Лекция 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

  1. Объект и предмет социологии.
  2. Источники социологического знания.
  3. Задачи социологии.
  4. Функции социологии.

Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения этимологии (т.е. проис­хождения слова) того понятия, которым обозначается данная нау­ка. Термин социология состоит из сочленения двух слов: латин­ского soci(etas) — общество и греческого logos — наука, знания, оз­начая буквально «наука об обществе». Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии фран­цузский философ - позитивист Огюст Конт.

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология име­ет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Что же такое объект исследования социологии? Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Ска­жем, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, их многообразные взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве каковых выступают явления и процессы в живой природе, различные уровни их структурной организации и эволюции, тенденции и закономерности их развития. Но у этих со­вершенно различных объектов, изучаемых разными науками, име­ется одно, очень важное, общее им свойство,— они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохра­нить свое существование если даже человечество исчезнет с нашей планеты.

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее назва­ния, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничест­ва, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как фи­зические или биологические явления и процессы, существует не­зависимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект со­циологии столь же объективен, как объект изучения физики, био­логии и других наук. Но он обладает и весьма существенными от­личиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления, вплоть до мельчайших частиц, не зависит ни в коей мере от сознания человека, т.е. является вполне и абсолют­но объективным, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые час­тично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связа­ны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физи­ческого мира, которые бывают абсолютно объективными, процес­сы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъ­ективный характер, в них объект и субъект действия связаны не­разрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объ­екта социологии, в качестве которого выступает развитие обще­ства и взаимодействующих в его рамках и условиях людей — инди­видов и их групп.

Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем воз­можность определить, в чем заключается ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело об­стоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследова­ния различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения про­исходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих в ор­ганизме, либо под углом зрения действия мышечной системы, накопления в ней элементов усталости и т.д. Психология может ис­следовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, раз­нообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятель­ности. Социология же может исследовать футбол как специфиче­ское социальное явление, как соперничество двух различных со­циальных групп, как элемент престижа нации (например, в Брази­лии, Англии или Италии), как способ проведения свободного вре­мени, как разновидность рекреативной деятельности (если в фут­бол играют непрофессионалы) и т.п.

Выделение предмета исследования путем вычленения опре­деленных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружаю­щего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изу­чения предстало около 2,5 тысяч лет назад перед наиболее пытли­выми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величай­ших философов античности, Платон, стремился изучить особенно­сти политики как специфического способа человеческой деятель­ности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий. Социальные про­цессы исследовались и Гоббсом, и Макиавелли, и Дидро, и Воль­тером, и Радищевым, и Сен-Симоном и многими другими выдаю­щимися мыслителями различных эпох и народов. Но только с тру­дов французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел само понятие «социология» и которого по праву называют отцом социологии, начинается все более отчетливое выяснение предмета социологии как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна суще­ствовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюрк-гейма, М.Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюрк-гейм, в частности, отмечал решающую роль для определения пред­мета данной науки «общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер — «со­циальных действий», Г. Зиммель - «социальных взаимодействий», П. Сорокин - «социальной структуры», Т. Парсонс - «социальной системы», Н. Луман — «коммуникационные процессы в системах», Э. Гидденс - структурационные действия социальных субъектов. П. Сорокин подчеркивал, что социология- не единственная наука об обществе, ведь общество изучают и другие науки, например, история, политология, экономические науки. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен «хомо экономикус» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является «хомо политикус», религиоведение— «хомо религиозус». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдель­ный, пусть очень важный срез общественных процессов и отноше­ний, но прежде всего человека как существо социальное, становя­щегося человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. феномен «хомо социалис». Поэтому она носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономиче­ской теории, политологии, психологии, юриспруденции, теории культуры. От психологии социология отличается тем, что она ис­следует не закономерности внутреннего, психического мира чело­века и его различные проявления, — познавательные, мотивацион-ные, операциональные и др., а интересуется прежде всего социаль­ными взаимодействиями, складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции ее основное отличие состоит в том, что первая специализируется на противоправном поведении, а вторая исследует все виды поведения.

Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что пред­мет социологии есть выделение из многообразных аспектов обще­ственной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюса­ми которого являются, с одной стороны, общество как много­сложная и многоуровневая система, а с другой, — человек, лич­ность. Но общество не есть сумма изолированных и независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподобие кар­тошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаи­модействуют с другими людьми и только в процессе такого взаи­модействия формируется и функционирует общество. Поэтому общество перед взором социолога предстает как многоплановая кар­тина многообразных взаимодействий различных людей. Причем люди наряду с тем, что они связаны какими-либо отношениями с другими людьми (отношениями дружбы, родства, сотрудничества, соперничества, вражды и т.п.), еще и взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в определенные группы (семейные, пред­принимательские, политические, спортивные и т.д.). А это означа­ет, что социолог может с большей или меньшей степенью досто­верности и точности изучить общество только в том случае, если исследует структурные связи между составляющими его элемен­тами, т.е. получит знание о социальной структуре общества. К га-кому выводу подталкивает вполне очевидный факт: в своих взаи­моотношениях друг с другом каждый из людей обладает опреде­ленным социальным статусом: президент, генерал, солдат, инже­нер, актер, доцент, студент, а следовательно, выполняет опреде­ленную социальную роль - отца, продавца, покупателя, учителя, ученика, руководителя и т.п.

Названные социальные статусы и роли чаще всего бывают соотносительными: ведь отцом можно быть по отношению к кому-то, руководителем — по отношению к подчиненным, продавцом -по отношению к покупателям, учителем - по отношению к своим ученикам. Взаимодействие людей в соответствии с их статусами и ролями свидетельствует о том, что индивиды объединяются для достижения своих целей, для удовлетворения своих потребностей и интересов в определенные группы - семейные, производствен­ные, спортивные и др. Однако и сами индивиды, и свойственные им статусы, и роли, и образованные в результате их взаимодейст­вия социальные группы не остаются неизменными, они изменяют­ся, развиваются, т.е. обладают определенной динамикой. Сама же динамика в развитии индивидов и их групп зависит от социальных условий их существования.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета со­циологии как науки. Предметом социологии является исследова­ние взаимодействия личностей и соъшапъиых групп в их структур­ных взаимозависимостях в определенных условиях их существова­ния и в процессах их изменения и развития в обществе.

Итак, предметом социологии является прежде всего изуче­ние людей, каждый из которых представляет совершенно уни­кальное социальное существо и вследствие этого становится непо-нюримой, своеобразной личностью, обладающей только ей присущими социальными качествами — сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. Каждая личность в своих стремлени­ях, предпочтениях вольна выбирать то, что ей больше всего под­ходит или нравится, т.е. является свободной в своем выборе. Но )гот выбор чаще всего не произволен, а обусловлен рядом обстоя-юльств— местом и временем рождения, состоятельностью родите­лей, условиями воспитания, наличием вакансий и плотностью кон­куренции в той сфере деятельности, которой посвящает себя тот или иной индивид, будь это бизнес, наука или политика. Следова-К'пыю, такой выбор во многом зависит от существующих в обще-CI не социальных структур, от степени их открытости или закрыто-с i и и от многих других обстоятельств.

А это означает, что предметом исследования, которым зани­маемся социология, выступают не только и не столько индивиды, но и группы, создающиеся и функционирующие в процессе их взаимодействия: семья, учебное заведение, ком­пании спореiпикон, предприятие, фирма, спортивный клуб и т.п., социология изучает ту или иную социальную структуру и качестве своего рода социальной общности, накладывающей определенный отпечаток как на жизненные судьбы отдельных индивидов, так и на их групповые взаимодействия.

II

Социальная общность (семей­ная, профессиональная, территориальная, национальная, полити­ческая и т.п.) представляет собой такое взаимодействие индиви­дов, которая обусловлена сходством или единством их интересов, целей, ценностных ориентации, условий их быта и жизнедеятель­ное i и в контексте общих для них возможностей самореализации в маличной макросоциальной (уровень развития экономики, полити­ческой системы, культуры и т.п. данной страны) и микросоциаль­ной ситуации (особенности взаимодействия с ближайшим соци­альным окружением- родственниками, друзьями, сослуживцам, единомышленниками и т.д.). Что же касается других важнейших категорий социологии - социальных систем, социальных структур и институтов и их действий, го все это- продукт и условия функ­ционирования, самоорганизации и развития социальных общностей. Именно социальная общность выступает основным связующим звеном между двумя полюсами предметной области социоло­гии - личностью и обществом.

