Предмет и функции социологии управления.

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Управление. Его функции и типы. Управленческие революции и их роль в эволюции управления.

2. Предмет и функции социологии управления.

3. Общественное мнение и управление.

4. Классический этап в развитии социологии управления.

5. Модернистский этап в развитии социологии управления.

6. Постмодернистский этап в развитии социологии управления.

7. Развитие социологии управления в России.

8. Социология организации.

9. Основные этапы развития социологии организаций.

10. Типы организаций и культура организаций.

11. Концепция бюрократии Макса Вебера.

12. Мотивация в управлении.

13. Стимулы и их роль в структуре мотивации государственных служащих.

14. Особенности социальных отношений. Основные типы социальных отношений в системе управления.

15. Коммуникации, их основные функции и элементы. Виды коммуникаций.

16. Государственные и муниципальные служащие как социально-профессиональная группа.

17. Карьера государственных и муниципальных служащих.

18. Социология государственной службы: предмет и проблемы.

19. Роль лидера и руководителя в управлении. Стили руководства и эффективность управления.

20. Манипулирование и управление.

21. Социальные технологии.

22. Социально прогнозирование.

Управление. Его функции и типы. Управленческие революции и их роль в эволюции управления.

Управление — это функция биологиче­ских, социальных, технических, организационных систем, кото­рая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает опре­деленный режим деятельности. В самом общем виде управлениепредстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий дости­жению максимального эффекта при минимальных затратах ре­сурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядоче­ние соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.

Управление в социальных системах — это управление людей людьми.Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными ин­тересами. Это наиболее сложная область управления. Оно являет­ся объектом изучения социальных (социологии, социальной пси­хологии, психологии) наук. В процессе производства, распреде­ления и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление — свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общест­во с целью его упорядочения, сохранения качественной специфи­ки, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, по­явлением и развитием разделения труда, которое специализиро­вало труд производителей и коллективов. И здесь социология из­брала свое направление исследования.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Социально-экономические Научно-теоретические
1. дальнейшее развитие индустриального общества 2. формирование слоя менеджеров 3. успехи рабочего и профсоюзного движения 1. развитие социологии как науки 2. появление научного менеджмента 3. появление новых социально-политических теорий.

Функции управления

1) Познавательная – изучение сущности управленческих отношений, особенностей управления, как специфической формы деятельности.

2) Оценочная – оценить в какой мере соответствует или нет, существующее в данном обществе система управления по основным тенденциям развития этого общества.

3) Прикладная – разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления и его элементов.

4) Прогностическая – появление наиболее вероятных и желательных изменений управленческой деятельности в будущем.

5) Контроль – учет и анализ выполнения заданий.

6) Мотивация – стимулирование работников за счет материальных и нематериальных видов вознаграждения (побуждение к деятельности).

7) Организационная — деятельность, благодаря которой система приспосабливается к выполнению задач.

8) Регулятивная — устранение отклонений от заданного режима.

9) Планирование деятельности.

10) Учет — фиксирование состояний управления в конкретный период.

Донаучный этап: с древнейших времен до 30-40 гг. XIX в. Под управлением понималось управление производством и государственное управление. Первые мыслители: Конфуций, Лао Цзинь. Конфуций говорил, что существует 3 основных направления в управлении людьми: на основе закона, на основе страха наказания, на основе умственного и нравственного развития человека.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

1. Революция в Шумерах и Египте: управление превратилось в инструмент коммерческой и религиозной деятельности

2. Революция в Вавилоне: появился светский тип управления

3. Революция в Вавилоне в 7-6 в. до н.э.: носила производственно-строительный характер

4. Революция в Европе в конце 18- начале 19 века: отделение управления от собственности

5. Революция в 20 веке: превращение менеджеров в особый класс общества

История развития управления как искусства и науки насчитывает уже несколько тысячелетий. Наиболее длительным периодом в истории развития теории и практики управления был древний этап – начиная с 9–7 тысячелетия до н. э. Исследователи выделяют пять управленческих революций.

Перваяполучила условное название религиозно-коммерческой, с ней связывают зарождение письменности в Древнем Шумере, появление в древний период в Азии, Африке и Европы рабовладельчества, государственности, формирование бюрократических организаций. Именно тогда было введено кооперативное разделение труда, командная иерархия, стандартизация, проектирование, планирование, организация труда.

Втораяотносится к XVIII в. до н. э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего разнообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.

