Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции. Стратегии разрешения конфликтов.

Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для этого нужно исследовать 4 основные хар-ки конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта. Структура конфликта: 1) конфликтная ситуация; 2) позиции участников (оппонентов); 3) объект; 4) «инцидент» (пусковой механизм); 5) 1-е; 6) разрешение конфликта. В зависимости от того, какую функцию выполняет конфликт (отрицательную или положительную) выделяют: деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Он чаще становится независимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на Л-и», чем и порождает стрессы. Для него хар-но расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта - «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Разрешение такого конфликта особенно сложно, основной способ разрешения -компромисс - здесь реализуется с большими затруднениями. Продуктивный конфликт

- столкновение касается не несовместимости Л-тей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения - она становится более «легитимной». Он способствует Т-ю элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возм-ти его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы. Если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или, ещё лучше, - обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на разных стадиях его 1-я. Конструктивные Функции конфликта по отношению к основным участникам: 1) конфликт устраняет полностью или частично противоречие; 2) он позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем; 3) он позволяет ослабить психич. напряженность участников конфликтной ситуации. 4) служит источником 1-я Л-и и др. Деструктивные функции конфликта: 1) оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) может сопровождаться психологич. и физическим насилием; 3) всегда сопровождается стрессом; 4) это деструкция системы межличностных отношений; 5) формирует негативный образ другого - «образ врага». Стратегия'повед-я в конфликте - ориентация Л-и (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основные стратегии: 1) соперничество (конкуренция). - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения (наиболее часто применяемая стратегия, в 90% конфликтов); 2) сотрудничество (проблемно-решающая стратегия)- поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. 3) компромисс -предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон; 4) приспособление (уступка) - понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента. 5) избегание (бездействие) - участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы: 1) латентный период (предконфликт) включает этапы: а) возникновение объективной проблемной ситуации (возникновение противоречия между субъектами: их целями, мотивами, действиями), б) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия (понимания необходимости разрешения противоречия), в) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, просьбами); г) возникновение предконфликтной ситуации (конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия). 2) открытый период (конфликтное взаимодействие или сам конфликт): а) инцидент (первое столкновение сторон, проба сил); б) эскалация конфликта (резкая интенсификация борьбы оппонентов); в) сбалансированное противодействие (стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается); г) завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. 3) послеконфликтный период включает 2 этапа: а) частичная нормализация отношений оппонентов (когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте, обостряется чувство вины за свои действия в конфликте), б) полная нормализация их отношений (осознание сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодоление негативных установок, установление доверия).





27. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.

Малая соц. группа - немногочисленная по составу группа (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групповых норм и групповых процессов. Специфический признак малой группы (в отличие от большой группы) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делая ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Сплоченность малой группы - одна из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Существуют несколько достаточно формальных признаков структуры малой группы:

- структура предпочтений;

- структура власти;

- структура коммуникаций;

- структура групповой деятельности (описание функциий каждого человека группы в этой совместной деятельности);

- эмоциональная структура группы (структура межличностных отношений);

Существует три слоя групповых структур или три уровня развития молой группы или три уровня развития групповой сплоченности:

1. непосредственные эмоциональные контакты

2. ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

3. «ядро» (совместная групповая деятельность и ее цели) Структура малой группы:

На 1-ом уровне (поверхностный слой внутренних отношений) сплоченность выражается развитием эмоц. контактов. "

На 2-ом уровне (ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности.

На 3-м уровне интеграция группы (ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. Внутригрупповые процессы (динамика групповой жизни) Это такие процессы, которые организуют деятельность группы, рассматривать их нужно в контексте развития группы. К таким процессам относятся:

1. Процесс образования малых групп - сюда м/б отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но итакие психологические механизмы, которые делают группой, например, феномен группового давления на индивидума (феномен конформизма, конформности) - принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Различают внешнюю конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле продолжает ему сопротивляться и внутреннюю - индивид действительно усваивает мнение большинства, это и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Негативизм - индивид сопротивляется давлению группы, демонстрируя независимую позицию/ отрицая все стандарты группы. Петровский А. В. выделяет три типа поведения в малых группах: 1) внутригрупповая внушаемость, то есть бесконфликтное принятие мнения группы, 2) конфликтность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3) коллективизм - относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

2. Процессы групповой сплоченности, лидерство и принятие групповых решений. Процесс групповой сплоченности - изучается процесс становления групповых норм и ценностей, при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. См. круг Петровского о структуре-малой группы^-Бейвелас:

сплоченность зависит от реализации и операциональных целях группы - это построение оптимальной системы коммуникаций и символических целей группы - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям группы. Лидерство - групповое явление/ лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, явление лидерства менее стабильно, сфера деятельности лидера в основном малая группа, лидерство возникает стихийно.

Процесс принятия группового решения. Ему предшествует групповая дискуссия, которая позволяет сталкнуть противоположные позиции и тем самым помоч участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информацией. Если решение инициировано группой/ то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к. оно превращается в групповую норму. Формы групповой дискуссии: 1) совещания 2) «брейнсторминг» («мозговая атака») -для выработки коллективного решения группа ; руководителем на две части:

генераторов идей и критиков; 3) метод синектики (У. Гордон) - метод соединения разнородного.

3. Другой аспект динамических процессов представлен явлением групповой жизни, возникающее при развитии совместной деятельности.

4. Процессы образования коллектива (см. модель Петровского) + выделяем 4-й слой групповой структуры (Г), где фиксируются поверхностные связи между членами группы (способ отношений в наименьшей степени связан с общей деятельностью), где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Наши рекомендации