Особенности развития межэтнического конфликта

В своем развитии межэтнический конфликт проходит те же стадии, что и любой вид конфликта. Но, как и другие виды, этни­ческий конфликт имеет свои специфические особенности. Рас­смотрим некоторые из них.

Одной из основных особенностей межэтнического конфликта является то, что он способен проникать во все другие типы кон­фликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия. Каковы бы ни были причины возникновения конфликта, ес­ли субъекты противостояния (оппоненты) являются представите­лями различных этнических групп, то в своем развитии этот кон­фликт будет приобретать этническую окраску и на определенном этапе этнические различия могут приобрести доминирующее зна­чение.

Другой особенностью межэтнического конфликта является то, что в его развитии большую роль играет определенная идеоло­гия (национализм, сепаратизм, коммунизм, антикоммунизм, фа­шизм, панисламизм и др.). Идеология способствует консолида­ции этноса и более жесткому противопоставлению «своих» и «чу­жих». Она также придает ценностно-смысловую направленность противоборству, определяя цели и задачи в развитии этноса. На­пример, этнический национализм по сути представляет собой по­литическую программу самоопределения этноса.

К особенностям межэтнического взаимодействия также мож­но отнести завышенную самооценку «своих» и необъективно низ­кую оценку «чужих»; двойной стандарт в подходах к «своим» и «чужим» (то, что позволительно «своим», непозволительно «чу­жим»).

Деление на «своих» и «чужих» свойственно любому социаль­ному конфликту. Но этническая принадлежность является одной из наиболее устойчивой. Этнический стереотип в межгрупповых отношениях «приобретает как бы самостоятельное существова­ние и психологически возвращает социальные отношения в исто­рическое прошлое, когда групповой эгоизм глушил ростки буду­щей общечеловеческой зависимости самым простым и древним образом: путем уничтожения, подавления инакообразия в поведе­нии, ценностях, мыслях».

Большинство особенностей этнических конфликтов носит социокультурный характер, имеет социокультурные различия. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обы­чаях, традициях, стереотипах, в национальных символах, спосо­бах мышления и поведения и т.д. Каждое из этих различий при определенных условиях (например, при кризисном состоянии общества) может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта.

Существует понятие «мифологическое мышление», феномен которого особенно наглядно проявляется в социокультурных конфликтах. Суть этого феномена заключается в том, что память сохраняет различные факты прошлого, «а интеллект дорабатыва­ет возможные варианты успешных деталей»: в результате создает­ся модель того, «что могло бы быть..., а может и было». Так соз­дается «фантомная модель», которая может превратиться в про­грамму действий. Народная память в своих мифах, легендах, фольклоре, в памятниках истории, литературы и т.д. хранит про­шлые победы и поражения, прошлые обиды и «образы врагов», прошлые стереотипы конфликтного взаимодействия этносов. Весь этот груз достоинств и недостатков может быть использован для разжигания ненависти в межэтническом противостоянии.

Сами по себе этнические особенности не являются постоян­ным дестабилизирующим фактором в обществе. В нормально функционирующей социально-политической и экономической системе отношений хорошо уживаются люди, принадлежащие к различным этническим группам. Но в условиях экономической и политической нестабильности и кризисных состояний общест­ва все прежние регуляторы межгрупповых, межэтнических отношений подвергаются разрушению и девальвации, а новые скла­дываются не сразу. В такой ситуации «этнический регулятор», данный людям от рождения, выступает на первое место.

Имея перечисленные особенности, межэтнические конфлик­ты отличаются остротой противоборства и жестокостью в формах ведения борьбы. Начавшийся конфликт вызывает цепную реак­цию, вовлекая в свою сферу все новые и новые людские и другие ресурсы. Используя образное сравнение В.А.Михайлова, можно сказать, что межэтнический конфликт развивается по принципу «воронки», а именно:

• на первом этапе происходит образование «воронки проти­востояния», начинается накопление обид, формируется об­раз «врага»;

• на втором этапе стороны плодят своих антидвойников (за­кон «заразного» причинения), «одномерных человеков» или «недочеловеков»;

• на третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и «события отныне разворачиваются по принципу «зеркаль­ного отражения», когда практически все твои дела и поступ­ки бумерангом возвращаются к тебе же. В этой «войне двой­ников», — пишет В.А.Михайлов, — действие всегда равно противодействию. Здесь уже окончательно пропадают пра­вые и виноватые, остаются лишь бедствующие».

Принцип «зеркального отражения» впервые был изучен аме­риканским ученым Ю.Бронфенбренером на примере взаимного восприятия друг друга американцев и русских в 60-х гг. Затем был подтвержден другими аналогичными исследованиями и, в част­ности, при анализе сообщений в армянской и азербайджанской прессе по поводу конфликта в Нагорном Карабахе. Во всех этих исследованиях были получены фактически одни и те же результа­ты: каждая сторона обвиняла противника в тех же грехах, в кото­рых последний обвинял ее.

Наши рекомендации