Тема 5. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Молодежь как отдельная от детей и взрослых группа привлекала к себе особое внимание исследователей и политиков на протяжении всего XX в. И сегодня интерес к этой социальной группе не ослабевает, подтверждением тому может стать политика ООН. С 1995 г. Организация Объединенных Наций стала проводить Всемирную программу действий, касающуюся молодежи, целью которой стало уделить больше внимания ее нуждам и потребностям, найти пути более эффективного решения проблем, а также расширить существующие возможности для участия молодых людей в общественной жизни. Государства-члены ООН признают, что молодое поколение во всех странах является резервом для развития, положительных социальных перемен и технологических инноваций. Идеалы, энергичность и широта взглядов молодежи играют центральную роль в процессе постоянного развития их обществ. В декабре 2009 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, объявившую о проведении Года молодежи с 12 августа 2010 г. по 11 августа 2011 г. Эта инициатива, проходившая под лозунгом «Диалог и взаимопонимание», имела целью продвижение идеалов мира, уважения к правам человека и солидарности между людьми разных поколений, культур, религий и цивилизаций. Правительство нашего государства отмечает, что современная российская молодежь стала одним из активных и властных социальных субъектов, от ее экономического, политического и культурного выбора во многом зависит развитие общества.
Как показывает исторический опыт, интерес к молодежной проблематике появлялся в периоды обострения социальных «проблем с молодежью». Возникшая напряженная ситуация требовала ее теоретического осмысления и анализа.
Сегодня исследование молодежи представляет научный интерес как для понимания проблем этой социально-демографической группы, так и для предвидения перспектив общественного развития. Особый смысл такой анализ приобретает в современных обществах, переживающих процессы трансформации, порождающие множественные противоречия в становлении молодежи. Ее развитие в подобных условиях носит нелинейный и крайне противоречивый характер, что, с одной стороны, обусловлено особенностями самой молодежи — ее переходным социальным статусом и формирующимся сознанием, а с другой — спецификой современных обществ, переживающих новый виток глобальной нестабильности.
Интерес к молодежным проблемам возник только в XX в. Это связано с тем, что молодежь как социальная группа начинает выделяться только в XVIII в. с появлением в обществе внесемейных институтов образования — ремесленных училищ, университетов. «В обществе выделяется особая группа молодых людей, которые отрывались от семьи, но еще не обретали полной независимости, т. е. не могли считаться взрослыми, занимали промежуточный статус между детьми и взрослыми» [8, 9].
Нарастание темпа общественного развития, ослабление влияния родительской семьи, расширение диапазона индивидуального выбора профессии, стиля жизни способствовали появлению нового образа молодого человека, для которого на первом месте стояло сознательное самоопределение.
Научно-техническая революция усложняет процесс формирования личности и передачи новым поколениям накопленного человечеством опыта.
Это приводит к усложнению критериев социальной зрелости и диспропорции между физическим и социальным созреванием. Новые поколения молодежи позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь. Удлинение юности способствует формированию нового социального слоя с рядом присущих ему особенных черт, в полной мере проявившихся в XX в.
Сегодня проблемы молодежи изучают многие науки, поэтому подлинный «портрет» молодежи как большой социально-демографической группы общества можно представить себе лишь на междисциплинарном уровне, т. е. с учетом данных таких наук, как история, философия, педагогика, психология, социальная психология, политология и др. Но только социология позволяет рассмотреть феномен «молодежь» в комплексе.
Сегодня молодежными проблемами активно занимается такая отрасль социологии, как социология молодежи. Она изучает «молодежь как особую группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, тендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг) либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности)» [3, 8]. Таким образом, все вышеперечисленные направления изучения молодых людей в социологии молодежи являются ее предметом изучения.
А. В. Шаронов предлагает рассматривать социологию молодежи как науку, которая выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:
1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;
2) специально теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.
