Структура и социальные функции религии

В ходе истории складываются и изменяются элементы и структура религии. В первобытном обществе религия как относительно самостоятельное образование еще не выделялась, в дальнейшем она дифференцировалась, в ней выделялись элементы. Структура современных мировых религий представляет собой систему, состоящую из нескольких компонентов. В рамках социологического анализа принято выделять следующие компоненты:

· религиозное сознание;

· религиозную деятельность;

· религиозные отношения;

· религиозные организации.

Существуют разные аспекты анализа религиозного сознания:

а) выделяют различные уровни религиозного сознания;

б) можно разделить его на индивидуальное, групповое, общественное;

в) в качестве простейших структурных элементов религиозного сознания выделяются религиозная вера, религиозные символы, нормы, ценности, ориентации, предрассудки, образцы и т. д.;

г) для социологического исследования считается полезным выделение рационального, эмоционального, волевого элементов религиозного сознания.

Религиозное сознание существует на двух уровнях: обыденном и концептуальном.

Религиозное сознание на концептуальном уровне представляет собой совокупность религиозных догматов и различных положений о мире и человеке, разрабатываемых священнослужителями. В ее состав входят:

· теология – учение о Боге;

· теологические концепции политики, права, экономики и т. д.;

· религиозная философия.

На уровне обыденного сознания религия предстает в виде религиозных образов, мистерий, настроений, влечений, чувств, эмоций и т. д. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, но доминирующую роль играют эмоции.

В религиозном сознании соединены адекватные отражения действительности и иллюзии, заблуждения. Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является «абсолютно ложным». В религиозном мифе воссоздаются реальные явления и события аналогично тому, как это происходит в искусстве, в художественных образах. К тому же, взаимодействуя с другими областями духовной жизни, религия включает экономические, политические, философские знания.

Религиозная деятельность является практически-духовным освоением мира. Существуют две основные разновидности религиозной деятельности – внекультовая и культовая.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Культ – это система особых действий, в которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественным силам.

Разновидности культа:

· религиозные пляски;

· религиозные богослужения;

· обряды;

· праздники;

· паломничества и др.

Субъект культа – религиозная группа или верующий индивид. Индивидуальная культовая деятельность доступна только верующим с хорошим знанием видов и способов культовых действий.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа.

Средства культа:

· . молитвенный дом;

· религиозное искусство (архитектура, живопись, музыка);

· культовые предметы (свечи, церковная утварь, облачения и т. д.).

· Результаты культовой деятельности:

· удовлетворение религиозных потребностей;

· удовлетворение нерелигиозных потребностей (художественных, потребностей в общении и т. д.);

· динамика психических состояний верующих (переход к состоянию гармонии, радости, умиротворенности и т. д.);

· сплочение религиозной группы

Внекультовая деятельность включает:

· разработку религиозных идей;

· интерпретацию религиозных книг и богословских сочинений;

· преподавание богословия;

· распространение религиозных представлений;

· организационно-управленческую деятельность.

В процессе религиозной деятельности складываются религиозные отношения. В зависимости от вида религиозной деятельности они подразделяются на культовые и внекультовые отношения.

В качестве символических посредников религиозных отношений могут выступать:

а) предметы неживой и живой природы;

б) индивид или группа лиц;

в) образы Бога, духов, душ, святых и т. д.;

г) язык – предложения и отдельные слова.

Упорядочивают религиозную деятельность и отношения религиозные организации. Изучение религиозных организаций, общностей, групп имеет большое значение для характеристики религиозности и функций религии в обществе.

Религиозная организация представляет собой совокупность религиозных групп. Религиозную группу можно определить как общность, складывающуюся в процессе отправления религиозных обрядов. В процессе секуляризации происходит ослабление влияния религии, что приводит к появлению нерелигиозных групп. Среди религиозных организаций выделяют церковь, секты, деноминации.

Церковь (греч. kyiake – Божий дом) – объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Постоянно и строго контролируемое членство отсутствует, последователи анонимны. В организационной структуре церкви находит отражение деление на духовенство и мирян. Позиции и роли упорядочены по иерархическому принципу.

