Тема 20. Социология молодежи

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Молодежь как субъект социальных отношений. Проблемы социализации и адаптации современной молодежи.

3. Молодежная субкультура и молодежные движения.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ТЕМА 21. Культура как система ценностей и норм

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Понятие и основные элементы культуры.

3. Виды культуры, их характеристика.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

Тема 22. социология религии

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Определение, происхождение и признаки религии.

3. Социологические теории религии.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ТЕМА 23. Методология социологических исследований

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Понятие, виды и этапы социологических исследований.

3. Рабочая программа социологического исследования.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ТЕМА 24. Опросные методы социологических исследований

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Анкетирование – понятие, виды, требования.

3. Интервью – понятие, типология, правила.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ТЕМА 25. методы социологических исследований

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Наблюдение и эксперимент.

3. Анализ документов.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ТЕМА 26. социология позитивизма Огюста Конта

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Социальная статика.

3. Социальная динамика.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ТЕМА 27. органическая Социология герберта спенсера

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Органическая теория общества.

3. Теория социальной эволюции.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ТЕМА 28. социология эмиля дюркгейма

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Социологизм как теория общества.

3. Общественная солидарность и разделение труда.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ТЕМА 29. социология макса вебера

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Понимающая социология.

3. Социология религии.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

Тема 30. социология питирима сорокина

1. Социология как наука (см. с. 6-7 метод.указаний).

2. Неопозитивизм, теоретическая и практическая социология.

3. Социология революций.

4. Анализ научной статьи. (см. стр. 7 метод.указаний).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ

1. Общество: его основные признаки, типология.

2. Социальная структура общества.

3. Социальная стратификация общества.

4. Признаки и измерение социальной стратификации

5. Неравенство и бедность в России.

6. Социальная мобильность: ее измерение.

7. Маргиналы в обществе.

8. Средний класс в социальной структуре.

9. Социальные институты в социальной структуре общества.

10. Институционализация, ее основные этапы.

11. Культура: социологический анализ.

12. Структура культуры: доминирующая культура, субкультуры, контркультура.

13. Виды культуры: элитарная, массовая, народная.

14. Личность, ее характеристика ( социальный статус личности, социальная роль личности, ролевой конфликт)

15. Семья: ее функции и дисфункции в российском обществе.

16. Религия: функции, религиозные организации, типология.

17. Социальный контроль, его основные формы.

18. Девиантное поведение, его виды.

19. Социологическое исследование и его основные типы

20. Основные методы в социологическом исследовании

21. Программа социологического исследования.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2012.

2. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2012. - 404 с.

3. Кравченко, А. И. Социология : учеб. для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. - 526 с.

4. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебно-метод. пособие / под ред. В. Г. Зарубина. - Ростов-на-Дону : Легион. Вып.1. - 2011. - 437 с.

5. Социология: учеб. для бакалавров / под ред. В. А. Глазырина. – М.: Юрайт, 2012. - 400 с.

6. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества : учеб. для вузов. – М.: Логос, 2010. - 656 с

Яковлев, А. М. Социальная структура общества и право : учеб. пособие для вузов. – М. : Норма, 2012. - 368 с.

7. Штомпка, П. Доверие - основа общества: моногр. – М. : Логос, 2012. - 448 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Волков, Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. - 3-е изд.. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.

2. Гараджа, В.И. Социология религии: учеб. пособие для вузов/ В. И. Гараджа. - М.: Инфра-М, 2007. - 348 с.

3. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М..- Т.1: Теория и методология. – 2003. – 904с.

4. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.2: Эмпирическая и прикладная социология. – 2004. – 985с.

5. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.3: Методика и техника исследования. – 2004. – 932с.

6. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.4: Бщество: статика и динамика. – 2004.-1108 с.

7. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.5: Социальная структура. – 2004. – 1095 с.

8. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.6: Социальные деформации. – 2005. – 1074с

9. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т. 7: Человек. Индивид. Личность. – 2005. – 950 с.

10. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.8: Социализация и образование. – 2005. – 1026 с.

11. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. – Т.9: Возрасты человеческой жизни. – 2005. –1094 с.

12. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И.Кравченко.-М.: Инфра-М. - Т.10: Гендер. Семья. Родство. - 2006. - 1094 с.

13. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15т./ В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М. - Т.11: Культура и религия. - 2007. - 1096 с.

14. Зборовский Г.Е. История социологии: учеб./ Г. Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2007. - 608 с.

15. Карцева Л.В. Социология культуры: учеб. пособие для вузов/ Л. В. Карцева, Ю. В. Шабалина. - 2-е изд.. - М.: Дашков и К, 2008. - 232 с.

16. Кравченко А.И. История социологии : Учеб. для вузов / А. И. Кравченко: Учеб. для вузов/ А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби; М.: Проспект, 2008. - 408 с.

17. Кравченко А.И. Социология: учеб. для вузов/ А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

18. Кукушкина, Е. И. История социологии : учеб. для вузов. - Москва : Высш. шк., 2009. - 487 с.

19. Манько Ю.В. Социология молодёжи: учеб. пособие для вузов/ Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - М.: Петрополис, 2008.

20. Матецкая А.В. Социология культуры: учеб. пособие/ А. В. Матецкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 317 с.

21. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): Учеб. пособие для вузов/ под ред. Е. И. Кукушкиной. - М.: Высш. шк., 2006. - 456 с.

22. Российская повседневность в условиях кризиса: моногр./под ред. М. К. Горшкова. - М.: Альфа-М, 2009. - 272

23. Россия на новом переломе: страхи и тревоги: научн. изд./ под ред. М.К. Горшкова, Р.Крумма, В. В. Петухова. - М.: Альфа-М, 2009.- 160 с.

24. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие/ Г. П. Смехнова. - изд., испр. и доп.. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 252 с.

25. Социология молодежи: Учеб. для вузов/ М.Ю. Попов, С.А. Гусова, Л.Г. Костюченко и др.; под ред.В. Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005. - 335 с.

26. Социология семьи: Учеб. для вузов/ под ред. А. И. Антонова. - М.: Инфра-М, 2007. - 640 с.

27. Социология. Курс лекций: учеб. пособие для вузов/ Ю. Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 509 с.

28. Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования (учебно-методическое пособие)/ Зарубин В.Г науч. ред., - Ростов-на-Дону: Легион; СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. – 464 с.

29. Социология: учеб. для студ. вузов/ под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 448 с.

30. Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность: моногр./ Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева. - М.: Альфа-М, 2009. - 320 с.

31. Тощенко Ж.Т. Социология труда: учеб. для вузов/ Ж. Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 423 с

32. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учеб. пособие/ А. И. Черных. - М.: ГУ ВШЭ, 2008.

33. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: Учеб./ Ф. И. Шарков. - М.: Экзамен, 2007. - 478 с.

34. Шереги Ф.Э. Наука в России: социологический анализ/ Ф. Э. Шереги, М. Н. Стриханов. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. - 456 с.

35. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования/ Ф. Э. Шереги. - М.: Центр соц. прогнозирования, 2004.

Периодическая литература (журналы в библиотеках ДВГУПС):

1. Общественные науки и современность (ОНС).

2. Социологические исследования (Социс).

3. Экономические и социальные проблемы: сб. обзоров /РАН ИНИОН. Серия: «Россия: экономика, политика, общество».

Словари

1. Социологический энциклопедический словарь: научное издание / Осипов Г.В.. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 488с.

2. Социология: Словарь: Учеб. пособие для вузов / А. И.Кравченко. - М.: Академия, 1997. - 240с.

СЛОВАРЬ

Адаптация связана с под­держанием равновесия, приспособлением социальной сис­темы к окружающей среде и контролю над ней.

Анкетирование – вид опроса; процесс сбора первичной социологической информации путем распространения и сбора анкет, на вопросы которых респонденты отвечают сами.

Аномия– отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм). Отсутствие норм, безнормность.

Армия – социальный институт, предназначенный для защиты государства от врагов, отстаивания национальных интересов.

Аутгруппа– группа, с которой в данный конкретный момент человек себя не идентифицирует; даже будучи ее членом, чувствует себя как бы со стороны, наблюдателем; по отношению к другим людям, входящим в ее состав, переживает чувство «они».

