Требования к результатам освоения дисциплины. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) ООП ВПО

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО.

Общекультурные компетенции:

-сохранение жизни и здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) (ОК-1);

-ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);

-владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

-компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);

-самосовершенствование (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);

-способность логически, верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

-социального взаимодействия: способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность (ОК-5);

-способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);

-владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

-стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (ОК-7);

-способность работать самостоятельно (ОК-8);

-способность принимать решения в пределах своих полномочий, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

-способность к познавательной деятельности (ОК-10);

-способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);

-способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-13);

-свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способность использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способность осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-14);

-способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-15);

-способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16).

Профессиональные компетенции

· в нормотворческой деятельности:

-способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-1);

· в правоприменительной деятельности:

- обеспечение безопасности в профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и культуры безопасности (ПК-2);

-способность обеспечивать соблюдение законодательства в сфере безопасности жизнедеятельности субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия по обеспечению безопасности в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовать нормы права по вопросам безопасности в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (ПК-5);

-юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с вопросами безопасности (ПК-6);

-владение навыками подготовки юридических документов, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-7);

-готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8);

· в правоохранительной деятельности:

-обладание навыком анализа правоприменительной и правоохранительной практики с целью актуализации и углубления знаний о проблемах безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и юридических механизмах их защиты;

-способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

-способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

· в экспертно-консультационной деятельности:

- способность толковать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-15);

-способность давать квалифицированные юридические заключения органам и должностным лицам, а также консультации гражданам по вопросам безопасности (ПК-16);

· в педагогической деятельности:

- способность преподавать некоторые модули БЖД на необходимом теоретическом и методическом уровнях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

· основные техносферные опасности, их свойства и характеристики;

· характерные состояния системы «человек – среда обитания», основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности, негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и природную среду, методы защиты от них, применительно к сфере своей профессиональной деятельности; критерии безопасности;

· системы контроля за соблюдением требований безопасности и экологичности (ОК-3; ПК-6, 10, 11);

· методы оценки риска в профессиональной деятельности, способы предотвращения нарушений требований безопасности (ОК-3,9; ПК-10, 11);

· права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда, нормативные правовые акты в области охраны труда, экологической безопасности; (ПК-5, 7, 15);

· принцип расследования и учета несчастных случаев в профессиональной деятельности (ОК-3; ПК -5, 6, 10, 11);

· основные мероприятия и методы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· экономические аспекты безопасности жизнедеятельности (ОК-10, ОК-15).

Уметь:

· применять нормативные правовые акты в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности (ОК-3, 7; ПК-7,15);

· идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, обеспечивать безопасные условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (ОК-3; ПК-5, 6, 10, 11);

· выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

· предупреждать и устранять причины и условия возникновения опасных ситуаций в зонах профессиональной деятельности, быта и отдыха человека (ОК -3; ПК-11);

· осуществлять мероприятия по защите населения от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов (ОК-1, ОК-8).

Владеть:

· основами законодательных и правовых знаний в области безопасности и охраны окружающей среды; правовыми и организационными основами обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОК-3; ПК -5, 6, 11);

· навыками подготовки юридических документов в области охраны труда (ОК-4; ПК-7);

· требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности представителей юридических профессий;

· способами и технологиями защиты населения в чрезвычайных ситуациях и навыками оказания первой медицинской помощи;

· понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности (ОК-20);

· основами методологии анализа риска (ОК-3, 7; ПК- 5, 10, 11);

· навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
- - -
Аудиторные занятия (всего)        
В том числе:          
Лекции - - - -
Семинарские занятия (С)        
Практические занятия (ПЗ)        
Самостоятельная работа (всего)        
В том числе:          
Контрольная работа        
Реферат, презентация, постер        
Другие виды самостоятельной работы        
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет        
Общая трудоемкость 72 .час 2 ЗЕТ.          

Структура и содержание учебной дисциплины.

Тематический план для очной формы обучения студентов.

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Семинарские занятия (практические, лабораторные) СРС    
1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения    
Человек и техносфера    
Идентифика­ция и воздей­ствие на чело­века вредных и опасных факторов сре­ды обитания -  
Защита чело­века и среды обитания от вредных и опасных фак­торов  
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности че­ловека  
Психофизиологиче­ские и эрго­номические основы безо­пасности  
Чрезвычай­ные ситуации и методы защиты в усло­вия их реа­лизации  
Управление безопасностью жизнедеятель­ности  
  ИТОГО

6. Содержание дисциплины:

Наши рекомендации