Следует отметить, что предметом исследования является и само понятие «молодежь», оно и сегодня предстает многозначным в трактовке исследователей. В процессе дискуссии (1960-1980 гг.) сформировалось понятие о молодежи как самостоятельной социально-демографической группе. В последующие годы ювенология (междисциплинарная область знания о молодежи, дающая самые общие представления о проблемах подрастающего поколения на основе знаний ряда таких наук, как социология, психология, политология и др.) пополнялась все новыми исследованиями становления и развития людей молодого возраста.
Трудности в отношении определения понятия «молодежь» связаны с тем, что оно выступает в качестве объекта исследования для многих социально-гуманитарных наук. Каждая из этих научных дисциплин изучает молодежь в своем аспекте, в той или иной мере определив для себя предмет исследования. Содержание и объем понятия «молодежь» в таком случае будет соответствовать его определению в рамках каждой науки.
В социологии понятие «молодежь» может, с одной стороны, обозначать определенную социальную группу с отличительными существенными признаками, с другой — иметь некий набор общепринятых характеристик, согласно которым данного индивида можно было отнести именно к молодежи как особой социальной и социально-культурной категории.
Чаще всего социологи в определении молодежи выделяют следующие характеристики, отличающие ее от других групп:
■ возрастные границы молодежного возраста;
■ специфику социального статуса;
■ ролевые функции и особенности поведения;
■ характеристики социально-демографической группы;
■ социально-психологические характеристики;
■ процесс социализации в конкретный исторический период;
■ самоидентификацию и самоопределение.
Сегодня социологи опираются на определение молодежи, которое в 1968 г. впервые дал В. Т. Лисовский. «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1, 35]. Согласно этому определению, существенным признаком молодежи является не возраст, а единство убеждений, целей, общность переживаний и отношения к жизни. Автор обращает внимание на поколенческий аспект данной проблемы и освоение молодыми людьми социальных функций в процессе социализации.
Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологическим свойством. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [6, 353-354]. В такой трактовке понятия «молодежь» И. С. Кон, не игнорируя возрастные особенности молодых людей, углубляет понимание проблем социализации поколений, уточняет специфику юности как особой фазы жизненного цикла и выделяет ее отличия от других возрастов. Он восполнил пробел в области социологического представления о самосознании личности, юношеской идентификации, возрастных кризисах, юношеском общении и юношеской субкультуре.
Необходимо отметить, что социология молодежи формировалась на базе демографического разделения возрастных когорт, которые определяют как совокупность индивидов, принадлежащих по рождению к одному и тому же временному периоду (месяц, год или несколько лет). Это объясняет, почему определение возраста для данной социальной группы играет особую роль.
На сегодняшний день среди ученых нет единства в установлении возрастных границ, что обусловлено особенностями данного общества и исследовательскими целями. Так, одни ученые определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, другие — с 14 до 28-30 лет. Подобные разделения, считает социолог Е. Омельченко [9], достаточно условны, так как считать, что культурные практики семнадцатилетних ближе четырнадцатилетним, чем восемнадцатилетним, не всегда справедливо. Вместе с тем молодежь нельзя рассматривать как гомогенную группу, поскольку немаловажную роль в существовании возрастных границ имеет биологический, физиологический, психологический факторы. Особо следует отметить роль социальных условий в формировании индивида, например, можно оставаться инфантильным в 35 лет и созреть для полноценного включения в общество в подростковом возрасте.
При рассмотрении возраста как одной из основных черт молодежи социологи столкнулись и с такой трудностью, как определение положения группы по отношению к собственности, уровню дохода и соответствующей властной позиции в социальной иерархии.
Возраст — это количество лет, прожитых со дня рождения, а социологов в первую очередь интересует «возрастной статус» — понятие более широкое, характеризующее социальное положение человека с учетом его возраста. Вот почему в последние годы специалисты стали больше уделять внимания возрастному статусу. Ряд исследований показал, что возраст оказывает определенное влияние на социальный статус человека, на его место в иерархии общественных отношений. Это связано с тем, какое место занимает их возрастная группа в структуре общества и какие выполняет функции. В связи с этим можно говорить о существовании особого вида социальных отношений — возрастных отношений, в которых отражаются сложившиеся в обществе практики отношения к представителям разных возрастов.
С возрастным статусом связаны и возрастные роли как совокупность социальных ожиданий. Четкое осознание собственных социальных ролей определяет мировосприятие возрастной группы, уровень ее внутрипоколенческой сплоченности. Готовность выполнять ту или иную социальную роль, способность нести ответственность, принимать самостоятельные решения оказывает значительное влияние на возрастные границы периода молодости. Нижняя граница возраста в современной ювенологии, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, ее самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной «взрослости», и она самая подвижная. Если, например, конец молодости обозначить как принятие на себя ролей взрослого человека — женитьба и рождение детей, работа и карьера, ведение собственного домашнего хозяйства, то получится, что люди перестают быть молодыми в самом разном возрасте.
Интересный подход к выделению понятия «молодежь», позволивший преодолеть социологам трудности, о которых говорилось выше, предложил английский ученый Саймон Фрис. Он обратил внимание на упражнения, предлагаемые в Великобритании с целью определить, что значит быть молодым. Для этого на листе бумаги нужно написать три названия: «Ребенок — Молодежь — Взрослый», и под ними — перечень социальных характеристик каждой группы. И оказалось, что достаточно легко отделить характеристики ребенка от взрослого, но совсем не так просто отличить характеристики молодого человека от характеристик двух других групп. С. Фрис предложил рассматривать состояние молодости как процесса перехода от детства к взрослости через состояние зависимости и независимости, от безответственности к ответственности. На основании такого подхода он рассматривает понятие «молодежь» как социальный конструкт, как некий обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста (в границах от 11 до 28-30 лет) [14]. Для этой группы, считает он, характерен ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным ресурсам.
Вместе с тем представление о молодежи как единой группе, закрепленной возрастными параметрами, остается одним из основных признаков в социологии. В 1965 г. в Москве на симпозиуме по проблемам возрастной периодизации человека была принята «предварительная схема» классификации возраста. Согласно периодизации, юношеский возраст составляет 17-21 год для юношей и 16-20 лет — для девушек. Учитывая условность возрастных границ, ученые определили возраст молодежи от 13 до 30 лет. В том числе, подросткам — до 18 лет, молодежь — в возрасте от 18 до 24 лет, молодые взрослые — от 24 до 30 лет.
В западной социологии молодежи сегодня можно проследить самые различные концепции изучения молодежи. Одно из научных направлений (психоаналитическое) рассматривало молодых людей на идеях 3. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э. Эриксона. Ученым в рамках этого направления удалось преодолеть биологизм Фрейда и изучать личность с учетом влияния разнообразных социальных факторов, а не только психофизиологических. Так, Э. Эриксон разработал эпигенетическую концепцию жизненного пути личности. Эпигенетические концепции применяются в биологии при изучении эмбрионального развития и подчеркивают роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур. В рамках этой концепции Э. Эриксон представил развитие индивида как последовательное прохождение ряда этапов, каждый из которых означает успешное преодоление предыдущего. С точки зрения ученого, последовательность стадий есть результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он ни принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни.
Следует отметить, что в западной социологии молодежи чаще всего при рассмотрении понятия «молодежь» уделяется внимание проблеме межпоколенческих отношений, которые изучаются с позиции функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон). Поскольку Т. Парсонс исследовал проблемы молодежи с позиций межпоколенных отношений, постольку молодежь он рассматривал в большей степени не как объект социального обновления, а как объект социализации. Проявления же недовольства и различного рода социального протеста с ее стороны он определял как формы девиантного, отклоняющегося от установленной нормы поведения.
