Политический конфликт: типология и способы разрешения.

Конфликт – это острое противоборство, столкновение двух или нескольких сторон с целью нанесения максимального ущерба друг другу или же уничтожения друг друга. Причины конфликта могут быть разными: дефицит социальных статусов и политических статусов + дефицит материальных ресурсов + психологический фактор (несоответствие того, что есть тому, что должно быть по субъективному мнению сторон). Основные причины конфликтов в обществе: расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Любой конфликт имеет: « + » решаются возникшие противоречия; процесс урегулирования – огромная политическая школа; способность урегулировать конфликт порождает уверенность, что можно не применять оружие; « - » гибнут люди; утрачивается материальные и культурные ценности; усиливается чувство злобы и мести. Лучше когда конфликтов много, т.к. один конфликт аккумулирует энергию в одном направлении => разрушительные последствия. Когда много конфликтов их энергии рассыпаются => другие последствия.

Типология:

Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, политико-правовые и др.

Горизонтальные политические конфликты

В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима, например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и г. д.

Вертикальные политические конфликты

Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные.

Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нес, за соответствие статуса и роли и др.).

Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

Разновидностями политических конфликтов являются конфликты ценностей и конфликты интересов.

Еще одной разновидностью политического конфликта является конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития.

В конфликтологии разработаны методы урегулирования конфликта, если он не исчез сам по себе (одна из сторон нанесла поражение другой, взаимное поражение сторон, прекращение конфликта, урегулирование конфликта с помощью третейского суда). Этапы развития конфликта: 1) Латентная стадия. 2) Конфронтация (не столкновение, а конкуренция). 3)Собственно конфликт (прямое действие). Способы урегулирования конфликтов. Наиболее распространённое урегулирование конфликта - с помощью третьей нейтральной стороны. Нейтральная сторона должна быть авторитетной для конфликтующих сторон. В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов к противоборствующим сторонам широко применяются политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация Африканского Единства и др.). Решение о применении санкций в ООН принимается Советом Безопасности (в этом случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру. Санкции осуществляются в виде эмбарго на поставки нефтепродуктов и других необходимых товаров для стран, участвующих в конфликтах, а также запрета на предоставление им оружия, замораживания капиталов, принадлежащих данным странам и т.д. И как крайняя мера - применение вооруженной силы со стороны международного сообщества, если конфликт перерастает в военное противостояние, как это случилось, например, в бывшей Югославии. Принуждение к преодолению насильственного конфликта более мощной международной силой, не требующее согласия всех задействованных в конфликтах сторон, - в числе мер ООН по поддержанию мира.

Политический конфликт – столкновение противоположных сторон, обусловленное проявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веке. Среди них можно выделить 3 основных подхода:

1.Первый признает неизбежность и неустранимость конфликтов из жизни, их ведущую роль в общественном развитии. Представителями этого направления выступают Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др. Обществу всегда присуща психологическая неудовлетворенность и неравенство его членов, что служит источником конфликта. В свою очередь конфликт рассматривается им как основной источник политики, влияющий на все происходящие в ней изменения и определяющий ее границы и характер существования.

2.Второй подход состоит в неприятии конфликтов, признание их аномалиями в общественном развитии, вызывающими нестабильность и нарушающими равновесие факторами. Сторонники данного подхода Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин. Конфликты нарушают солидарность, равновесие и стабильность в обществе и, соответственно, не несут в себе положительных для развития общества характеристик.

3.Третий подход рассматривает конфликт как один из многих принципов социального взаимодействия наряду с конкуренцией, партнерством и солидарностью. Это направление представляют Г. Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др. Конфликт является лишь одной из форм взаимодействия, и лишь наравне с такими же, как он формами влияет на развитие общества.

Элементы политического конфликта:

·источник (предмет) конфликта, выражающий существо разно­гласий между участниками спора;

·повод, характеризующий конкретные события, которые послу­жили началом активных действий сторон по отстаиванию своих инте­ресов, целей, позиций;

·стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в конфликте;

·восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в кон­курентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики;

·средства конфликта, характеризующие типичные применяе­мые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;

·характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отно­шения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимае­мых ими позиций, вов­лечение посредников и т.д.

Источники политических конфликтов:

1.Внешнесоциальные источники. Базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и др. Политические конфликты, вызванные подобными факторами, выступают в виде народных само­судов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков.

2.Промежуточные источники. Отражают взаимосвязи человека и природы. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных стан­циях (в Чернобыле) или крупных предприятиях. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных по­следствий, вызванных не только стихийными бедствиями, но и са­мим человеком, усугубляющим эти события.

