Функции и дисфункции институтов
Функция(от лат. functio — исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу, иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и основной функцией социальных институтов является удовлетворениеважнейших жизненных потребностейобщества, т.е. того, без чего общества не будет как такового. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, приобретать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Не менее важной является функция социализациилюдей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных функций, т.е. общих для всех институтов, можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции38.
36 Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. Indianapolis, 1991. P. 54—55. ■" Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, 1993. ,к ФроловС.С. Указ. соч. С. 130-132.
Наряду с универсальными существуют специфические функции, т.е. такие, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).
Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Институты церкви и религии поддерживают и развивают культуру. Комбинация универсальных и специфических функций дает схему, представленную табл. 8.
В каждом социальном институте можно выделить ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов. К примеру, в институте семьи ученые обнаружили функцию сексуального регулирования, репродуктивную функцию, функцию социализации, функцию эмоционального удовлетворения, а также статусную, защитную и экономическую функции39.
Рис. 38. В племенах с полигинией по нескольку жен имеет лишь небольшое число мужчин,
как правило, самых богатых
Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют институты семьи, церкви, образования,
39 Фролов С.С. Указ. соч. С. 141-143.
государства. В то же время институт семьи реализует такие функции, как воспроизводство человека, воспитание и социализация, удовлетворение в интимной близости и др. Функции, осуществлявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял более пяти-семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха — специальный институт рекреации. Даже функцию удовлетворения сексуальных потребностей с ней разделяет институт проституции. А функцию добывания средств существования, чем во времена охотников и собирателей занималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.
Таблица 8 Типы социальных институтов и их функции
Функция | Типы институтов |
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) | Брачно-семейные, культурные, образовательные |
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов | Экономические |
Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов) | Политические, правовые, культурные |
Регулирование использования власти и доступа к ней | Политические |
Коммуникация между членами общества | Культурные, образовательные |
Защита членов общества от физической опасности | Военные, правовые, коерсивные40, медицинские |
Источник: Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 127.
На заре своего возникновения государство выполняло узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. По мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, образование и т.д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (монастырские библиотеки, религиозные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечительством и филантропией (помощь нуждающимся).
40 Обобщенное название полицейских сил, судебной и пенитенциарной системы (от англ. coercion — принуждение, подавление).
Выполняемые институтами функции изменяются со временем.Часть из них исчезает, часть перемешается к другим институтам, часть уменьшается или увеличивается в объеме. Раньше среди основных задач церкви были образование и социальная помощь нуждающимся. Но современное государство создало разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу. Однако церковь продолжает заниматься образованием и социальной работой41.
К функциям семьиотносят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного инструктирования и руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. В разных культурах функции семьи различались. Приведем примеры из примитивных обществ.
Контроль воспроизводства. В одних племенах биологическому отцу не давалось никакого социального статуса, в других биологическим отцом был
один человек, а социальным — другой. Число разрешенных супругов. Полигамия означает множество супругов и включает полиандрию (однаженщина и несколько мужчин), полигинию (один мужчина и несколько женщин), групповой брак (несколько женщин и несколько мужчин). Полиандрия встречалась в 31 из 475 изученных племен, полигиния — в 378, моногамия — в 66. Но в племенах с полигинией по нескольку жен имело лишь небольшое число мужчин в племени, как правило, самых богатых42.
Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов, в 23% — только по желанию мужа. Ни одного случая развода по инициативе жены не обнаружено.
Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак внутри своей группы, но не разрешает жениться близким родственникам. Экзогамия означает выбор супруга вне своей группы. Брак между близкими родственниками запрещен.
Передача статуса и собственности. Линия родства ведется как по матери, так и по отцу. Материальная и патернальная системы существуют также в передаче собственности.
Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие статусы. Это свойственно для 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен43.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Кпримеру, функция (задача) института образования — вести подготовку всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то общество не получит ни развитых индивидов, ни высококвалифицированных специалистов. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.
42 ^ernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 126.
43 bolsom J.K. The Family. N.Y., 1934. Chap. 2.
Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 135; Folsom J.K. Op. cit. Chap. 2.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если институт работает не на сохранение общества, а на его разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.
К примеру, в конце 1960-х гг. СССР выпускал специалистов с высшим образованием надушу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США обсуждался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали ряд практических мероприятий по совершенствованию системы образования. Но в 1970—1990-е гг. отечественная система образования изменялась слишком медленно. Возник разрыв между теорети ческой подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.
В конце 1980-х гг. в стране началась перестройка, общество повернуло к рыночным отношениям. В связи с этим открылся новый недостаток образования: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Национальная экономика недополучила сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить социальный и нравственный ущерб, поскольку те, кто воспитан на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон от неверной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.
Из этого можно сделать вывод, что нормальное функционирование социальных институтов — благо для общества, а неправильное — огромное зло. Школа и вуз ставят перед учащимися многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Но список задач всегда возглавляет умение мыслить. Учитель в школе и преподаватель в вузе обязаны обучить ему молодое поколение. Однако хотя развитие мышления занимает важное место в школьных и вузовских программах, творческому мышлению, по мнению российских и американских специалистов, целенаправленно никто не обучает. Это подтверждается рядом исследований, основанных на наблюдении учебной деятельности в классе. Автор книги «Место, называемое школой» (1983) Дж. Гудлэд пришел к выводу, что учителя редко помогают своим подопечным устанавливать связь между фактами и идеями. Он отметил: лишь 1 % объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Наблюдение Гудлэда совпадает с данными десятков других исследований.
Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства педагогов научить умению аналитически мыслить. Тестирова-
ние академических способностей, проводившееся в США с 1963 по 1993 г., показало, что за 30 лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизились логическое мышление и умение применять знания44.
Если институт работает, как положено, то плюсов у него намного больше, чем минусов. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. Какую полезную функцию осуществляли, например, концентрационные лагеря фашистов? Их следует считать дисфункциональными, т.е. вредными формами институтов.
Еще в 1980-е гг. в России начали говорить о кризисе института семьи. Конкретно он выражается в резком росте разводов, неправильном распределении ролей между мужем и женой, неэффективной социализации детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. Негативные последствия для общества нетрудно представить.
Крупные общественные потрясения, например войны, революции, экономический и политический кризисы, могут привести к нарушению деятельности, сбоям и дисфункциям одного или нескольких институтов, таких, как правительство, парламент, производство, собственность, школа, религия и т.д. Подобное произошло после Октябрьской революции в России 1917г.
Сделаем вывод:у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).
Понятие социальной функции, как и культурной, многогранно. Иногда оченьтрудно провести разграничительную линию между функцией и дисфункцией. К примеру, функции шамана в традиционном обществе —руководить сельскохозяйственными работами, судить сорящихся, лечить больных, предсказывать погоду и т.п. Они доказывают его нужность обществу. Просвещенные европейцы, переселившиеся в Австралию, сочли шаманов пережитком, т.е. дисфункцией, и решили заменить их врачами — специалистами с медицинскими дипломами, чуждыми суеверий и предрассудков. Предполагалось, что они к тому же будут выполнять просветительскую функцию. Окажется ли подобная замена «функционально эквивалентной»? Вряд ли. Во-первых, европейский врач выполняет меньше функций, чем австралийский шаман. Во-вторых, аборигены верят, что болезнь вызывается нечистой силой и для лечения надо вступить с ней в контакт и победить ее, чем и занимается шаман. Если просвещенный врач не может делать того же, то лечиться к нему никто не пойдет. Стало быть, замена окажется неэквивалентной. Для врача места и роли в традиционном обществе нет. Об этом европейской администрации, осуществляющей руководство местным населением, должен сообщить, конечно, этнограф. Правда, есть примеры, опровергающие этот подход. В частности, А. Швейцер, обученный современным медицинским знаниям, сумел завоевать доверие аборигенов в глухих дебрях Африки.
лплиас А. Как научить ребенка мыслить// Перспективы гуманитарного образования в средней школе. 1992. С. 47-63.