Большие–средние–малые группы

Одним из основных критериев типологии групп является их чис­ленность. К малым группам обычно относятся такие, численность которых не превышает 10–12 человек; средние группы включают в себя от нескольких десятков до нескольких сотен человек; наконец, боль­шие группы могут состоять из нескольких сотен человек (не ме­нее 200–300), верхний предел численности больших групп не опре­делен. Реально максимально большой социальной группой, изу­чае­мой социологами, является общество, то есть группа, насчиты­ваю­щая порядка миллионов или десятков миллионов человек. Наиболее часто социологи изучают большие социальные группы, включающие от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч человек.

Однако критерий численности – это лишь формальный индикатор раз­личия между большими, малыми и средними группами. Именно из-за его формальности невозможно точно указать, где именно лежит численная граница между малыми и средними, средними и боль­ши­ми группами. Численность лишь отражает качественные различия в воз­можностях непосредственного межличностного общения в группах раз­ной численности, в частности разные возможности обрат­ной связи.

В малых группах каждый ее член может непосредственно и одно­вре­­менно контактировать с любым другим членом той же группы; в част­ности, он всегда может среагировать на поведение любого из чле­нов и, в свою очередь, наблюдать, как реагирует на его поведение каж­дый член группы. Таким образом, в малой группе существует посто­ян­но дей­ствующая система прямой и обратной связи между каж­дым членом.

Возможности такой связи ограничиваются, с одной стороны, эф­фективностью каналов связи между индивидами, а с другой – разме­ром группы. Когда численность группы превышает 10 человек, каж­до­му ее члену становится трудно следить за реакцией отдельных его «согруппников», и он вынужден воспринимать группу как нечто целое. Кроме того, в такой группе легче образуются коалиции, под­груп­пы, и она реже представляет собой целостный монолит. Именно поэтому опытные руководители стараются не включать в состав работающих коллективов, комиссий и т.д., если от них требуется эффективная и быстрая работа, более 10 человек. Когда коллектив или группа имеют большую численность, их обычно разделяют на подгруппы (подкомиссии, бригады, звенья и т.д.).

Средние группы – это такие, в которых каждый член в принципе может знать каждого другого человека, входящего в группу, в лицо (или по каким-либо другим признакам, например, по условному коду), но не может отследить реакцию каждого из них на отдельный элемент своего поведения – для этого группа слишком велика.

И, наконец, большая группа – это такая группа, в которой отдель­ные ее члены в принципе могутне быть лично знакомы друг с другом.

Различия между малыми, средними и большими группами со­стоят, прежде всего, в характере информационных процессов. Тесное межличностное общение в малых группах позволяет им выра­батывать нормы и ценности, а также образцы поведения, осуществлять со­циаль­ный контроль более эффективно, чем в средних и особенно в боль­ших группах. Более того, можно утверждать, что большие и сред­ние группы только тогда могут демонстрировать образцы организо­ван­ного поведения, формировать устойчивые внутригрупповые нормы и ценности, когда сами они включают в себя малые группы в качестве эле­ментов своей структуры (мезоструктура).

Из сказанного становится ясным, почему численность сама по себе не всегда позволяет однозначно отнести ту или иную группу к большой, малой или средней. Взаимодействие в группе числен­ностью в 15–20 человек можно организовать таким образом, что она будет вести себя как малая группа. То есть каждый входящий в нее индивид сможет точно знать, как относится к каждому его поступку каждый дру­гой член данной группы.

С другой стороны, если в группе численностью десять человек не на­ладить эффективного механизма межличностного общения, то вполне может оказаться, что она будет вести себя как средняя по численности группа, когда, например, индивид будет скорее реаги­ровать на некое ус­редненное мнение группы, чем на мнение каждого отдельного ее члена.

Группы целевые и нецелевые

Как уже отмечалось, наличие четко сформулированной обще­груп­по­вой цели не обязательно для того, чтобы какая-либо общность людей считалась социальной группой. Однако группы, имеющие та­кую цель, играют очень большую роль в обществе и поэтому часто ока­зываются объектом изучения социологов. Причина состоит в том, что поведение целевых групп подчиняется целому ряду закономер­нос­тей, которые не наблюдаются среди нецелевых групп.

Цель лишь тогда может считаться общегрупповой, когда она до­ста­точно четко сформулирована и осознается хотя бы частью членов группы (не обязательно всеми!).

Цель деятельности может быть задана как самой группой, так и пред­ложена (или навязана) ей извне.

Каждый человек, находясь в группе, осуществляет некоторую целесообразную деятельность, хотя он далеко не всегда четко осо­знает и формулирует для себя свои цели.

Совпадение целей отдельных индивидов еще не означает, что це­ли каждого из них являются общегрупповой целью.

Если же общегрупповая цель существует, то она очень редко яв­ляется «равнодействующей» индивидуальных целей. Группы имеют соб­ственные цели; как правило, индивиды вынуждены «подстраи­вать» свои индивидуальные цели под цель деятельности группы. Гра­ница между целевыми и нецелевыми группами весьма условна. Груп­па может быть создана как нецелевая, а затем может выработать для себя (или получить извне) цель своей деятельности. И наоборот, це­ле­вая группа может со временем утратить эту цель, но тем не менее со­храниться как группа (например, регулярно встречающиеся и взаимодействующие друг с другом члены воинского подразделения, спортивной команды и т.д.). Очень часто истинные цели группы бывают известны далеко не всем ее членам, и тем не менее она су­ществует как целевая.

Наши рекомендации