3.Социальные. Данные источники крайне разнообразны и могут быть связаны со спецификой тех или иных сфер политики (внутригосударственной и международной), с характером субъектов (индивидуальных, групповых, массовых), а также с иными аспектами

Причины политических конфликтов:

1.Несовпаде­ние статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов

2.Расхождения людей (их групп и объединений) от­носительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий или политических явлений.

3.Теория «человеческих потребностей» (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.): конфликты возникают в результате ущем­ления или неадекватного удовлетворения потребностей личности.

4.Неадекватное восприятие, как собственных интересов, так и позиций соперников.

5.Процессы идентификации граждан, выражаю­щие характер осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям.

Типология конфликтов.

·С точки зрения зон и областей проявления:

1) внешнеполитические; 2) внутриполитические.

·По масштабности:

1) мировой; 2) региональный; 3) локальный.

·По степени и характеру нормативной регуляции (Л. Козер):

1) институционализированные (люди и институты подчиняются действующим правилам политической игры); 2) неинституционализированные (правила не соблюдаются)

·Качественные характеристики, отражающие различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий:

1) Дж. Бертон – «глубоко» и «неглубоко» укорененные в сознании людей конфликты;

2) П. Шаран – а) конфликты «с нулевой суммой» (когда позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) б) конфлик­ты «с ненулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия) в) «конфликты с отрица­тельной суммой» (в которых все участники оказываются в проигры­ше);

3) К. Маркс - «антагонистические» (разрешение конфликтов связывается с уничтожением одной из противо­борствующих сторон) и «не антагонистические» (разрешение связано с сохранением противоборствующих субъектов).

·По степени интенсивности:

1) эскалированные кон­фликты (выраженные, например, в столкновениях сторон с приме­нением вооруженной силы); 2) конфликты низкой интенсивности (ха­рактеризующиеся затяжным и менее ярко выраженным уровнем про­тивостояния сторон, исключающим возможность и стремление «играть на выигрыш» и вообще применять формы прямого воздействия на соперника).

·С точки зрения публичности конкуренции сторон:

1) открытые (выражены в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон); 2) закрытые (ла­тентные) конфликты (доминируют теневые способы оспа­ривания субъектами своих властных полномочий).

·Временные (темпоральным) характеристики конкурентного взаимодействия:

1) долговременные; 2) кратковремен­ные конфликты.

·Строение и организация режима правления:

1) вертикальные (конфликты между действующей властью и различными общественно-политическими силами); 2) горизон­тальные (конфликты внутри властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты); 3) смешанные (когда конфликт затрагивает как вертикальную, так и горизонтальную сферу).

Политические конфликты:

1) выполняют стабилизирующую роль, а могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;

2) способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;

3) стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;

4) обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти»

Контроль за политическим конфликтом предполагает трехступенчатую про­грамму действий:

·осуществление мер в виде выявления основных элементов конфликта (причин, состава участников спора, позиций и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;

·выявление факторов, как способствующих усилению интенсив­ности конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствую­щих его эскалации, в результате чего проясняются основные направ­ления действий субъектов контроля;

·предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стади­ям, на которых возможны насилие и рост политической напряженно­сти; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политичес­кой (общественной) жизни, чтобы не спровоцировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необ­ходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.

Управление конфликтами представляет со­бой форму целенаправленного влияния на различные компоненты кон­курентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соот­ветствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта.

Основные стратегии управления конфликтами

·инициация конфликта, подразумевающая перманентное обо­стрение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервацию остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, чем это мог бы сделать противник.

·рутинизация конфликта, означающая сознательное поддержа­ние возникшей напряженности в отношениях сторон, с целью ис­пользования ее в собственных интересах;

·предупреждение конфликта, нацеленное на недопущение пере­хода противоречий в открытую фазу противоборства и нарастания по­литической напряженности;

·урегулирование конфликта, ориентированное на (полное или частичное) снятие остроты противоборства сторон, а также на то, чтобы избежать его наиболее негативных последствий;

·разрешение конфликта, предусматривающее либо устранение причин конфликта, либо такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконф­ликтные отношения сторон, исключило опасность рецидива разногласий;

·вытеснение конфликта, предполагающее перенесение ответствен­ности за различные способы завершения конфликта на иной уровень политической системы.

Существует два наиболее общих пути примирения сторон:

1) Мирное разрешение конфликта: а) достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; б) соглашение, основанное на взаимных уступках; в) истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; г) обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

2) Примирение на основе принуждения, в основе которого: а) явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой; б) изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении; в) уничтожение противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Наши рекомендации