Между полярными суждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Ваша задача: отметить кружком одну из цифр, которая соответствует степени выраженности каждого показателя.

• Высокая степень выраженности – 3.

• Средняя степень выраженности – 2.

• Слабая степень выраженности – 1.

Тестовый материал

     
В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение               В группе обычно настроение подавленное, мрачное.  
Группа активна, работоспособна.               Группа пассивна, инертна.  
Обстановка в группе спокойная, деловая.               Обстановка в группе нервозная, напряженная.  
В группе студенты чувствуют себя уютно.               В группе студенты чувствуют себя неуютно.  
Студенты знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их.               У студентов нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту.  
Студенты относятся друг к другу с симпатией.               Взаимоотношения в группе отличаются антипатией.  
Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам.               Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы.  
Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах.               Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других.  
Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам.               Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно.  
В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного».               В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки.  
Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы.               Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам.  
  Студентам нравится бывать вместе в колледже и вне его.               Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами.
  Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам.               Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу.
  Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии.               Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется.
  В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам.               К лентяям и прогульщикам относится снисходительно.
  Студенты принимают активное участие в общественной жизни группы.               Студенты пассивны в общественной жизни группы.
  В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого.               Поручения распределяются по принципу: «Лишь бы не мне».
  Студенты с желанием включаются в трудовые дела группы.               Группу нелегко поднять на общее трудовое дело.
  Актив группы пользуется авторитетом и доверием.               В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива.
  Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью.               Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью.
                                         

Обработка данных (вариант Н.П.Фетискина)

Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

Оценить уровень ПМ по баллам:

  • 50-60 баллов – высокая степень благоприятности ПМ;
  • 40-49 баллов – средневысокая степень благоприятности ПМ;
  • 21-39 баллов – средняя степень благоприятности ПМ;
  • 11-20 баллов – средненизкая степень благоприятности ПМ;

· 0-10 баллов – незначительная благоприятность ПМ.

Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой квантификации.

Вывод:_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации