Функции и дисфункции институтов

Функция(от лат. functio — исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в об­ществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, кото­рую он приносит обществу, иначе говоря, совокупность решаемых задач, до­стигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и основной функцией социальных институтов является удовлет­ворениеважнейших жизненных потребностейобщества, т.е. того, без чего об­щества не будет как такового. Оно не может существовать, если не будет по­стоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства про­питания, жить в мире и порядке, приобретать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализациилюдей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универ­сальных функций, т.е. общих для всех институтов, можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, ре­гулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции38.

36 Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. Indianapolis, 1991. P. 54—55. ■" Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, 1993. ФроловС.С. Указ. соч. С. 130-132.

Наряду с универсальными существуют специфические функции, т.е. такие, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), до­бывание средств существования (производство), наведение порядка в обще­стве (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов обществен­ного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государ­ства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Институты церк­ви и религии поддерживают и развивают культуру. Комбинация универсаль­ных и специфических функций дает схему, представленную табл. 8.

В каждом социальном институте можно выделить ряд подфункций, кото­рые он выполняет и которых может не быть у других институтов. К приме­ру, в институте семьи ученые обнаружили функцию сексуального регулиро­вания, репродуктивную функцию, функцию социализации, функцию эмо­ционального удовлетворения, а также статусную, защитную и экономическую функции39.

функции и дисфункции институтов - student2.ru

Рис. 38. В племенах с полигинией по нескольку жен имеет лишь небольшое число мужчин,

как правило, самых богатых

Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специ­ализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют институты семьи, церкви, образования,

39 Фролов С.С. Указ. соч. С. 141-143.

государства. В то же время институт семьи реализует такие функции, как вос­производство человека, воспитание и социализация, удовлетворение в интим­ной близости и др. Функции, осуществлявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выпол­нял более пяти-семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отды­ха — специальный институт рекреации. Даже функцию удовлетворения сек­суальных потребностей с ней разделяет институт проституции. А функцию до­бывания средств существования, чем во времена охотников и собирателей за­нималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.

Таблица 8 Типы социальных институтов и их функции

Функция Типы институтов
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) Брачно-семейные, культурные, образовательные
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов Экономические
Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов) Политические, правовые, культурные
Регулирование использования власти и доступа к ней Политические
Коммуникация между членами общества Культурные, образовательные
Защита членов общества от физической опасности Военные, правовые, коерсивные40, медицинские

Источник: Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 127.

На заре своего возникновения государство выполняло узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. По мере усложнения общества усложнялось и госу­дарство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступнос­тью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечени­ем и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохра­нение, науку, образование и т.д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных норма­тивов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономи­ческой деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (монастырские библиотеки, религиоз­ные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечитель­ством и филантропией (помощь нуждающимся).

40 Обобщенное название полицейских сил, судебной и пенитенциарной системы (от англ. coercion — принуждение, подавление).

Выполняемые институтами функции изменяются со временем.Часть из них исчезает, часть перемешается к другим институтам, часть уменьшает­ся или увеличивается в объеме. Раньше среди основных задач церкви были образование и социальная помощь нуждающимся. Но современное государ­ство создало разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу. Однако церковь продолжает заниматься образованием и социаль­ной работой41.

К функциям семьиотносят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного инструктирования и руководства, рекреации, вос­производства и эмоциональной поддержки. В разных культурах функции се­мьи различались. Приведем примеры из примитивных обществ.

Контроль воспроизводства. В одних племенах биологическому отцу не да­валось никакого социального статуса, в других биологическим отцом был

один человек, а социальным — другой. Число разрешенных супругов. Полига­мия означает множество супругов и включает полиандрию (однаженщина и несколько мужчин), полигинию (один функции и дисфункции институтов - student2.ru мужчина и несколько женщин), груп­повой брак (несколько женщин и не­сколько мужчин). Полиандрия встречалась в 31 из 475 изученных племен, полигиния — в 378, моногамия — в 66. Но в племенах с полигинией по не­скольку жен имело лишь небольшое число мужчин в племени, как правило, самых богатых42.

Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов, в 23% — только по желанию мужа. Ни одного случая развода по инициативе жены не обнаружено.

Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак внут­ри своей группы, но не разрешает жениться близким родственникам. Экзо­гамия означает выбор супруга вне своей группы. Брак между близкими род­ственниками запрещен.

Передача статуса и собственности. Линия родства ведется как по мате­ри, так и по отцу. Материальная и патернальная системы существуют также в передаче собственности.

Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие статусы. Это свойственно для 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен43.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Кпримеру, функция (задача) института образова­ния — вести подготовку всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон пло­хо, то общество не получит ни развитых индивидов, ни высококвалифици­рованных специалистов. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, диле­тантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.

