Структура и социальные функции религии

Структура и социальная функций религий Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно. Многообразие религиозных форм (науке известно около пяти тысяч религий) не позволяет дать универсальное определение религии, так как явления характерные для одних верований оказываются периферийными для других. Термин религия римский мыслитель Цицерон производил от латинского relegere – идти назад, снова читать, обдумывать, созерцать, бояться и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов. Христианский теолог Лактанций полагал, что слово религия происходит от латинского глагола religare – связывать, привязывать – и применительно к религии означает соединение людей с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. В европейской культуре слово религия распространяется, начиная с XYI в. Исследователи определяют религию в соответствии со своими теоретическими и методологическими предпочтениями. Поэтому определения религии можно классифицировать на: - доктринальные (осмысливают религию «изнутри»); - методологические (по способам и методам исследования); - базирующиеся на данных тех или иных наук; - выделяющие какой либо аспект религиозного комплекса. Большинство исследователей выделяют в качестве основных компонентов религии религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Религиозное сознание функционирует на двух уровнях: 1) религиозная идеология – система идей о Боге, мире и человеке; 2) религиозная психология – совокупность религиозных представлений и чувств, присущая всей массе верующих и связанная с религиозной идеологией. Центром религиозного сознания является вера – такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность принимается без теоретических и практических доказательств. Вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры – это твёрдое убеждение человека в существование сверхъестественного. Систематизированное изложение содержания веры в догматах составляет вероучение. Во многих религиях вероучение содержится в священных книгах – Священном Писании (Библия, Коран и др.), которое по своей сути является божественным откровением. Священное Предание, написано людьми, содержит правила и установки, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него. Религиозная деятельность – вторая составляющая религии. Её важнейший вид – религиозный культ, сочетающий в себе духовный и практический аспекты. Культ это совокупность определённых символических действий, с помощью которых человек общается с Богом. Способы культа – различные обряды, воплощающие религиозные представления, например: - обряды инициации – посвящение в иную социально-возрастную группу; - жертвоприношения – обряд умилостивительного или благодарственного характера; - богослужения – совокупность обрядов, проводимых коллективно в особо отведённом месте; -молитвы – обращение к сверхъестественным силам с просьбами о ниспослании блага, отвращении зла; -праздники – знаменательные дни, отмечаемые в память о тех или иных событиях и религиозных персонажах; -посты – религиозные запреты или ограничения на приём определённых видов пищи. Средствами культа являются храмы, святилища, реликвии, утварь, одеяния. В рамках культа используются различные виды искусства – музыка, живопись, архитектура, которые усиливают религиозные чувства и эстетические потребности верующих. Важной характеристикой культа является наличие определённой категории лиц, руководящей им (шаман, жрец, священник и др.) Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием и подразделяются на культовые и внекультовые. В качестве субъектов религиозных отношений выступают верующие, религиозные организации и учреждения. Религиозные отношения подразделяются на: 1) внутрицерковные – между верующими, священнослужителями и руководящими органами той или иной церкви; 2)межцерковные – между верующими, объединениями, организациями различных вероисповеданий; 3) внецерковные – применение религиозных норм в других сферах жизнедеятельности общества. В качестве упорядочивающих религиозную деятельность и отношения инстанций выступают религиозные организации – оформленное объединение верующих одной религии. Основные типы религиозных организаций: - религиозная группа – небольшой коллектив людей, совместно отправляющих религиозные обряды; - религиозная община, для которой характерно добровольное членство, высокая степень регулярности культа, отсутствие централизованного руководства; - церковь – централизованное, иерархическое объединение священнослужителей (клира) и простых верующих (мирян), которое постоянно воссоздаёт и координирует обрядово-культовую деятельность религии; -секта – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом и характеризуется замкнутостью, претензиями на исключительность и закреплением харизматического лидерства; - деноминация – религиозное объединение, находящееся в стадии становления, промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющий черты, как первой, так и второй. Религия выполняет ряд функций, наиболее существенными являются: - мировоззренческая – состоит в создании религиозной картины мира, которая объясняет явления окружающей человека действительности и определяет отношение человека к ней, религия придаёт определённый смысл и цель жизни человека; - компенсаторная – восполнение ограниченности, слабости, эфемерности человеческого существования, религия помогает человеку преодолеть одиночество, страх, утешает, облегчает страдания; - регулятивная – формирует особую систему норм и ценностей, которые определяют поведение, деятельность людей; - легитимирующая – обосновывает и придаёт законный характер определённому типу общественного порядка и государства; - интегрирующе-дезинтегрирующая – религия может в одном отношении объединять, а в другом разъединять индивидов, группы людей; - психотерапевтическая – преодоление индивидуальных негативных ощущений, эмоций; - культурно-транслирующая – сохраняющая и передающая из поколение в поколение религиозные памятники, тексты и т.п.

