Политический конфликт: типология, функции, стадии, пути разрешения

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой. Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Ещё древние философы изучали политические конфликты (как столкновение противоположностей): Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит (в основе конфликта лежат деление общества на классы и экономическое соперничество). Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Во второй половине 20-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции), Л. Козера (обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов А), Р. Дарендорфа (вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов) и К. Боулдинга (США).

Причины конфликтов: в качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Вопросы власти: люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Нехватка средств к существованию: недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе. Непродуманность политики. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

Среди узловых вопросов теории конфликтов важное место принадлежит их типологии.

По субъектам: межгосударственный; межнациональный (этнический); межклассовый; между социальными группами и общественными организациями; между расами (расовый) и др.

По сферам отношений между конфликтующими сторонами: военный, финансовый, таможенный, правовой и др.

По масштабности: мировой; региональный; локальный.

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме(стадии): накопление противоречий и формирование отношений сторон; нарастание и эскалация подготовки; собственно конфликт; разрешение конфликта. Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта. Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников. Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". Четвертая стадия - завершение конфликта. Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов.

Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта. Функции-последствия политического конфликта: политические; экономические; военные; экологические; демографические. Функции конфликта могут быть позитивными и негативными. К позитивным можно отнести: функция разрядки напряженности; коммуникативно-информационная и связующая функция (стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на общей платформе); стимулирующая функция (движущей силой социальных изменений); содействие формированию социально необходимого равновесия; функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества. К негативным функциям конфликта можно отнести следующие: угроза раскола общества; неблагоприятные изменения во властных отношениях; раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях; неблагоприятные демографические процессы и др.

Тип конфликта, как правило, предопределяет пути его развития. Так, внутригосударственный конфликт может разрешиться одним из следующих образов: революцией; государственным переворотом; урегулированием путем переговоров конфликтующих сторон; иностранной интервенцией; политическим согласием конфликтующих сторон перед лицом внешней угрозы; компромиссом; консенсусом и др. Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть: дипломатическое урегулирование путем переговоров; смена политических лидеров или режимов; достижение временного компромисса; война.

Особой формой политического конфликта является межнациональный конфликт. Противоборствующие силы межнационального конфликта ставят перед собой в качестве основной цели - обретение политической власти, государственности, реализацию права на самоопределение. Вместе с реализацией основной цели решаются также социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, идеологические, социально-психологические и другие проблемы.

41. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие: - стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений; - усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров;- охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики;- отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве. Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали):

По вертикали – масштабные уровни:

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер. Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации.

По горизонтали – групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для уяснения сущности системы международных отношений огромное значение имеет определение субъектов международных отношений, к которым относятся классы и другие социальные группы; государства и государственные объединения; политические партии; неправительственные международные организации. Главное значение имеет государство как фактор, определяющий все остальные элементы системы, т.к. оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей, а в его руках сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия. Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут оказывать и решающее значение на всю систему.

Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

Политико-правовыеотношения предполагают регулирование взаимоотношений участников международного сообщества правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Эти отношения играют главенствующую роль, так как преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Традиционно политико-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов и специфических нормах, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.). Экономические и научно-технические. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Идеологические отношения. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Военно-стратегические отношения - связанны с созданием, наращиванием, перераспределением военной силы. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации.

Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны: - политико-правовые: правовые, дипломатические, организационные; - экономические: финансовые, торговые, кооперативные; - идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война; - военно-стратегические: блоки, союзы; - культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки.

Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием.


Наши рекомендации