42 ^ernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 126.

43 bolsom J.K. The Family. N.Y., 1934. Chap. 2.

Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 135; Folsom J.K. Op. cit. Chap. 2.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рас­цениваться как дисфункциональная, если институт работает не на сохранение общества, а на его разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности соци­альных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, в конце 1960-х гг. СССР выпускал специалистов с высшим образованием надушу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США обсуждался вопрос о вызове, брошенном миру со­ветской системой образования. Американцы срочно разработали ряд прак­тических мероприятий по совершен­ствованию системы образования. Но в 1970—1990-е гг. отечественная система образования изменялась слишком мед­ленно. Возник разрыв между теорети­ функции и дисфункции институтов - student2.ru ческой подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой техно­логией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем обо­рудовании, знаний было излишне много.

В конце 1980-х гг. в стране началась перестройка, общество повернуло к ры­ночным отношениям. В связи с этим открылся новый недостаток образования: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в об­ласти рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психоло­гии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Национальная экономика недополучила сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить социальный и нравственный ущерб, поскольку те, кто воспитан на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обсто­ятельства. Урон от неверной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

Из этого можно сделать вывод, что нормальное функционирование соци­альных институтов — благо для общества, а неправильное — огромное зло. Школа и вуз ставят перед учащимися многочисленные задачи, включая ус­воение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основ­ными навыками. Но список задач всегда возглавляет умение мыслить. Учитель в школе и преподаватель в вузе обязаны обучить ему молодое поколение. Одна­ко хотя развитие мышления занимает важное место в школьных и вузовских программах, творческому мышлению, по мнению российских и американских специалистов, целенаправленно никто не обучает. Это подтверждается рядом исследований, основанных на наблюдении учебной деятельности в классе. Ав­тор книги «Место, называемое школой» (1983) Дж. Гудлэд пришел к выводу, что учителя редко помогают своим подопечным устанавливать связь между факта­ми и идеями. Он отметил: лишь 1 % объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Наблюдение Гудлэда совпадает с данными десятков других исследований.

Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства педагогов научить умению аналитически мыслить. Тестирова-

ние академических способностей, проводившееся в США с 1963 по 1993 г., показало, что за 30 лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизи­лись логическое мышление и умение применять знания44.

Если институт работает, как положено, то плюсов у него намного больше, чем минусов. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. Какую полезную фун­кцию осуществляли, например, концентрационные лагеря фашистов? Их сле­дует считать дисфункциональными, т.е. вредными формами институтов.

функции и дисфункции институтов - student2.ru

Еще в 1980-е гг. в России начали говорить о кризисе института семьи. Кон­кретно он выражается в резком росте разводов, неправильном распределе­нии ролей между мужем и женой, неэф­фективной социализации детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. Негативные последствия для общества нетрудно представить.

Крупные общественные потрясения, например войны, революции, экономический и политический кризисы, мо­гут привести к нарушению деятельности, сбоям и дисфункциям одного или нескольких институтов, таких, как правительство, парламент, производство, собственность, школа, религия и т.д. Подобное произошло после Октябрь­ской революции в России 1917г.

Сделаем вывод:у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Понятие социальной функции, как и культурной, многогранно. Иногда оченьтрудно провести разграничительную линию между функцией и дисфун­кцией. К примеру, функции шамана в традиционном обществе —руководить сельскохозяйственными работами, судить сорящихся, лечить больных, пред­сказывать погоду и т.п. Они доказывают его нужность обществу. Просвещен­ные европейцы, переселившиеся в Австралию, сочли шаманов пережитком, т.е. дисфункцией, и решили заменить их врачами — специалистами с медицин­скими дипломами, чуждыми суеверий и предрассудков. Предполагалось, что они к тому же будут выполнять просветительскую функцию. Окажется ли подобная замена «функционально эквивалентной»? Вряд ли. Во-первых, ев­ропейский врач выполняет меньше функций, чем австралийский шаман. Во-вторых, аборигены верят, что болезнь вызывается нечистой силой и для лече­ния надо вступить с ней в контакт и победить ее, чем и занимается шаман. Если просвещенный врач не может делать того же, то лечиться к нему никто не пойдет. Стало быть, замена окажется неэквивалентной. Для врача места и роли в традиционном обществе нет. Об этом европейской администрации, осуще­ствляющей руководство местным населением, должен сообщить, конечно, этнограф. Правда, есть примеры, опровергающие этот подход. В частности, А. Швейцер, обученный современным медицинским знаниям, сумел завоевать доверие аборигенов в глухих дебрях Африки.

лплиас А. Как научить ребенка мыслить// Перспективы гуманитарного образования в средней шко­ле. 1992. С. 47-63.

Наши рекомендации