Заполнение пропуска в схеме или таблице
Подготовка к ГИА по обществознанию – 9 класс
Дорогие ребята!
Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. Уже несколько лет проводится в школах Российской Федерации эксперимент по проведению Единого государственного экзамена за курс полной средней школы, также предполагающего использование тестовых заданий. Вводится в российских школах и так называемый малый ЕГЭ, который будут сдавать выпускники девятилетней, основной школы.
Я считаю своей задачей познакомить вас со структурой тестов по обществоведению, а также дать рекомендации по решению каждого из типов заданий. Главная задача сборника – помочь вам подготовиться к итоговой аттестации за курс основной школы по курсу обществознание, в том числе, к сдаче малого ЕГЭ. Задания охватывают весь курс «Обществознание» основной школы и разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими предметное содержание.
Варианты работы с материалами курса могут быть различны. Вы можете как на уроке с учителем, так и дома, в ходе самостоятельной работы разбирать и решать приведенные в сборнике задания. Количество заданий по каждой теме позволяет использовать различные способы их применения.
Сборник включает в себя типы заданий, как уже использовавшихся в едином государственном экзамене по обществознанию, так и те, которые проходили экспериментальную проверку в отдельных школах, применялись для проведения текущего и итогового контроля в курсе основной школы в школьной практике, включались в комплекты заданий предметных школьных олимпиад.
Комментарии
Наши комментарии имеют целью более основательно познакомить вас с отдельными типами и видами заданий, включенными в настоящий сборник. Задания , включенные в сборник, образуют три больших группы:
– с выбором ответа (часть А);
– с кратким ответом (часть B);
– с развернутым ответом (часть С).
В часть А входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части теста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:
· найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;
· определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;
· выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;
· обобщить приведенный ряд социальных объектов;
· конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;
Хотя эти задания и входят в категорию базовых, они далеко не просты. Вам предстоит не столько воспроизвести знания, почерпнутые из учебника, сколько преобразовать их, применить к данной ситуации.
Пример:
Социальным качеством человека является
1) | cпособность к продолжению рода |
2) | владение приемами защиты от врагов |
3) | умение обустраивать жилье |
4) | наличие представлений о загробном мире |
Ответ: 4
Также часть А включает в себя вопросы повышенного уровня на осмысление двух суждений. Эти задания также как и задания предыдущего типа, предполагают выбор одного правильного ответа. Но вам предстоит проделать сложную аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения на логических весах и выяснить, какое суждение верно. При этом, сложность задания коренится в том, что как верными, так и неверными могут оказаться оба высказывания.
Пример:
Верны ли следующие суждения?
А. в человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми
Б. природа человека двойственна, помимо природных качеств, в ней присутствуют и сформированные в процессе взаимодействия с обществом.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: 1
Задания с кратким ответом (часть В) представлены в сборнике в различных формах:
· заполнение пропуска в схеме или таблице. Эти задания рассчитаны на базовый уровень подготовки;
· исключение лишнего термина из логического ряда терминов, имеющих отношение к определенному обществоведческому явлению, процессу;
· установление соответствия между позициями, расположенными в двух столбцах;
· выбор нескольких правильных ответов из списка;
· распознавание фактов и оценочных суждений, фактов и мнений, суждений и аргументов;
· заполнение пропусков в тексте;
· выявление ошибочных суждений в тексте.
Прокомментируем более обстоятельно несколько типов заданий части В.
Заполнение пропуска в схеме или таблице.
Количество букв (включая пробелы) здесь не должно превышать 17. Существенной помощью для подготовки к решению подобных заданий являются сборники схем и таблиц по различным областям обществознания (социологии, политологии, праву, экономике). Важно понимать, что и схема, и таблица – это всего лишь своеобразная форма представления учебного материала, знакомого вам из учебников и разъяснений учителя. Нужно только суметь преобразовать информацию из текстовой в таблицу или схему.
Данное преобразование называется приемом классификации. Она позволяет представить изучаемый объект в систематизированном упорядоченном виде, выявить существенные связи между элементами, входящими в социальный объект. Классифицирование, осуществляемое в различных областях знания, позволяет выявлять и определенные пробелы, то, чего мы пока еще не знаем. Вам и предстоит в определенном смысле, при решении этих заданий заполнить «белые пятна», восстановить пропущенные элементы классификации.
Пример:
Заполните пропуски в схеме:
Ответ: субъект познания