Особенности развития межэтнического конфликта
В своем развитии межэтнический конфликт проходит те же стадии, что и любой вид конфликта. Но, как и другие виды, этнический конфликт имеет свои специфические особенности. Рассмотрим некоторые из них.
Одной из основных особенностей межэтнического конфликта является то, что он способен проникать во все другие типы конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия. Каковы бы ни были причины возникновения конфликта, если субъекты противостояния (оппоненты) являются представителями различных этнических групп, то в своем развитии этот конфликт будет приобретать этническую окраску и на определенном этапе этнические различия могут приобрести доминирующее значение.
Другой особенностью межэтнического конфликта является то, что в его развитии большую роль играет определенная идеология (национализм, сепаратизм, коммунизм, антикоммунизм, фашизм, панисламизм и др.). Идеология способствует консолидации этноса и более жесткому противопоставлению «своих» и «чужих». Она также придает ценностно-смысловую направленность противоборству, определяя цели и задачи в развитии этноса. Например, этнический национализм по сути представляет собой политическую программу самоопределения этноса.
К особенностям межэтнического взаимодействия также можно отнести завышенную самооценку «своих» и необъективно низкую оценку «чужих»; двойной стандарт в подходах к «своим» и «чужим» (то, что позволительно «своим», непозволительно «чужим»).
Деление на «своих» и «чужих» свойственно любому социальному конфликту. Но этническая принадлежность является одной из наиболее устойчивой. Этнический стереотип в межгрупповых отношениях «приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое, когда групповой эгоизм глушил ростки будущей общечеловеческой зависимости самым простым и древним образом: путем уничтожения, подавления инакообразия в поведении, ценностях, мыслях».
Большинство особенностей этнических конфликтов носит социокультурный характер, имеет социокультурные различия. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, в национальных символах, способах мышления и поведения и т.д. Каждое из этих различий при определенных условиях (например, при кризисном состоянии общества) может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта.
Существует понятие «мифологическое мышление», феномен которого особенно наглядно проявляется в социокультурных конфликтах. Суть этого феномена заключается в том, что память сохраняет различные факты прошлого, «а интеллект дорабатывает возможные варианты успешных деталей»: в результате создается модель того, «что могло бы быть..., а может и было». Так создается «фантомная модель», которая может превратиться в программу действий. Народная память в своих мифах, легендах, фольклоре, в памятниках истории, литературы и т.д. хранит прошлые победы и поражения, прошлые обиды и «образы врагов», прошлые стереотипы конфликтного взаимодействия этносов. Весь этот груз достоинств и недостатков может быть использован для разжигания ненависти в межэтническом противостоянии.
Сами по себе этнические особенности не являются постоянным дестабилизирующим фактором в обществе. В нормально функционирующей социально-политической и экономической системе отношений хорошо уживаются люди, принадлежащие к различным этническим группам. Но в условиях экономической и политической нестабильности и кризисных состояний общества все прежние регуляторы межгрупповых, межэтнических отношений подвергаются разрушению и девальвации, а новые складываются не сразу. В такой ситуации «этнический регулятор», данный людям от рождения, выступает на первое место.
Имея перечисленные особенности, межэтнические конфликты отличаются остротой противоборства и жестокостью в формах ведения борьбы. Начавшийся конфликт вызывает цепную реакцию, вовлекая в свою сферу все новые и новые людские и другие ресурсы. Используя образное сравнение В.А.Михайлова, можно сказать, что межэтнический конфликт развивается по принципу «воронки», а именно:
• на первом этапе происходит образование «воронки противостояния», начинается накопление обид, формируется образ «врага»;
• на втором этапе стороны плодят своих антидвойников (закон «заразного» причинения), «одномерных человеков» или «недочеловеков»;
• на третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и «события отныне разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все твои дела и поступки бумерангом возвращаются к тебе же. В этой «войне двойников», — пишет В.А.Михайлов, — действие всегда равно противодействию. Здесь уже окончательно пропадают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие».
Принцип «зеркального отражения» впервые был изучен американским ученым Ю.Бронфенбренером на примере взаимного восприятия друг друга американцев и русских в 60-х гг. Затем был подтвержден другими аналогичными исследованиями и, в частности, при анализе сообщений в армянской и азербайджанской прессе по поводу конфликта в Нагорном Карабахе. Во всех этих исследованиях были получены фактически одни и те же результаты: каждая сторона обвиняла противника в тех же грехах, в которых последний обвинял ее.