Религия - сложное социально-историческое явление, произведение человеческого познания и разума, почуттєвості и фантазии, свободы и неволи. Именно структурированность и целостность этого феномена и дает основания рассматривать его как религиозный комплекс.

Он представлен многими составляющими. Одним из них принадлежит ведущее место в религиозном комплексе, другие находятся на втором плане, а некоторые оказываются при определенных условиях совсем не обязательными. То есть выделяют основные и второстепенные составляющие (элементы, компоненты) религии.

Относительно определения основных элементов религиозной системы, то в религиоведов нет единого взгляда на эти феномены. Одни авторы причисляют к основных составляющих религии религиозное сознание, деятельность, религиозные институты (общества, управления, центры). Другие утверждают, что к элементам религии нужно в первую очередь относить доктрину, миф, эстетические ценности, ритуалы и разнообразные формы культовой практики. Ряд религиоведов, а их большинство, выделяют религиозное сознание (религиозные представления, взгляды и настроения), религиозный культ, религиозные организации. Мы разделяем взгляды последних, считая, такое разделение наиболее оптимальным. Заметим, что каждый из названных составляющих религии является динамическим, полифункциональным и также структурируется.

Учитывая, что второстепенные составляющие мало весомые для характеристики религиозной системы, в религиоведении принято прибегать к анализу основных элементов.

Основные составляющие религиозной системы объединяются в наружную и внутреннюю структуру (строение) религии.

К внешней структуре относятся: религиозные представления и взгляды, религиозные настроения, религиозные действия, религиозные институты.

Внутренняя структура охватывает религиозную картину мира и религиозную науку жизни.

Внешняя структура

1. Религиозные представления, взгляды, понятия, суждения - это целый комплекс идей, образов, связанных с верой в сверхъестественное. Они зафиксированы в мифах, легендах, догматах вероучения, содержании священных книг, молитв, теориях и концепциях. Стержнем этих представлений является человек - ее судьба, призвание, вопрос жизни и смерти, смысложизненные ориентации, современное и будущее, добро и зло, - и все это в контексте отношений со сверхъестественным как высшим, совершенным, справедливым, могущественным, благодатным и карающим. В религиозных взглядах удивительно сочетаются фантастическое и реалистическое, которые функционируют по единому плану.

Главная черта религиозных взглядов - вера в сверхъестественное. Религиозные взгляды как составляющая сознания существуют на обыденном и теоретическом уровнях. На обыденном уровне они существуют почти на протяжении всей истории религии. Это миросозерцания рядовых верующих. Они общие, аморфные, фрагментарные, разрозненные, часто недоказові и несистематизированы.

Теоретическое религиозное миропонимание формируется в процессе отделения умственного труда от физического в социально-дифференцированном обществе. Оно доказательное, последовательное, стройное, систематизированное. Завершающий вид имеет в религиозной литературе.

Специфической формой существования религиозных взглядов, понятий и представлений является богословие (теология) - учение о религии, церковь как дом Божий на Земле. Оно возникает в сравнительно поздние времена религиозной истории (в монотеистических религиях) и имеет четко выраженную конфессиональную принадлежность.

2. Религиозные настроения - это те чувства, эмоциональные состояния, которые вызывает вера в процессе осмысления религиозным человеком внешнего мира и собственного бытия. Это особый класс психических процессов, характеризующих отношение верующего к сверхъестественному и осознанных в религиозном плане бытийных состояний, процессов и явлений окружающей среды. Ведь человек не равнодушно отражает мир. Она ищет свое место в нем, пытается изменить мир согласно своим потребностям и интересам. И одновременно подвергается воздействию вселенной.

Религиозные чувства психологически, по способам проявления и формами протекания не отличаются от нерелигиозных. Специфика религиозных чувств в их направленности на сверхъестественное. Они могут быть позитивными и негативными. К первым относятся любовь, радость, благоволение, надежда, успокоение и т.п., ко вторым - страх, скорбь, отчаяние, отчаяние и другие.

Отдельное место в системе религиозных настроений занимает чувство любви к Богу - привязанность, тяга к сверхъестественному. Мотивация этого чувства своим подтекстом имеет также любовь Бога к человеку, что реализуется в форме любви к ближнему.

Чувство страха перед Богом тоже психологически не отличается от нерелигиозного страха. Последнее возникает от разных земных, жизненных обстоятельств, религиозное - от веры в Бога как грозную силу.

Чувство благоволения, умиление, религиозного утешения, радости, отчаяния, скорби тоже занимают важное место в сознании верующего. Каждое из них имеет для верующего далеко не иллюзорное значение, поскольку символизирует ответственность за свои поступки и замыслы.