Все это изучается социологией на основе нескольких источ­ников знаний об обществе и жизнедеятельности людей в обществе.

Первым из таких источников является исторический опыт, так как именно в нем аккумулируется мудрость не только отдель­ных индивидов, но и их различных общностей - семейных, терри­ториальных и т.п., вплоть до такой большой общности, которую представляет собой целый народ - белорусский, русский, поль­ский, немецкий и т.д. Разумеется, социология берет для изучения общества из исторического опыта не все (например, она отметает заблуждения, неверные оценки тех или иных событий), а только верные суждения, истинные знания, точные наблюдения, досто­верные оценки.

Вторым источником социологического знания выступает изучение реальных фактов социальной жизни, касается ли это жизни семьи, деятельности производственных коллективов, поли­тических партий или религиозных организаций. Причем социоло­гию интересуют не только факты из сегодняшней социальной дей­ствительности, но и факты недавнего и давнего исторического прошлого, так как только путем сопоставления настоящего и про­шлого можно уловить тенденции общественного развития, опре­делить траекторию исторического развития общества и входящих в его состав социальных общностей, групп, институтов.

Следовательно, третьим источником социологического зна­ния становится выяснение взаимоотношений и взаимодействий социальных фактов друг с другом, так как только в таких взаимо­действиях раскрывается подлинное значение тех или иных фактов в жизни общества и отдельных индивидов или социальных групп.

Четвертым источником социологического знания выступает изучение тенденций и закономерностей социального развития. При всем разнообразии людских стремлений, потребностей, дей­ствий, кажущихся на первый взгляд чисто случайными, порой хао­тичными, — в жизнедеятельности отдельных индивидов, ассоции­рованных в те илц иные социальные группы, наблюдается опреде­ленная направленность и повторяемость. Следовательно, в обще­стве складываются и развиваются относительно устойчивые и сис­тематически воспроизводимые социальные взаимодействия между отдельными индивидами, их социально-демографическими, про­фессиональными, территориальными, этнонациональными и иными группами, а также между обществом и социальными институтами, социальной организацией или группой и личностью. А это означает, что деятельность и поведение людей, их социальных групп и социальных институтов имеют не только определенные тенденции в своем развитии, но и подвержены действию объективных т.е. не зависящих от сознания и воли людей, социальных законов. Причем в формулировании социальных законов обязательно учитываются условия, при которых тот или иной закон на­чинает действовать. Исходя из изложенного можно сформулировать определение социологии как науки. Социология— это паука об особенностях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях.

Основной парадокс социологии как системы развивающего­ся знания об обществе заключается в том, что, являясь интегративной по самой своей сущности, она не представляет собой жест­ко интегрированной научной дисциплины. Она включает в свое поле множество различных, подчас противоположных подходов и парадигм, оставаясь уникально открытой для новых и новых со­циологических идей. Среди основных теоретических подходов, обычно идентифицируемых в рамках социологии, выделяются, прежде всего, следующие:

  1. Признание социальных фактов основной социальной реальности (О. Конт).
  2. Социологический эволюционизм (Г. Спенсер, У. Рансимен и др.).
  3. Классовый подход к социологии (К. Маркс и др.).
  4. «Понимающая» социология (М. Вебер).
  5. Интегральная социология и социокультурная динамика
  6. (П. Сорокин).
  7. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).
  8. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер).
  9. Теория конфликтов (Л. Коузер, Р. Дарендорф).
  10. Социологическая феноменология (А. Шюц, П. Бергер).
  11. Этнометодология (Г. Гарфинкель).
  12. Теория самореферентных систем (И. Луман).
  13. Структурационная теория (Э. Гидценс).

Выдающееся значение названных подходов в развитии со­циологической теории признается большинством социологов, ко­торые используют эти подходы в своей исследовательской и пре­подавательской деятельности. В большинстве случаев эти подходы являются взамодополняемыми, раскрывающими с различных сто­рон и акцентирующими различные аспекты многогранной и все­объемлющей научной картины социальной действительности, ка­ковой является социология. Как подчеркивалось на XII Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (1990 г.), вступление чело­вечества в период глобализации требует объединения усилий со­циологов всех направлений и теоретико-методологических подхо­дов для интегрального решения современных «общечеловеческих проблем». Поэтому перечисленные теоретические направления в современной социологии достаточно обстоятельно проанализиро­ваны во втором разделе данной книги.

