Юридический конфликт: структура, стадии и способы разрешения
Юридический конфликт - разновидность социального конфликта. Особенность юридического конфликта - потенциальная возможность присутствия его характеристик и признаков практически в каждом виде социального конфликта. Для объяснения этого феномена обратимся к этимологии слова "юридический", которое напрямую связано с ключевым понятием науки "юриспруденция".
В современной научной литературе предлагаются различные трактовки этого понятия. Так, американские юристы считают, что юриспруденция представляет собой: а) систему знаний и "умений" в области права; б) науку, изучающую "писаные и неписаные права человека как таковые"; в) "систему права и самое право". Канадские ученые определяют юриспруденцию как "науку о праве, которая исследует принципы позитивного и реально существующего права, а также правовые отношения". Японские исследователи рассматривают юриспруденцию как научную и учебную дисциплину, занимающуюся "изучением природы права, причин и условий его возникновения и развития". Отечественные ученые-юристы - как "общественную науку, изучающую право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества" <1>.
Сравнительный анализ этих определений показывает, что термин "юридический" как производный от базового понятия "юриспруденция" означает правовую составляющую любых социальных отношений и правовые механизмы и институты их регулирования. Видимо, по такому пути рассуждений шли и авторы, предложившие следующее определение юридического конфликта: "В широком смысле юридическим (юридически оформленным) конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями), и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а сам конфликт влечет юридические последствия" <2>.
Юридический конфликт как предмет научного анализа в отечественной науке стал изучаться с начала 90-х гг. прошлого столетия. В это время появились первые специальные исследования, посвященные юридическому конфликту <3>. В середине 90-х гг. вышли монография "Юридическая конфликтология", подготовленная коллективом сотрудников Института государства и права РАН, а также учебное пособие "Основы конфликтологии". Позднее был издан курс лекций по данной теме.
С позиции правовых наук проблема конфликта наиболее активно изучалась коллективом авторов под руководством академика В.Н. Кудрявцева, разрабатывавшего основные методологические подходы. Настаивая на понимании юридической конфликтологии как самостоятельной отрасли научного знания, В.Н. Кудрявцев подчеркивал, что она обобщает и изучает те особенности, которые характеризуют конфликт главным образом с позиций права <4>.
Методологически важно для исследователя определить, какие элементы конфликта имеют правовую основу или могут быть связаны с правовыми институтами и последствиями. Если обратиться к логике развития конфликта и его структурным элементам, то прежде всего следует назвать его субъекта. Таковым может быть индивид, социальная группа, государство.
В юридической литературе выделяют две группы субъектов конфликта: физические и юридические лица. В некоторых случаях юридический аспект конфликта является выборочным, т.е. касается не всех его участников, а лишь отдельных лиц. Например, в случае массовых беспорядков согласно уголовному праву юридические отношения возникают не со всей толпой, а лишь с организаторами массовых беспорядков и наиболее активными участниками. В любой толпе есть вожак, выполняющий роль предводителя и организатора, и подстрекатели, провоцирующие людей на конфликт. Мера правовой ответственности и уголовного наказания каждого из них за совершаемые действия различна.
Стержневой момент любого конфликта - его мотивация, которая изначально может быть элементом юридического разбирательства и юридической ответственности. В плане мотивации в юридической конфликтологии различают конфликт интересов и когнитивный конфликт <5>.
При конфликте интересов цели одной группы (индивида) оказываются достижимыми таким образом, что делают невозможным для других групп (индивида) реализацию собственных целей. Мотивация конфликта интересов может подтолкнуть одного из субъектов к противоправным действиям, направленным на подавление (выдавливание) интереса другого субъекта либо его физическое уничтожение. Мотивация выполняет стержневую роль в пенитенциарных конфликтах.
В основе когнитивного конфликта, как правило, находится спор о знании, правоте или неправоте его участников по поводу каких-либо утверждений, соображений, фактов, постулатов <6>. В таком конфликте изначально юридический аспект встречается относительно редко. Однако при определенных обстоятельствах он может перерасти в конфликт юридический, если, например, стороны за недостаточностью словесных аргументов прибегнут к противоправным действиям. Грань между юридическим и неюридическим конфликтом весьма условна.
Юридический аспект в перечисленных мотивах может присутствовать как явно, так и в завуалированном виде, когда мотив конфликта напрямую связан с попранием прав человека, унижением и оскорблением человеческого достоинства, но внешне обставляется в виде заманчивой азартной игры, развлечения.
