КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен приобрести следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен приобрести следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВО.

общекультурные компетенции:

· способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

· способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

общепрофессиональные компетенции:

· способность к когнитивной деятельности (ОПК- 6);

· владение системой эвристических методов и приемов (ОПК-10);

профессиональные компетенции:

· готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-12).

По окончании изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· ключевые понятия социологии;

· особенности функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной.

Уметь:

· анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни;

· пользоваться понятийным и категориальным аппаратом социологии и применять его к анализу реальных социальных процессов и явлений;

· подтверждать теоретические положения конкретными примерами из повседневной практики и социального опыта жизнедеятельности общества.

Владеть:

· социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость составляет 4 з.е. (144 часа)

· Аудиторная работа – 68 ч

· Самостоятельная работа – 76 ч

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов)
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144)
Формы обучения Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
Семестр
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия - - -
лабораторные работы - - -
другие виды аудиторных занятий - - -

Продолжение таблицы 1

Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
курсовая работа - - -
домашние задания - -
контрольная работа -
подготовка к зачету
Вид промежуточного контроля Зачет с оценкой

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции практ. СРС конс.
1. Социология как наука еженед. Участие в групповой дискуссии
2. Возникновение и развитие социологии 2-3 еженед. Подготовка докладов. Участие в обсуждении
3. Общество как система еженед. Участие в групповой дискуссии
4. Культура и общество 5-6 еженед. Письменная контрольная работа
5. Социальная структура и социальная стратификация 7-8 еженед. Выполнение инд. и групповых творческих заданий
6. Социальные институты 9-11 еженед. Участие в групповой дискуссии Выполнение инд. и групповых творческих заданий
7. Личность как социологичес-кая проблема еженед. Письменная контрольная работа
8. Девиантное поведение и социальный контроль 13-14 еженед. Письменная контрольная работа

Продолжение таблицы 2

9. Социальные изменения и процессы еженед. Участие в групповой дискуссии
10. Методы социологичес-ких исследований 16-17 еженед. Групповой проект программы и инструментарий СИ
Подготовка к зачету       Зачет с оценкой
Итого по видам занятий:  
Всего по дисциплине:

Содержание разделов (тем) дисциплины

Тема 1. Социология как наука

Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии. Основные функции социологии в обществе как теории и практики: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.

Тема 2. Возникновение и развитие социологии

Возникновение социологии как науки, ее основные исторические предпосылки. О. Конт - основоположник научной социологии, родоначальник позитивизма. Эволюционизм и натурализм в социологии. Г. Спенсер. Социологическое учение К. Маркса. Психологическое направление в социологии, его разновидности. Классические социологические теории. Э. Дюркгейм и становление французской социологической школы. М. Вебер и его вклад в социологию. Социологическое учение Г. Зиммеля. Ф. Теннис как классик мировой социологии. Развитие эмпирической социологии в 20-30-е гг. XX в. Оформление отраслевых социологий. Кризис эмпирической социологии и социологическая теория Т. Парсонса. Развитие структурного функционализма в трудах Р. Мертона. Возникновение новых парадигм теоретической социологии в 1960-70-е гг. (символический интеракционизм, теория обмена, теория конфликта, этнометодология, феноменология и др.). Кризис современной теоретической социологии, пути выхода из него.

Развитие социологической мысли в России, его особенности. Позитивизм - магистральное направление в русской социологии, его основные представители (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Е.В. Де Роберти и др.) П.А. Сорокин - социолог XX столетия, классик российской и американской социологии. Вклад П.А. Сорокина в мировую социологию. Развитие социологии в СССР и постсоветской России.

Синтез мирового социологического знания и интеграция мировой социологии. Всемирные социологические конгрессы, их роль в развитии социологической теории и практики.

Тема 3. Общество как система

Понятие социальной системы, основные системные принципы. Гомогенные и гетерогенные системы. Специфика социальной системы. Социальная система как система отношений, связей, взаимодействий. Общие признаки социальных систем: целостность, устойчивость, открытость, динамизм, самоорганизованность. Характеристика социальных систем по структуре, функциям, с точки зрения их динамики.

Тема 4. Культура и общество

Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, «идеальная» и «реальная» культура, материальная культура и технология). Структура и функции культуры. Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация

Основные элементы морфологии общества. Различие структуры общества и социальной структуры. Роль общественного разделения труда в формировании структуры общества. Основные парадигмы социальной структуры: К. Маркс и М. Вебер. Современные западные и отечественные концепции социальной структуры. Понятие социальной стратификации. Стратификация как теория социального неравенства. Совокупность признаков (критериев) стратификации. Социальная мобильность. Маргинальность как социальное явление и показатель мобильности. Особенности стратификационных процессов в российском обществе.

Тема 6. Социальные институты

Понятие, структура и функции социального института. Классификация социальных институтов. Социальные институты экономической сферы: институт собственности, институт рынка, институт производства и др. Экономическая социология и социологии труда как отрасли социологического знания. Социальные институты политической сферы: институт власти, институт государства. Партии и общественные организации. Политическая социология как отрасль социологического знания. Институты социальной сферы: институт образования, институт семьи и брака. Социология образования и социология семьи и брака как отрасли социологического знания.

Тема 7. Личность как социологическая проблема

Проблема личности в философии, социологии, психологии, педагогике (сходство и различия). Общество и личность. Понятие социального типа личности. Типология личности. Личность как совокупность социальных ролей. Ролевой конфликт. Плюрализм и динамизм социальных ролей. Социализация личности. Основные фазы социализации. Эффективность социализации и ее факторы. Проблемы социальной идентификации и адаптации личности в современных условиях социальных изменений.

Тема 8. Девиантное поведение и социальный контроль

Взаимодействие нормы и отклонения. Сущность и виды девиантного поведения. Особенности девиантного типа поведения. Типология социальных отклонений в зависимости от типа нарушаемой нормы. Антисоциальное поведение. Делинквентное (противоправное) поведение. Криминальное (преступное) поведение. Аутоагрессивное поведение. Понятие и виды социального контроля. Социальные условия и формы проявления отклоняющегося поведения в современном российском обществе.

Тема 9. Социальные изменения и процессы

Социальные изменения как процесс возникновения новых явлений и структур в социальных системах в ходе их взаимодействия. Виды и структура социальных изменений. Социальный процесс как смена состояний, как функционирование, изменение и развитие. Социальный процесс и регресс, революция и эволюция. Формы социального состояния: стабильность, застой, кризис. Социальные противоречия и конфликты.

Тема 10. Методы социологических исследований

Социологическое исследование как основной источник социального познания в социологии. Виды социологических исследований. Основные этапы. Программа социологического исследования, ее значение и функции. Наблюдение как метод сбора первичной социальной информации. Его основные виды. Исследование документальных источников в социологии. Место опроса в социологическом исследовании. Виды опросов: анкетирование и интервью. Вопрос как инструмент опроса. Классификация вопросов. Структура вопросника и основные требования к его составлению. Интервью и его виды. Почтовый и экспертный опросы. Обработка и анализ первичной социологической информации. Интерпретация результатов социологического исследования. Оформление результатов исследования, составление отчета.

Наши рекомендации