Установив предмет социологии и определив ее своеобразие как самостоятельной многоаспектной науки, можно сформулиро­вать ее основные задачи.

III

Если ограничиться только наблюдением за социальными процессами и явлениями, а затем изложить их, это еще не будет социологией. Социология – нечто большее: она должна быть руко­водством для изучения общества, всех форм взаимодействия в нем различных индивидов и групп. Следовательно, одной из основных задач социологии является изучение социальных фактов, понима­ние социальных отношений и взаимодействий, в которые вступа­ют отдельные индивиды, их группы и общности и которые созда­ют своей сложной совокупностью живую и развивающуюся соци­альную ткань общества.

Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов и явлений выделить основные, воспроизводимые в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьми, т.е. социальную структуру общества не только в ее статике, но и в динамике, в процессе изменения и раз­вития. Это означает, что социология должна выявить основную направленность социодинамики общества и его основных сфер, понять значение всех этих изменений для людей.

Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить развитие общества как структурированную социальную действительность. Понимание того, какой социальный каркас, какая структура составляет основу общества, очень важно, но этим по­ниманием не исчерпываются ее задачи. Очень важно правильно объяснить назначение различных социальных структур, их место и роль в развитии общества. Существует несколько методов объяс­нения социальной действительности, которые воплощаются в нескольких типах ее истолкований. Наиболее употребимыми в социологии являются следующие способы объяснения- каузальное, мни причинное объяснение (из-за наличия X возникает У); функ­циональное объяснение (X способствует существованию и эффективному функционированию системы S); диалектическое (X есть следствие событий или процессов, происходящих вследствие противоречия или конфликта между У и Z); целевое (некая социаль­ная группа Р произвела У, т.к. стремится добиться X). В структур­ной (II. Сорокин) и структурно-функциональной (Т. Парсонс) социологии первые три типа истолкований можно использовать без особых проблем, в то время, как целевое объяснение социальных процессов и явлений является проблематичным. Большинство исследователей сомневается в том, что целое общество или даже оп­ределенный социальный институт может действовать ради дости­жения какой-либо цели, считая, что целевые действия характерны дин индивидов, в лучшем случае – для групп. «Понимающая» социология М. Вебера сделала целевое объяснение человеческих поступков даже своим доминирующим типом понимания и объясне­ния, но и никто иной как Вебер восставал против применения в социологическом объяснении таких всеобщих категорий, как «го­сударство», «народ» и т.п.

Четвертая задача социологии предопределяется тем, что на основе выявления тенденций и закономерностей общественного развития социология ставит перед собой цель исследовать воз­можные варианты изменения изучаемых явлений и процессов в будущем. Иными словами, задача заключается в том, чтобы осуществить прогноз наиболее вероятных социальных событий и тем самым выступить реальным инструментом изменения общества. И наконец, пятая задача социологии как науки состоит в том, чтобы на основе выявленных тенденций и закономерностей социального развития сформулировать научно- обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений. Речь идет о том, что определи эффективные средства воздействия на сознание и волю людей, на осуществляемые ими социальные процессы, социология может стать реальным средством социального управления.

Таким образом, все пять задач можно представить в виде усеченной пирамиды, исходный пункт которой составляет изучение социальных фактов, а завершение – разработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

IV

Вычленение основных задач социологии позволяет выявить основные ее функции.

Познавательная функция – имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание ее структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп, что позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем».

2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»

3. Оценочная функция, т.е. осуществление оценки того, состояния общества, существующие в нем организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и це­пям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет, благотворно ли оно для жизни людей?»

4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение со­циальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на г.опрос: «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

5. Мировоззренчески-идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»

6. Прогностическая функция, т.е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем, определение возможной траектории развития социальных процессов. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тен­денции и закономерности социального развития, определив варианты тех или иных изменений в обществе, - со­циология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает воз­можность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из mm, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности и развития, осуществив прогноз их изменений в будущем,- способна через систему институтов образования тиражировать и распространять социальные знания. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания.

Наши рекомендации