В отечественной науке сформировались две позиции в понимании юридического конфликта. Сторонники первой позиции полагают, что юридическим конфликт является, если все его элементы (мотивация, участники, объекты и др.) имеют юридическую характеристику. Сторонники второй позиции считают, что для признания конфликта юридическим достаточно, чтобы правовыми признаками обладал хотя бы один из его элементов.
На наш взгляд, правы сторонники второй позиции, так как достаточно юридической характеристики одного из элементов конфликта, чтобы для его разрешения потребовалось юридическое вмешательство, что выведет его за рамки обычного социального конфликта. Юридическое невмешательство в социальный конфликт при наличии оснований для такого вмешательства на начальных этапах развития может привести к более тяжелым последствиям на последующих этапах, когда потребуется юридическая ответственность. Тогда уже статус конфликта как юридического станет вполне очевидным. В связи с этим необходимо рассмотреть динамику юридического конфликта.
Под динамикой юридического конфликта в науке понимается его движение, развитие, изменение соотношения сил участников и завершение <7>. Как уже отмечалось, в отдельных случаях конфликт с самого начала может иметь юридическую основу. Это происходит тогда, когда конфликтующие стороны изначально связаны правовыми отношениями, эти отношения выступают в качестве объекта конфликта и мотива поведения его участников. Но чаще всего юридические аспекты конфликта возникают не сразу, а лишь по мере его развития.
Для выявления юридического аспекта конфликта необходимо обратиться к анализу стадий, характеризующих его развитие, на каждой из которых этот аспект может в той или иной степени присутствовать.
Как правило, анализ конфликта начинается с предконфликтной стадии, предшествующей конфликту. Именно на этой стадии происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов (целей, интересов) конфликта. Если в мотивации конфликта имеется правовой аспект, то уже на этой стадии он характеризуется как юридический. Но очень часто в мотивациях конфликтов такого аспекта нет.
Парадоксален тот факт, что, казалось бы, благородные цели и устремления по мере развития конфликта провоцируют явно неправовые (а подчас и криминальные) действия. Это касается многих массовых выступлений и протестов. В криминальном конфликте, к примеру, может не быть самостоятельной фазы возникновения правовой мотивации, но обычная ссора, закончившаяся убийством, сразу порождает четкое уголовно-правовое отношение, определяющее природу и характеристику данного конфликта.
На стадии конфликтного поведения конфликт интересов, принимая форму острых разногласий, может приобретать характеристики юридического конфликта, если даже конфликтующие стороны действуют вне правовых рамок, т.е. пытаются воздействовать друг на друга путем угроз, насилия, шантажа. Обращение одного из участников конфликта в суд приводит к официальному фиксированию и развитию его правовых отношений в связи с принятием и рассмотрением дела юридической инстанцией. Именно на этой стадии развития конфликта может быть назначено предварительное расследование случившегося, обвиняемый предается суду, происходит судебное рассмотрение дела, кассационное, надзорное производство <8>.
На завершающей стадии конфликта возможно издание правоприменительного акта, прекращающего его развитие. Завершение юридического конфликта не исключает применения насилия. Силовые средства, применяемые правоохранительными органами в рамках и в соответствии с законом, объективно необходимы для предотвращения или прекращения конфликта, а также наказания виновных.
Юридические конфликты, по мнению В.Н. Кудрявцева, могут подразделяться на глобальные и региональные, групповые и межличностные, ситуационные и позиционные, конфликты интересов и когнитивные (о чем говорилось ранее), быть острыми, вялотекущими, возобновляющимися и т.д. <9>. Как видно из приведенных типологий, за основу разделения берутся самые разные основания. Однако особенность юридического конфликта состоит в том, что уже изначально его, как правило, можно классифицировать по отраслям права, в рамках которых может идентифицироваться правовое и противоправное деяние, и по разновидностям правоприменительной и правоисполнительной практики его разрешения. Конфликты, относящиеся к сферам действия уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, количественно, казалось бы, не столь распространены, как конфликты, связанные с вопросами гражданского, трудового, финансового, семейного права, но они наиболее опасны.
Одна из самых опасных форм юридического конфликта - криминальный конфликт. Он объективно занимает особое место в типологии юридических конфликтов <10>. В его основе, как правило, лежит противостояние интересов особого субъекта - преступника (преступников) - и конкретной личности (группы), могущее возникнуть по самым разным поводам: объективным или субъективным, случайным или закономерным, из-за патологических отклонений или психической неустойчивости его участников и т.д. Насильственное преступление или серия таких преступлений, завершающих криминальный конфликт, выступает результатом действия особых механизмов развития такого рода конфликта.