Аутсайдеры – лица с наименьшим авторитетом, они не участвуют в принятии решений, с их мнением не считаются.

Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

Бедность «сильных» – бедность, возникающая в чрезвычайных условиях, когда полноценные (а то и выдающиеся) работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния.

Брак– исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Вербальная система коммуникации –система общения (коммуникации) с помощью языка (таких свойств языка, как звучание и значение).

Вертикальная мобильность – перемещение индивида (социального объекта) из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Включенное наблюдение (полевая работа) – исследовательский метод, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые он изучает.

Внутрипоколенная мобильность – один из основных видов социальной мобильности, имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.

Восходящая мобильность– социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса.

Вторичная группа– группа, взаимодействие в которой обусловлено стремлением ее членов к достижению определенных целей, где основное значение придается умению выполнять определенные функции, между людьми отсутствуют глубокие эмоциональные связи (организация, спортивный клуб, производственный цех и т. д.).

Выборка – часть населения, строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).

Выборочная совокупность– уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Генеральная совокупность– все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.

Гипотеза– теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выра­женных понятиями. Главная задача эмпирического исследования в социологии – проверить гипо­тезы.

Горизонтальная мобильность – переход индивида (социального объекта) из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Передвижение индивидов из одного региона страны в другой, или из одной страны в другую.

Групповая динамика – развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу.

Групповая мобильность– мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп.

Групповая сплоченность – степень взаимной привлекательности членов группы и группы как целого. Сплочен­ность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценности группы для индивида.

Групповая структура –система иерархически расположенных внутригрупповых отношений.

Девиантное поведение– это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Деликвентное поведение–вид девиантного поведения, преступления и иные правонарушения.

Депривация – состояние недовольства, вызываемое расхождением между оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект.

Динамика культуры – изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерны целостность, на­личие упорядоченных тенденций, а также направлен­ный характер.

Дисперсный характер неравенстваозначает, что индивид может занимать неодинаковые позиции по различным критериям.

Дисфункции– появление в системе элементов, приводящих к рассогласованию ее функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров.

Досуг– 1) Свободное от работы время, 2) часть свободного от участия в общественном разделении труда времени, которую индивид использует по собственному усмотрению и не на непреложные обязанности, а на реализацию индивидуальных интересов.

Доход – денежные выплаты, обычно связанные с зарплатой, должностным окладом или с инвестициями.

Знак – сигнал, несущий смысл, закодированную информацию, указывающий на определенный предмет.

Идеальный тип –мысленная конструкция, создаваемая исследователем посредством выделения отдельных черт реальности, используется для соотнесения и сравнения с конкретными социально-историческими объектами.

Ингруппа –группа, с которой человек в данной ситуации
идентифицирует себя, т. е. переживает чувство «мы», чувствует себя комфортно.

Индустриальное общество–общество, образованное в результате социально-экономических, политических и социокультурных изменений в результате трансформации аграрных (традиционных) обществ в результате промышленной революции.

Инновация-(нововведение) – явление культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития.

Институт семьи – система правил, норм поведения, ролей, связанных с регулированием сексуального поведения, деторождения, со­циализации, обеспечением социального положения.

Институционализация– процесс образования социального института.

институционализированный конфликт– конфликтное взаимодействие, основывающееся на существовании общепринятых правил конфликтного поведения, взаимных обязательствах сторон, согласии участников конф­ликта относительно символов победы или поражения, времени завершения конфликта.

Институциональные нормы – специально разработанные правила организационного поведения.

Институ­циональный анализ – изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Интеграцияпредполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, про­тиводействие дезинтеграции системы.

Интеракция – процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Ин­тервьюирование– способ сбора информа­ции, построенный как исследовательское общение с индиви­дом по схеме «вопрос – ответ» и связанный с «непосредствен­ным наблюдением за личностью». Ин­тервью как вид исследования позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюде­ния. В зависимости от степени формализации различают стандартизированные, когда всем респондентам задают од­ни и те же вопросы в одной и той же последовательности и свободные ин­тервью, протекающие в форме беседы на заданную те­му. В отличие от анкетирования проводится специально подготовленным интервьюером.