Секта (лат. sekta – образ мыслей, учение) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Через определенный промежуток времени некоторые секты прекращают свое существование, а другие постепенно превращаются в церкви и деноминации. Для секты характерны:

· претензия на исключительность своей роли, доктрины, установок;

· настроения избранничества;

· тенденция к изоляционизму;

· стремление к духовному возрождению;

· принцип добровольности объединения и равенства всех членов.

Деноминация (лат. denominatio – переименование) развивается из других типов объединений или складываться самостоятельно. Ее культовые и идейные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте. Выдвигается принцип постоянного и строго контролируемого членства, активности в религиозной деятельности, однако наблюдается тенденция к соединению с «миром». В деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь, и от нее могут отделиться сектантские группы [2, c. 42–44].

Все религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества в целом: с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти) и с регуляцией повседневного поведения. Все религии учили любви к ближнему, свободе от рабства вещей, умению властвовать собой и твердо верить в истину. Религии заключают в себе систему верований, морали, права, и вместе с тем выступают как важный компонент социальной структуры и как социальный институт.

Р. Белла предложил эволюционную классификацию религиозных систем. Выделив пять основных этапов, он дал им следующие названия: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный.

“Примитивная религия” (1-й этап), по мнению Р. Белла, характерна для первобытного общества. Этой религии свойственно мифологическое нерасчлененное сознание, в котором естественное еще не отделилось от сакрального. Религиозно-символическая система на этом уровне характеризуется как “мир мифов” (Леви-Брюль), как “мечтание”, сновидение наяву (Стэннер). Это время, населенное фигурами предков, полузверей-полулюдей. Эти фигуры нередко наделяются способностями, превышающими способности обычных людей, и считаются прародителями и творцами многих вещей в мире, но они однако не являются богами, т. е. им не приписывается власть над мирозданием.

Примитивное религиозное действие характеризуется не богослужением и не жертвоприношением, а лишь “участием”, “воплощением”. Участники ритуальных церемоний идентифицируются с мифическими существами, которых они представляют. Нет ни священнослужителей, ни паствы, ни посредствующих ролей, ни зрителей. Все присутствующие включаются в саморитуальное действо и становятся единым целым с миром. Как отмечает Р. Белла, на примитивном уровне не существует религиозной организации в качестве самостоятельной социальной структуры. Церковь и общество – одно целое. Религиозные роли, как правило, слиты с другими ролями, причем преобладает дифференциация по линии возраста, пола или принадлежности к группе родственников. Что касается социальных последствий примитивной религии, то видимо правомерно считать, что анализ, осуществленный Э. Дюркгеймом, в основных чертах считается приемлемым и по сей день. Ритуальная жизнь действительно укрепляет солидарность общества и способствует приобщению молодежи к нормам поведения племени. Однако примитивная религия дает мало средств для преобразования мира, а ее текучесть и зыбкость служат преградой для радикальных нововведений.

“Архаическая религия”(2-й этап) включает в себя в основном религии бронзового века. Характерной чертой этого этапа религиозности является возникновение подлинного культа скомплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений. С помощью жертвоприношения человек мог как бы искупить свои прегрешения против веры или проступки против людей. В отдельных случаях происходило и обожествление царской власти, т. е. божественно-царская власть как бы узаконивала саму себя. В структуре сохраняется комплекс мифов и ритуалов, присущий примитивной религии, но их систематизация и разработка осуществляются уже новыми способами. Таким образом, архаический этап отличается от примитивного большей систематизацией и дифференциацией религиозного сознания и культа.

Несмотря на присущее обоим этапам монистическое мировоззрение, взгляд на мир у них имеет некоторые отличия: священное и мирское представляют собой разные способы организации единого мироздания.