3. Религиозные действия - это действия верующих и их сообществ, обусловленные религиозной верой. Существует два вида религиозных действий: культовые и позакультові. Культ - важнейший вид религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Он представляет собой систему действий, средств воздействия на сверхъестественное с целью изменения его отношения к себе. К культовым действиям относятся молитвы, таинства, обряды, праздники, традиции, ритуалы, богослужения, запреты, жертвоприношения и т.д. Средства религиозного культа - культовые строения, кресты, священные облачения, свечи, религиозная живопись, скульптура, музыка.

История не знает ни одной религии без культового элемента. Культ - это одежда религии, который нельзя снять или просто поменять; он - способ существования религиозных представлений и чувств, а все они вместе являются сторонами одного целого - религиозного, практически-духовного вхождения человека в мир.

Можно сказать, что культ - это язык религии, где предмет, действия, слова имеют символическое значение. Культ удовлетворяет религиозные потребности верующих, возбуждая психологически-волевые процессы в таком направлении, которого требуют обстоятельства жизнедеятельности верующего.

Особое место в религиозном культе принадлежит молитве, которая является важнейшим средством общения верующего со сверхъестественным, на которое вроде бы можно повлиять с помощью слова. Молитва - простая и наиболее доступная форма религиозной деятельности.

Позакультова религиозная деятельность реализуется в духовной и практической сферах. Духовная позакультова деятельность охватывает разработку религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, написание богословских произведений и т.д.

Практическая позакультова деятельность включает производство предметов религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин, управленческая деятельность в религиозных институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение и т.д. В позакультову деятельность иногда в определенной степени проникают элементы культа (молитвы на лекциях и др.).

4. Религиозные институты - это организации, учреждения, заведения, которые действуют на религиозной основе и призваны в первую очередь создавать нормальные условия для единоличного или коллективного удовлетворения религиозных потребностей верующих. их принадлежность определяется религиозными интересами, потребностями, установками.

К ним, в первую очередь, относятся религиозные организации. Они являются объединениями последователей определенного вероисповедания. Одни из них формируются для совместного удовлетворения религиозных потребностей; другие - в процессе деятельности верующих в позарелігійних сферах. В первом случае религиозные организации могут быть 3-х типов: секта, деноминация, церковь.

Секта может иметь два уровня организации:

- небольшая религиозная группа, начальное звено формирования религиозной организации;

- объеденение, что отделилось от одного из религиозных направлений и находится с ним в конфликте. В секте отсутствует институт священства, лидерство принадлежит верующим, которые считаются носителями харизмы (от греч. charisma - дар). В ней существует контролируемое членство и строгая дисциплина, претензии на исключительность установок и ценностей, элитаризм, богоизбранность.

Деноминация - переходный тип религиозной организации, которому присущи черты секты и церкви. Она не имеет профессионального священства, разделения на клир и мирян. ей присущи учтенное членство, руководство осуществляют органы, избранные верующими.

Церковь - самоуправляющееся объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и особенностей культовой деятельности. Тут налицо профессиональное священство, централизованное иерархическое управление, четкое разделение на клир и мирян, отсутствует контролируемое членство.

Важнейшими задачами религиозных организаций является донесения до верующих соответствующих норм и правил поведения, смысложизненных ценностей и идеалов. Эта цель достигается посредством выполнения ряда функций:

1) выработка систематизированного учения (системы идей);

2) разработка системы защиты и утверждения „чистоты веры”;

3) организация и управление культовой деятельностью;

4) контроль и осуществление санкций (мер наказания) в случае несоблюдения религиозных норм;

5) поддержка связей с социальным окружением.

Другие религиозные организации представлены позацерковними объединениями: миссии, братства, партии, профсоюзы, объединения молодежи, студентов, женщин, которые создаются по конфессиональным признакам.

К религиозным институтам также относятся учебные заведения (духовные академии, институты, семинарии и т.п.), где готовят кадры служителей культа; издательства и типографии, которые обеспечивают верующих религиозной литературой; предприятия, на которых изготавливаются предметы религиозного культа и церковной утвари.

Внутренняя структура

Основными ее составляющими являются религиозная картина мира и религиозная наука жизни.

1. Религиозная картина мира - представление верующих о происхождении и строении мира, прежде всего о его двойственность. То есть, в соответствии с религиозными концепциями, рядом с природным миром существует сверхъестественный, абсолютным воплощением которого является Бог. Эта двойственность находит свое отражение в богословских толкованиях строения и перспективы мира, живой и неживой природы. Так, христианская картина мира представляется в первых двух книгах Библии, в религиях Древнего Египта и Японии, в легендах о возникновении мира из хаоса, появление в нем первых богов и т. д.

