Задачи и функции социологии управления
Значение научной дисциплины определяется теми задачами и функциями, которые она выполняет. Основные задачи социологии управления – это:
1) изучение реальных фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия управляющих и управляемых,
2) выделение наиболее важных, типичных фактов управленческой деятельности, на основе которых выявляются тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся условий жизнедеятельности людей, групп и общностей, общества в целом,
3) обоснование необходимости инноваций в управленческой деятельности,
4) прогнозирование наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем и формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
С задачами социологии управления связаны и вытекают из них следующие функции:
1) познавательная – изучение основных особенностей управления как специфической социальной сферы, определение ее роли в развитии общества и т.п.
2) оценочная – сущность которой в том, чтобы оценить, в какой мере система управления, существующая в общества, организации, соответствует (или не соответствует) основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения
3) управленческая состоит в том, что выводы, рекомендации социолога, его оценка состояния социального явления или процесса могут служить основанием для выработки и принятия управленческого решения
4) диагностическая функция осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной модели, которая отражает достигнутый уровень социального развития, который можно считать нормой. Диагностика выявляет отличие от нормы. Она должна поставить проблемы, требующие решения, более того, выявить взаимосвязи между ними, чтобы было ясно, с каких проблем начинать, чтобы они были решаемы.
5) прогностическая – выработка прогнозов относительно будущего состояния и возможной траектории развития социальных явлений и процессов. Функция реализуется посредством социального моделирования, проектирования, конструирования, планирования
6)социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами.
7) социальное планирование – научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных социальных групп. Планирование – наиболее существенная из управленческих функций, ибо оно состоит в выборе цели и стратегии деятельности, а также существенно влияет на все остальные функции, поскольку они выполняются в соответствии с планом.
8) контрольно-аналитическая функция – социологическая экспертиза законопроектов и управленческих решений. Социология способна проверить, как будет «работать» решение, как его воспримут люди. Функция социологии управления должна заключаться в своевременном контрольно-аналитическом исследовании.
9) организационно-технологическая функция – в результате исследований конкретных ситуаций разрабатываются не только социальные проекты, но и технологии их реализации. По существу, это социоинженерная деятельность по изменению поведения управляемых.
10) консультационная функция, когда для оптимизации деятельности административных учреждений используются достижения социологии организаций, социологии управления, социологии государственной службы.