Направление структурного функционализма формировалось в послевоенных западных обществах. Оно стало новой верой в возможность стабильности, благополучия и процветания всех его членов. Т. Парсонс пытался понять и систематизировать функционирование общества в целом, утверждая, что системные части общества всегда действуют таким образом, чтобы адаптировать, интегрировать и поддерживать общественные системы в сбалансированном состоянии. Ученый «видел в молодежи очень важную социальную группу, находящуюся на стыке двух ценностных систем: традиционного и современного обществ. Современная молодежь уже не могла как прежде воспользоваться прежним молодежным опытом поколения взрослых, поскольку традиционные роли, которые они могли воспринять в семье, уже не могли им помочь в приобретении новых взрослых статусов и ролей. Именно в положительной помощи, которую оказывали молодежные субкультуры процессу тяжелого перехода детей во взрослый статус, Т. Парсонс видел основную функцию молодежной культуры» [10].
Благодаря использованию культурологической традиции социология получила возможность осмыслить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах культуры, прежде всего в молодежных субкультурах, образа и стиля жизни. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи. Крупным представителем этого направления является К. Мангейм. Исследуя феномен по-коленческого единства, он раскрыл механизм социального наследования. К. Мангейм идеализировал сознание и поведение молодежи, программа действий которой была, по его мнению, заложена в самой биологической природе поколений. Отсюда выходило, что любые действия, совершаемые молодежью, носят заведомо позитивный характер в силу самого факта их существования, так как, приходя на смену «отцам», молодые люди становятся творцами жизни и общества.
Главная задача молодежи, по К. Мангейму, состоит в том, чтобы раскрепостить инстинкты и, отвергнув заповеди старшего поколения, выполнить свою «историческую миссию». В шестидесятые годы идеи К. Мангейма были «подтверждены» молодежным движением хиппи, утверждающим себя через комплекс идей, норм и ценностей, противоречащих доминирующей в обществе культуре. Тогда казалось, что юное поколение совершит тот «исторический скачок», который приведет к утверждению нового общества. Подобный непрерывный контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного багажа и открывает возможность двигаться в новом направлении.
Большое значение социокультурных факторов в процессе взросления человека отмечает М. Мид. В работе «Культура и сопричастность» она рассматривала культурологический вариант конфликта поколений, обосновывала зависимость динамики межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития. В современном обществе темпы развития ускорились настолько, что опыт старших поколений может даже мешать оценке новых, до этого не возникавших обстоятельств, вот почему социальную роль молодежи как особой социальной группы М. Мид видит в подготовке почвы, на которой может возникнуть будущее общество.
Российские социологи также внесли определенный вклад в изучение молодежи. «Российская социология молодежи прошла сложный путь от упрощенного представления о своем объекте как подлежащем формированию со стороны государственных институтов до постепенного утверждения представления о молодости как особой фазе жизненного цикла, обладающей собственными интересами и собственным (хотя и незавершенным) социальным статусом» [11].
Впервые интерес к молодежной тематике в России проявился в 20-е гг. XX в. Исследования в основном велись на основе эмпирического материала и носили социально-экономический характер с применением социологических подходов. Результаты использовались в государственных и ведомственных предприятиях для построения экономических основ социализма. На вопрос, почему интересна молодежная тематика, А. В. Луначарский ответил так: «Наша страна хочет познания, кто такие «мы», что такое Советский Союз... куда он продвинулся за 10 лет... пролетариат хочет познать различные элементы нашего общества, как видоизменяется лицо советской деревни, как растет отсталая часть пролетариата, что делает сейчас мещанин, как воспитывается в новой жизни молодежь мужская и женская, разных категорий, направлений и темпераментов... Об этом говорят публицисты, ученые-социологи, экономисты, об этом говорит статистика» [7, 68].
