Методические рекомендации по преподаванию
учебной дисциплины «Социология»
В системе научного знания социологии отведено особое место. Социология – это научная дисциплина, которая изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе. Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.
Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Социология объясняет социальное неравенство, конфликты и антагонизмы между различными социальными группами, что особенно актуально в период бурных экономических преобразований российского общества. Не остаются без внимания социологов и проблемы личности, закономерности ее формирования в процессе уникального группового опыта. Таким образом, исследовательское поле социологии чрезвычайно обширно. В мире социальных отношений фактически не существует явлений, которые не подверглись бы пристальному социологическому анализу. Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир.
Современная социология не замыкается в рамках узкодисциплинарной области, она предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. При этом она является не только социальной наукой, подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.
На сегодняшний день социология является обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплиной в системе высшего образования России.
Большинство ключевых тем лекционный занятий излагаются в простой, наглядной и предельно сжатой форме. Освещение важнейших теоретических подходов соседствует с обширным фактологическим материалом. Это позволит студенту не только лучше подготовиться к зачету (экзамену), но и сформировать образ социологии как важной и интересной научной дисциплины. Тем не менее, студенту не следует пренебрегать посещением библиотеки и использованием других учебников, хрестоматий и научной периодики в процессе освоения курса.
Лекционные занятия, построенные по проблемно-хронологическому принципу, выполняют следующие функции:
1) информационная,
2) систематизирующая (последовательное и структурированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов. Систематизирующая функция реализуется также в том, что преподаватель дает на лекциях общий обзор изучаемого предмета, сообщает студентам, на какие темы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать);
3) разъясняющая (отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Целью преподавателя в этом случае является разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме);
4) развивающая (стимулирует не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов. Этому способствуют проблемные вопросы, поставленные преподавателем на лекции, поисковый и дискуссионный характер изложения им учебных знаний).
Обучение по дисциплине «Социология» включает также самостоятельную работу студентов.
Для контроля за усвоением понятий и определений проводятся контрольные работы и словарные диктанты.
Семинарские занятия –не предусмотрены.
Темы рефератов.
Тема 1. Социология как наука.
Темы рефератов и докладов:
- Социология как совокупность концепций и подходов.
- Макросоциология и микросоциология: различные способы изучения общества.
- Социология и практика. Социология как поведенческая наука.
- Социология на производстве - мода или насущная необходимость.
- Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера.
Тема 2. История социологической мысли. Классические социологические теории.
Темы рефератов и докладов:
- Социологический проект О. Конта.
- Социальная динамика и социальная статика.
- Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества.
- Органическая теория Г. Спенсера.
- Типология социальных структур.
- Социология Э. Дюркгейма.
- Учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни.
- Формальная социология Г. Зиммеля.
- Теория конфликтов. М. Вебер и его понимающая социология.
- Теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти. Религия и ее влияние на общество.
- Социологическая теория марксизма. Влияние социологических взглядов К. Маркса на общественное развитие в мире.
- Исторические судьбы марксистской социологии, современные взгляды и оценки социологии марксизма.
- Русская социологическая мысль.
- Особенности становления социологии в России.
- Основные направления русской социологической мысли: географическое (Л.И. Мечников, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский); органическое (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); субъективное (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский); психологическое (Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий); многофакторное (М.М. Ковалевский); марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).
- Социология в СССР.
- Социологическая мысль в период реформирования России.
Тема 3. Современные социологические теории.
Темы рефератов и докладов:
- Основные парадигмы и направления современной социологии.
- Макросоциология и микросоциология.
- Макросоциологические парадигмы: функционализм (Т. Парсонс и Р. Мертон), марксизм (К. Маркс), теория социального конфликта (Л. Козер и Р. Дарендорф).
- Микросоциологические парадигмы: символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Ф. Девис), феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), теория обмена (Дж. Хоманс и П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель).
- Интегральная социология: концепция коммуникативного действия (Ю. Хабермас), теории структуралистского конструктивизма П. Бурдье, структурации (Э. Гидденс), многомерной социологии (Д. Александер), самореферентных систем (Н. Луман) и др.
- Фундаментальный и эмпирический методы социологического знания.
- Академическая социология.
- Теории среднего уровня.
Тема 4. Общество и социальные институты.
Темы рефератов и докладов:
- Понятие общества.
- Теории происхождения общества.
- Признаки общества.
- Социальные действия, связи и взаимодействия.
- Типология общества.
- Общество как социальная система.
- Концепция социальных систем Т. Парсонса. Вклад Р. Мертона в развитие теории социальных систем.
- Постфункционализм Н. Лумана.
- Социальная система и социальная структура.
- Подсистемы социальной системы.
- Условия стабильности и самосохранения социальных систем.
- Социальная адаптация.
- Социальная ситуация.
- Социальные группы и общности.
- Понятие социальной группы и общности.
- Теории социальных групп.
