Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины Социология выпускник должен приобрести следующие общекультурные компетенции (ОК):
В результате освоения дисциплины Социология выпускник должен приобрести следующие общекультурные компетенции (ОК):
― следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
― уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности (ОК-2);
― приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
― выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
― использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
― готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
― критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);
― демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
― способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
― способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
― проявляет творческие качества (ОК-14);
― правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);
― заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);
― умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- базовые понятия и категории социальной науки, методы социологического исследования;
- основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;
- специфику развития общества как социальной системы;
- особенности функционирования социальных институтов, их структуру, типологию, функции и дисфункции;
- формы социальных изменений и механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов;
- социологические подходы к изучению личности, понятие социализации, социальных норм и социального контроля;
- принципы, методы, структуру социального управления
уметь:
- выделять специфику социальной сферы общества, находить взаимосвязи между социальными явлениями и процессами;
- применять категории социальной науки для самостоятельного анализа и оценки общественных процессов;
- применять полученные знания по социологии при изучении специальных дисциплин и в профессиональной деятельности;
- классифицировать и анализировать социальные концепции в контексте места и времени их создания; определять их актуальность различных для современной России;
- анализировать причины и поводы социальных конфликтов, этапы их протекания и пути разрешения;
- применять социологические знания в процессе управленческой деятельности на различных уровнях.
владеть:
- основными методами и навыками организации и проведения социологического исследования;
- способами принятия оптимальных управленческих решений на основе имеющейся информации.
3. Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы
Изучение курса «Социология» предусматривает 3 зачётные единицы (108 часов), соотнесенные с общими целями ГОС ВПО. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоёмкость дисциплины | 3,0 | |
Очная форма обучения полная | ||
Аудиторные занятия (всего) | 1,0 | |
В том числе: лекции | 0,5 | |
практические занятия | 0,5 | |
Самостоятельная работа (всего) в том числе: самостоятельное изучение отдельных тем модулей и тем лекций, подготовка к рубежному контролю и промежуточной аттестации – зачёту | 2,0 | |
Заочная форма обучения полная | ||
Аудиторные занятия (всего) | 0,17 | |
В том числе: лекции | 0,06 | |
практические занятия | 0,11 | |
Самостоятельная работа (всего) в том числе: самостоятельное изучение отдельных тем модулей и тем лекций, подготовка к рубежному контролю и промежуточной аттестации – зачёту | 2,83 | |
Заочная форма обучения сокращённая | ||
Аудиторные занятия (всего) | 0,11 | |
В том числе: лекции | 0,06 | |
практические занятия | 0,06 | |
Самостоятельная работа (всего) в том числе: самостоятельное изучение отдельных тем модулей и тем лекций, подготовка к рубежному контролю и промежуточной аттестации – зачёту | 2,89 |
Учебный процесс по «Социологии» сочетает лекционные и семинарские занятий с самостоятельной работой студентов. Самостоятельно студенты прорабатывают актуальные вопросы, включенные в тематический план семинарских и практических занятий. Формы контроля: коллоквиум, тестирование, творческие работы, рефераты, зачёт. Все вышеизложенное даёт студентам возможность освоить методологические и организационные вопросы социологии.
Содержание дисциплины