В 1930-е гг. проблема труда и воспитания молодежи уступает исследованию молодых людей как объекта социализации со стороны государства. Перед учеными ставится задача показать, что политические идеалы государства молодежь не только восприняла, но и готова активно участвовать в процессе социалистического строительства. Однако в 1930-х гг. социологию объявили буржуазной лженаукой и запретили ею заниматься. Интерес к социологии, и социологии молодежи в частности, возобновился в 1960-е гг. Предпосылкой этому послужили молодежная революция на Западе и потребность в понимании сути молодежного протеста, а также хрущевская оттепель и необходимость в получении многосторонней информации о социальных процессах, экспериментах и долгосрочных прогнозах. Проблемами молодежи в 1960-е и 1970-е гг. занимались Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский и др.
Советским социологам удалось перейти от эмпирических исследований узкоприкладного характера к аналитическим и уделить внимание таким вопросам, как механизмы самореализации и преодоления отчуждения молодыми людьми, особенности социализации и др. Эти проблемы, в частности, были исследованы на основе анкетирования читателей популярной в то время газеты «Комсомольская правда». Одна из анкет, вызвавшая огромный интерес читающей аудитории, называлась «Что вы думаете о своем поколении?». Программа была разработана Б. А. Грушиным и В. В. Чикиным. В соответствии с ней исследование ставило перед собой цель выявить содержание и характерные особенности самосознания советской молодежи, ее общий взгляд на себя, пыталось зафиксировать ценностные ориентации молодежи, связанные с духовными характеристиками общества, оценить реальное состояние в обществе проблемы «отцов» и «детей» [5, 123]. В результате исследования была обнаружена конфликтность сознания, т. е. наличие в нем нескольких содержательно несовместимых, полностью исключающих друг друга сегментов. Это можно проследить на характере реакций людей на события и процессы действительности. Так, респонденты могли проявлять прямую агрессивную нетерпимость к любому инакомыслию, проявляли неудержимую тягу к морализаторству, резонерству. Природа и механизмы порождения подобных реакций на мир весьма сложны и требуют специального анализа. Однако при их объяснении не обойтись без обращения к российской революционной традиции. Исследователи отмечают, что при всех существенных различиях в уровнях интеллекта и житейского опыта многие содержательные и лексические элементы в суждениях «отцов» и «детей» одни и те же.
Другим результатом было обнаружение в структуре массового сознания секторов, отличающихся неустойчивостью суждений, неуверенностью в себе и даже растерянностью. Это были респонденты, которые не выразили уверенности в том, что смогут осуществить жизненные планы.
Сегодня внимание социологов привлекают такие проблемы молодежи, как политический экстремизм, безработица, наркомания, преступность, кризисная социализация и др. Особое внимание исследователи уделяют проблеме конфликта поколений, который привел к тому, что передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Эти проблемы исследуются в Центре изучения занятости Института социологии РАН (Л. Колягина), новые формы потребительского поведения молодежи — сфера интересов В. Магуна, проблемы бездомных — В. Журавлева, социальная компетентность взросления — Н. В. Веселкова. В течение ряда лет в СПбГУ разрабатывается комплексная программа «Молодежь России», направленная на формирование социальной политики в отношении молодежи.
Следует отметить, что проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно — как особой социальной группы с присущими ей признаками и свойствами. Так, проблемы молодежи России во многом связаны с объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.
В конце 1990-х— 2000-е гг. ученые (Л. С. Яковлев, К. Ю. Добрин, В. Н. Ярская, Д. В. Петров) впервые обратились к проблеме социальной работы в контексте социологии молодежи. В рамках этого направления поднимались вопросы молодежной политики, модели социальных служб по работе с молодежью, взаимодействие с негосударственными организациями как агентами социальной работы с молодежью, социализация как базис программ социальной работы с молодежью и др. Л. С. Яковлев отмечал, что могут быть смоделированы два основных подхода к постановке социальной работы с молодежью. В первом подходе целью исследования становятся проблемы молодежи как социально-возрастной группы. Во втором подходе в центре внимания находится социализация молодежи. Задачи социального работника здесь будут определяться перспективами взросления молодых людей, поисками эффективной организации социальных служб, ориентированных на поддержку процессов социализации.