- Многообразие социальных групп.
- Разновидности социальных общностей.
- Характеристика малых групп и коллективов.
- Коллективное поведение.
- Социальные институты и организации.
- Виды социальных институтов и организаций, их функции, взаимодействие и развитие.
- Институционализация и ее социальная роль.
- Особенности становления социальных институтов и организаций российского общества в переходный период.
- Социальные движения.
Тема 5. Культура как фактор социальных изменений.
Темы рефератов и докладов:
- Социологическое понимание культуры.
- Функционалистская трактовка культуры Т. Парсонсом.
- Культура с точки зрения понимающей социологии.
- Материальная и духовная культура.
- Ценности, нормы, обычаи и нравы как важнейшие элементы культуры.
- Социальная роль культуры.
- Специфика институциональных норм.
- Миф и культура.
- Многообразие культур.
- Культурная интеграция.
- Субкультура и контркультура.
- Национальные культуры и этноцентризм.
- Диалог культур и межкультурное взаимодействие.
- Производство культуры и культурные инновации.
- Культурный конфликт.
- Феномен массовой культуры: ее признаки и черты.
- Народная, элитарная и массовая культуры.
- Динамика социокультурных изменений.
- Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
- Специфические черты и особенности российского национально-культурного типа.
Тема 6. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация.
Темы рефератов и докладов:
- Социологический подход к личности.
- Личность как социальный тип.
- Общественное и индивидуальное в личности.
- Зависимость личности от общества и автономия личности.
- Концепции личности.
- Социально-исторические типы личности.
- Типология личности.
- Социальный статус и его структура.
- Социальная роль.
- Концепция социальной роли Дж. Мида.
- Классификация ролей Дж. Морено.
- Основные характеристики описания роли.
- Понятие ролевого набора.
- Проигрывание, построение и принятие ролей.
- Ролевая идентификация и ролевое дистанцирование.
- Виды ролевых конфликтов.
- Проблема самоутверждения личности.
- Личность как деятельный субъект.
- Понятия субъект и субъективность.
- Виды социальной деятельности: трудовая, досуговая и др.
- Показатели социальной деятельности.
- Классификация типов социальной деятельности.
- М. Вебер о типах социального действия.
- Теория нелогического действия В. Парето.
- Социальная активность.
- Социализация личности как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и умений, социальных норм и культурных ценностей.
- Этапы и агенты социализации. Институты социализации.
- Процессы десоциализации и ресоциализации.
- Психологические и социологические подходы к процессу социализации: взаимодействие и взаимообогащение.
- Теории личности 3. Фрейда, Л. Колберга, Л.С. Выготского.
Тема 7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность.
Темы рефератов и докладов:
- Понятие неравенства и стратификации.
- К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс о социальном неравенстве.
- Социальная дифференциация и социальное неравенство.
- Критерий и способы анализа социальной стратификации.
- Исторические типы стратификации.
- Типы стратификационных систем.
- Классовый тип стратификации современного индустриального общества.
- Эмпирические исследования стратификации У. Уорнера.
- Социальная характеристика высшего, среднего и низшего класса.
- Социальный класс и социальный слой.
- Дискуссии о среднем классе.
- Абсолютная и относительная бедность.
- Характеристика социальной стратификации современного Российского общества.
- Социальная мобильность.
- Классификация мобильности: вертикальная, горизонтальная, индивидуальная и групповая.
- Социальная мобильность и миграция.
- Маргинальность.
Тема 8. Социальные изменения. Формирование мировой системы.
Темы рефератов и докладов:
- Социальные изменения: понятия и виды.
- Всеобщий характер социальных изменений.
- Эволюционные и революционные социальные изменения.
- Факторы, определяющие социальные изменения.
- Источники социальных изменений.
- Прогнозирование социальных изменений.
- Социальное развитие как прогрессивно-поступательный тип изменений.
- Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма на процессы социальных изменений и представления о социальном прогрессе Г. и Ж. Ленски.
- Концепция стадий эволюции Т. Парсонса.
- Циклический тип социальных изменений.
- Ускоряющиеся и замедляющие циклы.
- Циклическая теория П. Сорокина.
- Модернизация.
- Социальный кризис как фундаментальное свойство процесса социального развития.
- Отличительные черты кризисного состояния.
- Волны российской истории.
- Социальные и культурные изменения в современном российском обществе.
- Социальная база реформ в России.
- Проблема социальных ожиданий масс в период реформирования.
- Динамика изменений общественного сознания, потребностей, интересов и ценностных ориентации россиян.
- Социальные последствия преобразований в России.
- Теории мировой системы Э. Гидденса и И. Валлерштайна.
- Мировые империи и мировые экономические системы.
- Мировая система и процессы глобализации.
- Концепции мироцелостности и взаимодействия цивилизаций.
- Глобальные проблемы современности.
- Место России в мировом сообществе.
Тема 9. Методы социологического исследования.
Темы рефератов и докладов: