Функции и дисфункции социальных институтов

У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главнойсоциальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Еслиэта армия, то её роль состоит в обеспечении военно-политической безопасности страны путем участия вбоевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо неё есть и другие явные функции, в той илииной степени свойственные всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение главной.

Наряду с явными, существуют ещё и неявные –латентные (скрытые) функции. Так, Советская Армия в своевремя выполняла ряд скрытых несвойственных ей государственных задач — народно- хозяйственных, пенитенциарных, братской помощи «третьим странам», усмирения и подавления массовых беспорядков,народного недовольства и контрреволюционных путчей как внутри страны, так и в странах соцлагеря. Явныефункции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся вРоссии в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизньнарода, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковыбыли явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизнинаселения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуюто том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этогополучилось.

Выявление латентных функций социальных институтов позволяет не только создать объективную картинусоциальной жизни, но и дает возможность минимизировать их негативное и усилить позитивное влияние стем, чтобы осуществлять контроль и управлять протекающими в ней процессами.

Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:

· обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные своипотребности;

· регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируянежелательное поведение;

· определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов иосуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которыевыполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);

· производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннююсплоченность общности[18].

Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтовкак определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разныхнаправлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченнойсистемы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа».Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыреосновных функции социальных институтов[19]:

· Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но кней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

· Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способовдеятельности — институты семьи, образования, религии и др.

· Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления иконтроля — органы власти.

· Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний,реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административныерешения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные,свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнестиследующие[20]:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагаетнабором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников иделающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которыхдолжна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивостьструктуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивыемалые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи,ограничивает возможность её распада.

2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами обществапутем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разныхсоциальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно,человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение,выполняет ролевые требования и ожидания.

3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимнуюответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил,системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышениюустойчивости и целостности элементов социальной структуры.

4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждыйинститут для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших егоправила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений.Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутриинститута (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействиимежду институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средствмассовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию.Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — вменьшей.

Функциональные качества

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

· Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации,преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формыполитической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества.

· Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводствокультурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а такжесоциализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец,защиту определённых ценностей и норм.

· Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведенияиндивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Этиинституты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы иэтику поведения.

· Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил ипредписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность нормобеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

· Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны наболее или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном инеофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные актыгруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения,регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламентсобраний, заседаний, деятельность объединений.

Наши рекомендации