«Исторические религии» (3-й этап). К ним Р. Белла относит иудаизм, христианство и ислам. Этот этап характеризуется четким противопоставлением мирской и священной сфер. Практически во всех исторических религиях происходит обесценивание реального мира, и провозглашается совершенно отличная сфера деятельности, имеющая наивысшую ценность для верующего человека. С точки зрения указанных религий человек уже не определяется принадлежностью к какому-то племени или клану, а какому конкретному богу он служит. С этих позиций его и определяют как существо, способное спастись. В связи с этим приобретают новое значение и религиозные действия человека, которые являются, прежде всего, действиями, необходимыми для спасения. По причине провозглашения высшей ценностью посмертное спасение, идеалом религиозной жизни становится уход от мирской суеты. Иначе говоря, критерием благочестивости человека становится степень его приближения к идеалу монашеской жизни. Это видимо связано с тем, что человеческие грехи, существовавшие в представлении более ранних религий, на историческом этапе религиозности приобретают совершенно иное значение. Исторические религии обвиняют человека в более серьезном пороке (например, “первородный грех”).

Характерной особенностью этого этапа является и более высокая степень дифференциации религиозной организации от других форм социальной организации, в частности, от политической структуры. В отличие от других религий наивысшую степень независимости достигла христианская церковь. Это означало, что узаконение политической власти стало зависеть в какой-то степени от религиозной иерархии, что, в свою очередь, увеличило вероятность того, что социальные и политические реформистские движения должны были в определенной мере основываться на религиозных ценностях.

“Раннесовременная религия” (4-й этап). Свое наиболее законченное развитие, по мнению Р. Беллы, она получила в протестантской Реформации. Если, как отмечалось ранее, в исторических религиях в качестве главной сферы религиозного действия был потусторонний мир, то раннесовременная религия представляет собой определенный сдвиг в сторону “посюстороннего” мира. Иначе говоря, спасение теперь надлежит искать в гуще мирской деятельности, а не в уходе от мирской суеты. Главным средством прославления господа, особенно для кальвинистов, становится деятельность, а не созерцание мира. По словам М. Вебера, с наступлением Реформации весь свет превратился в монастырь. Как видим, раннесовременная религия сумела направить дисциплину и энергию религиозной мотивации на дело преобразования светского мира, что позволило, при соблюдении “мирской аскезы”, добиться предельной эффективности в хозяйственной сфере.

Современный (5-й этап) характеризуется религиозным плюрализмом. Переход от раннесовременной религии к современной, по мнению Р. Белла, происходит в большинстве наиболее развитых стран Запада. Чем это обусловлено? Р. Белла исходит из того, что общий уровень материального благосостояния в этих обществах стал высок, с чем связано и возрастание уровня образования. Люди стали получать небывалый по объему поток сведений о мире. Эмоциональная и умственная энергия человека направляется не на разрешение насущных экономических проблем, что характерно для развивающихся стран, а на вечные, неустранимые проблемы смысла жизни.

Существуют и другие классификации и систематизации религий. Например, идея последовательности смены религий, предложенная Гегелем. В развитии религии он выделяет три последовательно сменяющих друг друга стадии: 1) религия природы (Древний Восток); 2) религия духовной индивидуализации (иудеи, греки, римляне); 3) абсолютная религия (христианство.)

Самая простая квалификация религий сводится к следующим трем группам:

1) примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения в сознании человека, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу (богам).

2) национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии).

3) мировые религии, вышедшие за пределы нации и государств и имеющие большое число последователей во всем мире. Их три: буддизм, христианство и ислам [3, с. 27–28].

В обществе религия выполняет ряд определенных социальных функций. Ученые выделяют следующие:

компенсаторная функция – религия восполняет ограниченность, бессилие, неудовлетворенность людей своим бытием, утешает, снимает стресс;

мировоззренческая функция – религия объясняет мир, дает ему оценку, придает смысл;

коммуникативная функция религии проявляется в общении в процессе культовой и внекультовой деятельности;

интегрирующая функция религии заключается в поддержке стабильности того или иного общественного фактора;

регулятивная функция состоит в том, что с помощью ценностей, установок, мнений, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью, поведением индивидов и групп [4, с. 21–22];

культуротранслирующая функция – являясь составной частью культуры, религия осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Наши рекомендации