Третьяпроизошла во времена правления Навуходоносора II (605–582 гг. до н. э.) и была направлена на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертаядатируется XVII–XVIII вв. и связана с зарождением капитализма и началом индустриальной цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области управления было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Пятаяуправленческая революция имела место в конце XIX – начале ХХ в. Ее часто называют бюрократической, так как теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров.

Приведенная классификация управленческих революций позволяет проследить логику их развития, а именно: первые четыре отражают понимание управления как искусства, т. е. как способности руководителей эффективно применять накопленный опыт на практике; пятая же управленческая революция символизирует собой начало конституирования управления в самостоятельную область человеческих знаний, а именно в науку.

Таким образом, управление стало превращаться в науку только в конце ХIХ в., хотя уже в ХVIII в. начался процесс разграничения управления как науки и искусства. В этот период начали формироваться попытки теоретических подходов к управлению, причем тон в них задавали философы. Прежде всего, они попытались ответить на вопрос: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббсв 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюартв 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Еще один английский философ Иеремия Бентамв книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит великому английскому экономисту Адаму Смиту,который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах Смит сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Исследования проблемы мотивации продолжил в начале XIX в. другой английский экономист Джон Миль.

Ситуация, порожденная промышленной революцией конца ХVIII – начала XIX столетия привела к тому, что наряду с эмпирическими методами в управление стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. Концепцию контроля и расчета оплаты труда создал, например, А. Смит.

Англичанин Ричард Аркрайт(изобретатель прядильной машины) объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерывности осуществления технологических процессов. Это позволяло существенно сэкономить на издержках производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами.

Широкомасштабный социальный эксперимент в области управления провел в 1800–1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в то время управляющим ряда текстильных фабрик. Суть его эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. При этом Оуэном руководила вовсе не идея благотворительности, а блестяще оправдавшийся экономический расчет, имевший своей целью повысить производительность труда. Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею того, что спустя полтора столетия стало на Западе повсеместно распространенным явлением, получившим название социального партнерства.

Предмет и функции социологии управления.

Социология управления – это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования социальных групп, находящихся в отношениях «господства-подчинения», социальных институтов, действующих в сфере управления, и отношений между ними.

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений.

Специфической особенность социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей.

Т.о. социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Сущность управленческой деятельности.Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой мо­жет выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учре­ждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленче­ской деятельности принципах научного управления соци­альными и промышленными организациями.

Объектом социологии управленияявляются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Объектом С.У. выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Объект С.У. включает:

1) реальные процессы С.У.;

2) методы и механизмы, достижения целей и задач;

3) социальную информацию о процессах С.У., с помощью метода эмпирического социального исследования.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

ПредметомС.У. выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики.

Социология управления изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде все­го как социальных систем:

1. Весь комплекс подбора, расста­новки, формирования управленческих кадров;

2. Отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками ап­парата управления и подчиненными имсотрудниками и ор­ганизационными структурами;

3. Исследование и формирование це­лей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

4. Анализ и оценку со­циальных последствий принимаемых управленческих ре­шений, определение эффективности управленческих дейст­вий;

5. Изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управ­ляемую подсистему) для сохранения ее качественной спе­цифики и целостности, обеспечения ее нормального функ­ционирования, успешного движения к заданной цели.

Задачи С.У.:

- познание социальных законов и закономерностей управления, основных принципов;

- организация управления на основе выявленных законов, с целью ее оптимизации.

Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.

Предмет и функции социологии управления. - student2.ru Предмет и функции социологии управления. - student2.ru Предмет и функции социологии управления. - student2.ru Предмет и функции социологии управления. - student2.ru Функции социологии: 1. Познавательная

управления 2. Регулятивная

3. Прогностическая

4. Организационно-технологическая и др.

Первая из функцийсоциологии управления - познавательная (анализирует отношения и социальные связи в процессе управления).Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

Вторая функция социологии управления - оценочная:Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) сущест­вующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства насе­ления; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу от­дельных индивидов, их групп и общностей.

Третья функция социологии управления - прогности­ческая(дает образ, проект управленческой деятельности, оценка ситуации). Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управ­ления, на его прогнозирование.

Четвертая функция социологии управления - образо­вательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и со­вершенствования, прогнозирования их развития в буду­щем - распространять знания об управлении, т.е. об основ­ных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных за­ведений, различных институтов и центров повышения ква­лификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущ­ность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой дея­тельности.

Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) - вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически дей­ствующее средство совершенствования системы управ­ления.

Наши рекомендации