2. Религиозная наука жизни - определенный образ жизни, которого должен придерживаться верующий и нарушение которого - большой грех перед Богом. Соблюдение его - обязательно ’обязательное условие Божьей любви и гарантия личного бессмертия и вечной жизни. Этот образ жизни возможен лишь при выполнении определенных моральных норм и правил, установок (заповедей, принципов). их провозглашают священные книги разных религий - Библия (иудаизм, христианство), Сунна (ислам), Трипитака (буддизм), Дао дэ цзин (даосизм) и др. Большое количество различных наставлений, в частности, содержится в Ветхом и Новом Заветах Библии (заповеди Моисея - Исх., 20, 1-17; Нагорная проповедь - Мф., 5, 3-12 и т.д.).

Социальные функции религии

Религия - явление общественно-историческое. Она появляется как средство (инструментарий) регулирования поведения человека после того, когда она выделилась из рода и осознала свою самостоятельность. Поэтому религию можно рассматривать еще и как действенный общественный фактор. Способы, уровень, направление воздействия религии на социальную систему и отдельного индивида проявляется в его различных функциях (от лат. functio - исполнение, завершение). Основные из них следующие: мировоззренческая, компенсаторно-терапевтическая, регулятивная, коммуникативная, культурно-формирующая, легітимізуюча, інтегруючо-дезінтегруюча.

Мировоззренческая функция. Она проявляется через способность религии формировать у верующего человека систему взглядов и представлений, что позволяет определить свое место в мире, сформировать цель и смысл жизни, ценностные ориентиры, перспективы посмертного существования.

Компенсаторно-терапевтическая функция. Выполняет две задачи:

- как средство духовного утешения (через катарсис - очищение, успокоение, молитву, медитацию, духовное наслаждение, общение с высшим) помогает человеку психологически снимать негативные последствия стрессовых ситуаций (жизненные невзгоды, страдания, горе), сохранять внутренний покой, душевное равновесие на индивидуальном уровне ее бытия;

- обещает посмертном воздаянии как компенсацию утраченного.

Подобная компенсация имела место еще в древних религиях, что отражало бессилие, зависимость человека от объективных условий ее существования.

Регулятивная, ограничительно-узаконююча функция реализуется как способность религии через систему норм, ценностей, примусов, установок, канонов, институтов управлять поведением, поступками верующих, деятельностью отдельных организаций, формировать и корректировать межличностные и межгрупповые отношения. Наиболее деятельными в системе регуляции являются религиозные нормы (религиозное право, мораль, заповеди) - система требований, правил, предписаний, направленных на воплощение в жизнь ценностей религии; а также образцы (идеалы, примеры для подражания), поощрения и наказания.

Коммуникативная функция проявляется в общении верующих с сверхъестественным Богом (вертикальные связи) и между собой (горизонтальные связи).

Культурно-формирующая функция является фактором влияния религии на развитие письменности, книгопечатания, искусства, сохранения ценностей религиозной культуры, передачи исторического опыта от поколения к поколению.

Легітимізуюча функция (от лат. legitimus - законный, узаконенный)

- способность религии воспитывать в верующих гражданскую позицию, уважительное отношение к общественным нормам).

Інтегруючо-дезінтегруюча функция. С одной стороны, она проявляется как способность религии способствовать бесконфликтном связи, согласии, солидарности, сплоченности религиозного сообщества или общества в целом. Во времена различных кризисов общество использует этот фактор, учитывая, что религия помогает людям осознать себя как моральную общность, объединенную общими ценностями и целями. С другой стороны, в определенных исторических и социальных условиях религия может дезинтегрированным, разъединять людей, вызвать межэтническое, религиозное противостояние. Дезинтеграция может выступать в форме внутріконфесійних и межконфессиональных конфликтов, между крупными религиозными объединениями (христиане и мусульмане) в форме борьбы с „чужим” (например, „джихад” - война против неверных в исламе).

Отдельные религиоведы выделяют еще ряд функций, которые выполняют религиозные общины и организации в обществе: богослужебная (удовлетворение религиозных потребностей верующих через культовую практику), миссионерская (распространение вероучения среди населения), пропагандистская (идеологическая) функция - распространение через средства массовой информации религиозного учения, политическая (участие церкви в политической жизни страны), хозяйственно-экономическая (ведение хозяйства, производственной деятельности по выпуску религиозной атрибутики и проведения реставрационно-строительных работ), благотворительная (оказание материальной помощи), филантропическая (содержание приютов, больниц, детских учреждений), просветительская (распространение знаний о культуре, морали и т.д.).

Наши рекомендации