В контексте этих подходов специалисты предлагают заменить термин «социальная работа» на термин «работа с молодежью», считая, что он шире первого и что этой деятельностью занимаются как государственные организации, проводящие официальную политику, так и негосударственные организации и различные группы, идеология которых может в той или иной степени отличаться. «Все подходы к работе с молодежью объединяет то, что они могут быть проанализированы в терминах базовых социологических парадигм, каждая из которых лежит в основе определенной модели такой работы. Каждая модель характеризуется представлением о потребностях молодых людей, направленностью программ, ролью работника с молодежью, процессом, характером взаимоотношений и целью, которая выражается в желаемых последствиях» [15].
Молодежь является постоянным объектом изучения и в прикладной социологии. В современной отечественной и зарубежной социологии разработан ряд стратегий, ориентированных на специфическое изучение именно социально-демографической группы молодежи. При сохранении традиционных количественных методов исследования, прежде всего анкетных опросов, в социологии молодежи используются качественные методы, позволяющие получить глубинный срез молодежного мировоззрения. К таким методам относятся метод биограммы, метод Р. Инглехарта и А. Лакейна.
Метод биограммы американский социолог Т. Абель определяет как рассказ о собственной жизни, написанный человеком, представляющим определенную социальную группу, и составленный в соответствии с определенной схемой, заданной социологом. При этом одна биография, по его мнению, это еще не биограмма, она становится таковой лишь среди биографий других членов той же социальной общности, т. е. требуется достаточный материал для типизации и обобщения. К сожалению, этот метод не часто применяется социологами.
В 1990-е гг. казанские ученые (Т. Г. Исламшина, О. А. Максимова) предложили студентам написать сочинение на тему «Студент глазами студента», чтобы выяснить, как социальные изменения повлияли на ценностные ориентации молодежи. Исследователи исходили из того, что студенчество в качестве временной социальной группы молодежи можно рассматривать в традициях большой теории, т. е. описывать как целостную группу с типичными свойствами. Однако, исходя из того, что высокая теория не обеспечивает ощущения подлинной реальности проблем, социологи решили провести эмпирические исследования. Ученые решили отказаться от метода анкетирования, предполагая, что оно даст стандартизированный ответ, и обратились к качественному методу — биограммы.
Студенты в свободной форме должны были выразить свое отношение к структуре вуза, студенческой среде, описать яркие, запомнившиеся факты студенческого бытия, делали они это в вольной форме. В сочинении описывали собственную биографию, размышляли о своей жизни. Эта информация ценна тем, что на ее основе можно производить систематический сравнительный и ретроспективный анализ, который позволяет изучать динамику изменений в структуре жизненных стилей и ценностных ориентации молодежи из различных групп.
Другой эмпирический метод — это метод анализа жизненных планов А. Лакейна. В соответствии с этим методом анализа жизненных установок и ожиданий респондентам предлагалось изложить свои планы по схеме:
1) приведите, не задумываясь, перечень своих жизненных планов, желаний — как крупномасштабных, так и менее значимых (все, что придет на ум). Затем разделите данные планы по степени важности их для вас на блоки А, Б, В;
2) укажите свой самый главный жизненный проект;
3) перечислите свои жизненные планы на ближайшие пять лет;
4) опишите ваши планы на предстоящий год;
5) представьте, что вам осталось жить полгода. Чем бы вы занялись в оставшееся время?
Данный метод позволяет определить, насколько адекватно определяют для себя респонденты пути достиже ния жизненного успеха. Главный вывод, который получают в ходе исследования с применением методики А. Лакейна, заключается в том, что молодые люди зачастую строят грандиозные планы на будущее, при этом не определяя для себя реальных путей их достижения.