Политический конфликт: типология и способы разрешения.
Конфликт – это острое противоборство, столкновение двух или нескольких сторон с целью нанесения максимального ущерба друг другу или же уничтожения друг друга. Причины конфликта могут быть разными: дефицит социальных статусов и политических статусов + дефицит материальных ресурсов + психологический фактор (несоответствие того, что есть тому, что должно быть по субъективному мнению сторон). Основные причины конфликтов в обществе: расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Любой конфликт имеет: « + » решаются возникшие противоречия; процесс урегулирования – огромная политическая школа; способность урегулировать конфликт порождает уверенность, что можно не применять оружие; « - » гибнут люди; утрачивается материальные и культурные ценности; усиливается чувство злобы и мести. Лучше когда конфликтов много, т.к. один конфликт аккумулирует энергию в одном направлении => разрушительные последствия. Когда много конфликтов их энергии рассыпаются => другие последствия.
Типология:
Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, политико-правовые и др.
Горизонтальные политические конфликты
В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима, например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и г. д.
Вертикальные политические конфликты
Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные.
Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нес, за соответствие статуса и роли и др.).
Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.
Разновидностями политических конфликтов являются конфликты ценностей и конфликты интересов.
Еще одной разновидностью политического конфликта является конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития.
В конфликтологии разработаны методы урегулирования конфликта, если он не исчез сам по себе (одна из сторон нанесла поражение другой, взаимное поражение сторон, прекращение конфликта, урегулирование конфликта с помощью третейского суда). Этапы развития конфликта: 1) Латентная стадия. 2) Конфронтация (не столкновение, а конкуренция). 3)Собственно конфликт (прямое действие). Способы урегулирования конфликтов. Наиболее распространённое урегулирование конфликта - с помощью третьей нейтральной стороны. Нейтральная сторона должна быть авторитетной для конфликтующих сторон. В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов к противоборствующим сторонам широко применяются политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация Африканского Единства и др.). Решение о применении санкций в ООН принимается Советом Безопасности (в этом случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру. Санкции осуществляются в виде эмбарго на поставки нефтепродуктов и других необходимых товаров для стран, участвующих в конфликтах, а также запрета на предоставление им оружия, замораживания капиталов, принадлежащих данным странам и т.д. И как крайняя мера - применение вооруженной силы со стороны международного сообщества, если конфликт перерастает в военное противостояние, как это случилось, например, в бывшей Югославии. Принуждение к преодолению насильственного конфликта более мощной международной силой, не требующее согласия всех задействованных в конфликтах сторон, - в числе мер ООН по поддержанию мира.
Политический конфликт – столкновение противоположных сторон, обусловленное проявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веке. Среди них можно выделить 3 основных подхода:
1.Первый признает неизбежность и неустранимость конфликтов из жизни, их ведущую роль в общественном развитии. Представителями этого направления выступают Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др. Обществу всегда присуща психологическая неудовлетворенность и неравенство его членов, что служит источником конфликта. В свою очередь конфликт рассматривается им как основной источник политики, влияющий на все происходящие в ней изменения и определяющий ее границы и характер существования.
2.Второй подход состоит в неприятии конфликтов, признание их аномалиями в общественном развитии, вызывающими нестабильность и нарушающими равновесие факторами. Сторонники данного подхода Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин. Конфликты нарушают солидарность, равновесие и стабильность в обществе и, соответственно, не несут в себе положительных для развития общества характеристик.
3.Третий подход рассматривает конфликт как один из многих принципов социального взаимодействия наряду с конкуренцией, партнерством и солидарностью. Это направление представляют Г. Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др. Конфликт является лишь одной из форм взаимодействия, и лишь наравне с такими же, как он формами влияет на развитие общества.
Элементы политического конфликта:
·источник (предмет) конфликта, выражающий существо разногласий между участниками спора;
·повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций;
·стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в конфликте;
·восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики;
·средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;
·характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, вовлечение посредников и т.д.