Исследование социологическое – вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Каста– одна из форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.

Клан – родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типична для доиндустриальных обществ.

Класс– большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Коллективное поведение – стихийная и неорганизованная групповая реакция на социальную ситуацию, затрагивающую интересы общности людей.

Коммуникация – обмен - прямой или опосредованный – информацией между людьми в процессах межличностного общения.

конструктивный конфликт– конфликт, приводящий к позитивным социальным изменениям.

Контент-анализ – метод анализа содержания социологических документов, нацелен­ный на измерение качественных и количественных характери­стик текста (например, количества упоминаний того или ино­го имени в контекстах, характеризующих его положительно, отрицательно и без оценок) и на анализ зависимостей между ними.

Контркультура – субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

конфликтная ситуация– ситуация, в которой одна из сторон стремится осуществить желаемые социальные изменения путем воздействия на другую, а вторая ориентирована на сохранение существующего положения и потому стремится блокировать усилия первой.

конфликты интересов– конфликты, связанные со стремлением к перераспределению ресурсов.

конфликты ценностей– конфликты, основывающиеся на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей.

Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Культурные универсалии – ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

Латентные функции – функциональные последствия, являющиеся нежелательными или неожиданными для членов социальной системы, в которой они проявляются.

Легитимация – способы объяснения и оправдания сложившегося институционального порядка.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Люмпен – деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.).

Макросоциология– уровень социологического знания, связанный с крупными элементами социальных структур и их взаимодействием.

Малая группа – объединение людей, для которого характерны немногочисленность, наличие общей цели, непосредственное личное общение, наличие общих норм поведения и развитой структуры.

Маргинализация – процесс утраты индивидом, группой социальной опоры своего существования (привычного образа жизни и деятельности).

Маргинальность – промежуточность, «пограничность» положения индивида между разными социальными группами.

Масса – сравнительно большое количество людей, между которыми отсутствует непосредственный контакт, но существуют сходные стимулы.

Массовая культура– производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т.е. подчинение ему как цели.

Маятниковые движения – периодическая переоценка ценностей в рамках устойчивой цивилизации. Переход от античности к средним векам и далее к Новому времени является примером маятникового движения, чередования эпох демифологизации и ремифологизации.

Межпоколенная мобильность – один из основных видов социальной мобильности, предполагающий, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Менталитет(лат. mens – ум, мышление, образ мыслей) – естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления. Это хорошо проявляется в идиомах, пословицах, географических названиях, когда об их происхождении и точном значении не задумываются и когда они естественно, почти непроизвольно, всплывают из подсознания.

Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов.

Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп населения.

Микросоциология –уровень социологии, обращенный к социальному пове­дению людей, межличностному общению, мотивации человечес­ких действий.

Мировая система – социальная система глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок. Мировую систему можно рассматривать как “единое глобальное общество”.

Мобильность социальная– переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация).

Модернизация– совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом.

Молодежная культура–субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье; относительную первостепенность досуга, а не работы; вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни; качество бесклассовости в стиле досуга и поведении.

Молодежь–социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.

Моногамия – форма брачного союза, при которой каждому брачному партнеру разрешается иметь только одну супругу или супруга одновременно.

Наблюдение – метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания. Различают включенное (уча­ствующее) наблюдение, осуществляемое человеком, который и сам уча­ствует в наблюдаемых событиях (например, сам временно является членом рабочей группы, трудовую активность которой исследует), и невключенное, когда исследователь находится вне изучаемого объекта.

Наука– социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания.

Невербальная коммуникация – коммуникация между индивидами, основанная на мимике лица, жестах и позах тела, без использования речи и языка вообще.

Невербальные системы коммуникации –мимика, жест, одежда, цвет, т. е. все проявления, которые не связаны с языком. Система жестов наиболее вариантна, одни и те же жесты в разных культурах имеют различное значение. Невербальные системы являются более ранними, они предваряют возникновение вербальной системы коммуникации.

Неполная семья – семья, в которой нет одного из родителей.

Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

Низший класс (underclass) – класс индивидов, находящихся в самом низу классовой пирамиды.