Криминальные конфликты неоднородны. Они различаются по характеру преступлений, их завершающих, по числу участников, предметам и объектам конфликта, поводам возникновения, средствам и способам совершения насильственных действий, продолжительности и числу эпизодов конфликтного взаимодействия субъектов. Каждый из критериев криминального конфликта может быть еще более детально охарактеризован по конкретизирующим его свойствам и силе влияния каждого из них на процесс протекания конфликта. Так, в продвижении конфликта к насильственному преступлению существенную роль играют аккумуляция отрицательных эмоций и взаимного недоверия, неприязнь, враждебность.
Исследователями установлено, что в ходе развития длящихся криминальных конфликтов формируется тенденция к их эскалации. Эскалация может происходить явно или имплицитно, прорываясь в акт насилия лишь на завершающей, собственно криминальной стадии конфликта <11>.
Все эти особенности отчетливо видны в конфликтах, возникающих среди осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. На степень и формы их проявления оказывают существенное влияние такие факторы, как условия и режим содержания осужденных, их количественный и качественный (с точки зрения характера и продолжительности отбывания уголовного наказания) состав, наличие или отсутствие связи с внешним миром, изолированность от общества, профессионализм и компетентность персонала, обслуживающего исправительное учреждение.
Разновидность криминального конфликта - ситуативные конфликты, возникающие и протекающие в рамках одной ситуации или одного эпизода. Очень часто они образуются стихийно в процессе общения ранее незнакомых людей. Происходят они, как правило, в общественных местах, привлекая внимание множества посторонних, которые, вмешиваясь в конфликт и желая его предотвратить, своим вмешательством фактически провоцируют новый конфликт с собственным участием.
В ходе длящегося конфликта, характеризующегося повторяемостью конфликтных эпизодов, у его участников вырабатываются привычные, стереотипные реакции, поэтому заключительный (криминальный) этап конфликта является как бы "окончательной точкой", поставленной на всех предшествующих эпизодах. На этом этапе участники конфликта вспоминают все нанесенные им обиды, унижения, оскорбления и стремятся найти такие способы разрешения затянувшегося конфликта, которые бы выводили соперника "из игры".
Завершение конфликта насильственным преступлением обусловливается различными причинами. Как показало исследование, проведенное С.В. Кудрявцевым, конфликты интересов могут иметь объектную либо безобъектную основу <12>. Объектные конфликты возникают при наличии объекта обоюдных интересов и потребностей сторон, фактическая и (или) психологическая "неделимость" которого заставляет каждого участника конфликта единолично претендовать на этот объект, отвергая аналогичные притязания другого. Таким объектом могут быть материальные предметы, ценности, деньги, услуги и т.д. В конфликтах на безобъектной основе отсутствует материальный и иной объект, но есть некое противостояние, неподчинение, нежелание удовлетворить просьбу другого человека, т.е. когнитивное противоречие, в определенный момент перерастающее в конфликт интересов. Очень часто такие конфликты характеризуются как персонализированные, поскольку в них сталкиваются самолюбие субъектов, их самооценки, притязания, стили поведения, механизмы защиты и нападения.
Деление конфликтов на объектные и безобъектные весьма условно. В процессе разворачивания конфликтных ситуаций объектные конфликты могут перерастать в персонализированные, сопровождающиеся взаимными личными претензиями конфликтующих сторон.
С.В. Кудрявцев выявил основные типы действий конфликтующих сторон в криминальных конфликтах и проследил основные варианты их развития. Все действия, предпринимаемые сторонами в ходе этих конфликтов, он разделил на семь групп: 1) создание помех; 2) захват объекта; 3) просьбы, требования, отказы; 4) толчки; 5) угрозы; 6) оскорбления; 7) физическое насилие <13>. Мы видим постепенный переход от менее интенсивных и опасных действий к более интенсивным и более опасным. Эскалация, однако, может иметь и не столь постепенный и последовательный характер. Она может быть скачкообразной, подчас "взрывной", а иногда и экстремальной, когда конфликт связан с захватом заложников криминальными группами.
Эскалация - одна из существенных особенностей криминальных конфликтов. При конфликте стороны могут задействовать различные ресурсы: коммуникативные (переговоры), человеческие (захват заложников), психологические (угрозы, агрессия, шантаж), физические (толчки, отталкивания, побои). Оказывается социально-психологическое давление на противоположную сторону, нагнетается напряженность. Накал страстей усиливается от инцидента к инциденту, от этапа к этапу развития конфликта.
Рассмотрим эскалацию на примере массовых антиобщественных беспорядков. Конфликт от первых признаков собирания толпы до собственно массовых беспорядков проходит несколько этапов. Первый этап характеризуется возникновением повода. Им может быть событие, факт, информация СМИ, привлекшие внимание людей. На втором этапе назревает групповой эксцесс, появляются тревожные слухи и домыслы. Попытки государственных структур опровергнуть слухи собравшимися не воспринимаются, провоцируется их дальнейшее распространение. Третий этап можно описать как "брожение умов". На этом этапе слухи распространяются, претерпевая значительные изменения, в результате чего первоначальная информация сильно трансформируется. Собравшиеся возбуждаются и возбуждают других. На четвертом этапе формируется толпа как единое целое. Среди собравшихся разворачивается так называемая циркулярная реакция: интенсивный обмен мнениями, эмоциями создает психологическую основу будущего единообразного поведения. Начинается пятый этап - "кружение": люди готовятся к активным действиям. Зарубежные специалисты полагают, что применение средств для разгона толпы целесообразно, как только начинается "кружение". Толпа тогда немедленно рассекается, участники изолируются друг от друга. Таким образом погашается эффект массовости, "охлаждаются" коллективные эмоции. Если этого не происходит, наступает шестой этап конфликта - массовые антиобщественные беспорядки.
Особое место в криминальных конфликтах занимают конфликты, возникающие не спонтанно, а вследствие сознательной провокации. Такие конфликты достаточно распространены в уголовно-правовой и уголовно-исполнительной практике. Они связаны с квалификацией действий одной из сторон как хулиганских, провоцирующих другую сторону на ответные действия, которые становятся объектом криминальной разборки. Участник такого криминального конфликта (преступник) разрабатывает своеобразный "мини-сценарий" конфликтной ситуации, в котором заранее расписаны все роли его участников, в том числе жертвы. В этом сценарии могут быть учтены особенности образа жизни и поведения противоположной стороны, ее привычки, круг общения и формы воздействия на нее.
К отдельному типу конфликтов с применением насилия специалисты относят ритуализированные формы конфликтных столкновений, так называемые честные драки <14>. Этот вид конфликта считается "генетически" связанным с широко практиковавшимися в России в прошлом дуэлями, кулачными боями, народными схватками "стенка на стенку". Однако функционально и содержательно названные виды социального взаимодействия не всегда совпадают, хотя с точки зрения оформления ритуальности они в чем-то похожи: требуется выполнение определенных договоренностей и правил, допускаются жестокость, серьезные ранения и даже смерть одной из сторон, к участию привлекается третья сторона как независимый третейский судья (аналог секунданта). По сути, такой вид разрешения криминального конфликта представляет собой ритуализированную преступным сообществом форму самосуда, он непредсказуем и социально опасен.
Обобщая сказанное, сделаем следующие выводы.
Юридическим конфликтом может быть признан любой конфликт, в котором разногласия или взаимодействие интересов конфликтующих сторон, средства и способы их разрешения обладают правовыми признаками либо влекут за собой юридические последствия.
Юридические конфликты могут быть классифицированы по разным основаниям: по характеристике и составу субъектов, мотивации действий участников, средствам и способам их разрешения, характеру протекания конфликта и т.д. Грань между неюридическим и юридическим конфликтом весьма тонка и относительна.
Юридический конфликт в развитии проходит ряд стадий, в которых юридический аспект может иметь особенности выражения либо выявляться на стадии его завершения.
Наиболее опасная разновидность юридического конфликта - криминальный конфликт, характеризующийся особенностями, квалифицируемыми как преступные и уголовно наказуемые.
Криминальные конфликты неоднородны. Они различаются по характеру совершаемых преступлений, числу участников, предметам и объектам конфликта, поводам возникновения, средствам и способам совершения насильственных действий, продолжительности и числу эпизодов конфликтного взаимодействия субъектов и т.д. Завершаясь уголовным преступлением, они могут иметь как объектную, так и безобъектную основу для его совершения, которая в конечном счете и предопределяет характер и динамику развития конфликтных ситуаций.