Источники политических конфликтов:
1.Внешнесоциальные источники. Базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и др. Политические конфликты, вызванные подобными факторами, выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков.
2.Промежуточные источники. Отражают взаимосвязи человека и природы. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных станциях (в Чернобыле) или крупных предприятиях. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события.
3.Социальные. Данные источники крайне разнообразны и могут быть связаны со спецификой тех или иных сфер политики (внутригосударственной и международной), с характером субъектов (индивидуальных, групповых, массовых), а также с иными аспектами
Причины политических конфликтов:
1.Несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов
2.Расхождения людей (их групп и объединений) относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий или политических явлений.
3.Теория «человеческих потребностей» (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.): конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей личности.
4.Неадекватное восприятие, как собственных интересов, так и позиций соперников.
5.Процессы идентификации граждан, выражающие характер осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям.
Типология конфликтов.
·С точки зрения зон и областей проявления:
1) внешнеполитические; 2) внутриполитические.
·По масштабности:
1) мировой; 2) региональный; 3) локальный.
·По степени и характеру нормативной регуляции (Л. Козер):
1) институционализированные (люди и институты подчиняются действующим правилам политической игры); 2) неинституционализированные (правила не соблюдаются)
·Качественные характеристики, отражающие различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий:
1) Дж. Бертон – «глубоко» и «неглубоко» укорененные в сознании людей конфликты;
2) П. Шаран – а) конфликты «с нулевой суммой» (когда позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) б) конфликты «с ненулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия) в) «конфликты с отрицательной суммой» (в которых все участники оказываются в проигрыше);
3) К. Маркс - «антагонистические» (разрешение конфликтов связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон) и «не антагонистические» (разрешение связано с сохранением противоборствующих субъектов).
·По степени интенсивности:
1) эскалированные конфликты (выраженные, например, в столкновениях сторон с применением вооруженной силы); 2) конфликты низкой интенсивности (характеризующиеся затяжным и менее ярко выраженным уровнем противостояния сторон, исключающим возможность и стремление «играть на выигрыш» и вообще применять формы прямого воздействия на соперника).
·С точки зрения публичности конкуренции сторон:
1) открытые (выражены в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон); 2) закрытые (латентные) конфликты (доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий).
·Временные (темпоральным) характеристики конкурентного взаимодействия:
1) долговременные; 2) кратковременные конфликты.
·Строение и организация режима правления:
1) вертикальные (конфликты между действующей властью и различными общественно-политическими силами); 2) горизонтальные (конфликты внутри властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты); 3) смешанные (когда конфликт затрагивает как вертикальную, так и горизонтальную сферу).
Политические конфликты:
1) выполняют стабилизирующую роль, а могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
2) способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
3) стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
4) обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти»
Контроль за политическим конфликтом предполагает трехступенчатую программу действий:
·осуществление мер в виде выявления основных элементов конфликта (причин, состава участников спора, позиций и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;
·выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля;
·предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и рост политической напряженности; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не спровоцировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.
Управление конфликтами представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты конкурентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта.
Основные стратегии управления конфликтами
·инициация конфликта, подразумевающая перманентное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервацию остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, чем это мог бы сделать противник.
·рутинизация конфликта, означающая сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон, с целью использования ее в собственных интересах;
·предупреждение конфликта, нацеленное на недопущение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и нарастания политической напряженности;
·урегулирование конфликта, ориентированное на (полное или частичное) снятие остроты противоборства сторон, а также на то, чтобы избежать его наиболее негативных последствий;
·разрешение конфликта, предусматривающее либо устранение причин конфликта, либо такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, исключило опасность рецидива разногласий;
·вытеснение конфликта, предполагающее перенесение ответственности за различные способы завершения конфликта на иной уровень политической системы.
Существует два наиболее общих пути примирения сторон:
1) Мирное разрешение конфликта: а) достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; б) соглашение, основанное на взаимных уступках; в) истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; г) обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
2) Примирение на основе принуждения, в основе которого: а) явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой; б) изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении; в) уничтожение противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.