Нисходящая мобильность– мобильность, связанная с понижением социального статуса.

Нищие–убогий, неимущий, побирающийся, питающийся подаянием, ходящий по миру, просящий подаяние.

Нормы– правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми.

Нуклеарная семья– семья, состоящая из отца, матери (или одного из них), а также несовершеннолетних детей.

Образование – передача знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения.

Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.

Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации.

Общество – это группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними.

объект конфликта–причина, вызывающая конфликтное взаимодействие участников.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.).

Опрос– спо­соб получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанный с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым).

Отклонение– формы поведения, не подчиняющегося нормам и ценностям, принятым большинством в группе или обществе.

Панельное исследование –способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).

Парадигма– со­вокупность основных положений и принципов, лежащих в ос­нове той или иной теории, обладающая специфическим кате­гориальным аппаратом и признающаяся группой ученых.

Первичная группа – группа индивидов, находящихся в личных взаимоотношениях друг с другом, между которыми устанавливаются прямые эмоциональные контакты.

Пилотажное исследование–пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария.

Позитивизм– направ­ление в социологии, согласно которому существуют тесные взаимоотношения между естест­венными и социальными науками, что позволяет использовать естественнонаучные методы для познания общества. Отсюда делался вывод о существовании объективных социальных законов, которые не зависят от сознания и воли людей.

Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.

Полиандрия – форма брака, в которой женщина может иметь одновременно двух или более мужей.

Полигамия – форма брака, в которой индивид может иметь одновременно двух или более партнеров по браку.

Полигиния – форма брака, в которой мужчина может иметь одновременно двух или более жен.

Постиндустриальное общество – базируется в большей степени на производстве информации, чем на материальном производстве товаров.

Престиж – это степень уважения определенного статуса, сложившаяся в общественном мнении.

Преступление – любые действия, нарушающие законы, установленные властью.

Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.

Программа исследования – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Прогресс –направление развития, переход от низшего к высшему.

Протест – массовое несогласие с существующим порядком вещей; активная форма защиты своих интересов от посягательства извне.

Протестное поведение– проявление негативного отношения к социальной системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым властью решениям в открыто демонстрируемой форме.

Процесс социальный – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.

Развитие– характеристика качественных изменений субъектов, появление инноваций, связанных с преобразованием внутренних и внешних связей.

Развод – формальное прекращение действительного брака между живыми супругами.

Разделение труда – дифференциация видов деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития.

разрешение конфликта– преодоление конфликта, основывающееся на измене­нии конфликтной ситуации, преодолении тех обстоятельств, которые его вызвали.

Расширенная семья – семейная группа, состоящая из более чем двух поколений родственников, ведущих совместное хозяйство и проживающих вместе.

Реадаптация– приобретение лицом с ограниченными возможностями здоровья новых навыков взаимодействия и поведения в стандартных жизненных ситуациях, которые позволяют ему компенсировать вновь возникший дефект.

регулирование конфликта– разработка и применение системы мер, направленных на ограничение масштабности конфликта и снижение степени его остроты.

Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить (достаточно точно отражать) характеристики генеральной совокупности.

Ресоциализация – вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде.

Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Референтная группа – общность людей, чьи мнения, убеждения и способы действия являются решающими при формировании собственных мнений, убеждений и способов действий индивида, выступают для него образцом для подражания и сравнения.

Ритуал – форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Ролевой репертуар –разнообразие ролевого поведения конкретного челове­ка, его способность модифицировать, варьировать исполнение одной и той же роли в зависимости от изменения ситуации.

Роль – поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус.

Самореференция– способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), а следовательно, и от других систем.

Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Сег­ментация институционального порядка – процесс увеличения числа и сложности институтов, их дифференциации, в основе которого лежит степень разделения труда в обществе, специализация деятельности.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья как социальный институт – система правил, норм поведения, ролей, связанных с регулированием сексуального поведения, деторождения, со­циализации, обеспечением социального положения.

Символ – использование определенных знаков (предметов) для обозначения других, как, например, использование флага, символизирующего нацию, государство.

Символический

Наши рекомендации