Методические рекомендации по преподаванию

учебной дисциплины «Социология»

В системе научного знания социологии отведено особое место. Социология – это научная дисциплина, которая изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе. Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.

Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Социология объясняет социальное неравенство, конфликты и антагонизмы между различными социальными группами, что особенно актуально в период бурных экономических преобразований российского общества. Не остаются без внимания социологов и проблемы личности, закономерности ее формирования в процессе уникального группового опыта. Таким образом, исследовательское поле социологии чрезвычайно обширно. В мире социальных отношений фактически не существует явлений, которые не подверглись бы пристальному социологическому анализу. Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир.

Современная социология не замыкается в рамках узкодисциплинарной области, она предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. При этом она является не только социальной наукой, подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.

На сегодняшний день социология является обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплиной в системе высшего образования России.

Большинство ключевых тем лекционный занятий излагаются в простой, наглядной и предельно сжатой форме. Освещение важнейших теоретических подходов соседствует с обширным фактологическим материалом. Это позволит студенту не только лучше подготовиться к зачету (экзамену), но и сформировать образ социологии как важной и интересной научной дисциплины. Тем не менее, студенту не следует пренебрегать посещением библиотеки и использованием других учебников, хрестоматий и научной периодики в процессе освоения курса.

Лекционные занятия, построенные по проблемно-хронологическому принципу, выполняют следующие функции:

1) информационная,

2) си­стематизирующая (последовательное и струк­турированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов. Систематизирующая функция реализуется также в том, что преподаватель дает на лек­циях общий обзор изучаемого предмета, сообщает студентам, на какие те­мы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использо­вать);

3) разъясняющая (отдельные разделы учебника мо­гут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие при­меры. Целью преподавателя в этом случае является разъяснение наиболее труд­ных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо уме­ние преподавателя изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме);

4) развивающая (стимулирует не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов. Этому способствуют проблемные вопросы, поставленные преподавателем на лекции, поисковый и дискуссионный характер изложения им учебных знаний).

Обучение по дисциплине «Социология» включает также самостоятельную работу студентов.

Для контроля за усвоением понятий и определений проводятся контрольные работы и словарные диктанты.

Семинарские занятия –не предусмотрены.

Темы рефератов.

Тема 1. Социология как наука.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социология как совокупность концепций и подходов.
  2. Макросоциология и микросоциология: различные способы изучения общества.
  3. Социология и практика. Социология как поведенческая наука.
  4. Социология на производстве - мода или насущная необходимость.
  5. Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера.

Тема 2. История социологической мысли. Классические социологические теории.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социологический проект О. Конта.
  2. Социальная динамика и социальная статика.
  3. Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества.
  4. Органическая теория Г. Спенсера.
  5. Типология социальных структур.
  6. Социология Э. Дюркгейма.
  7. Учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни.
  8. Формальная социология Г. Зиммеля.
  9. Теория конфликтов. М. Вебер и его понимающая социология.
  10. Теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти. Религия и ее влияние на общество.
  11. Социологическая теория марксизма. Влияние социологических взглядов К. Маркса на общественное развитие в мире.
  12. Исторические судьбы марксистской социологии, современные взгляды и оценки социологии марксизма.
  13. Русская социологическая мысль.
  14. Особенности становления социологии в России.
  15. Основные направления русской социологической мысли: географическое (Л.И. Мечников, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский); органическое (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); субъективное (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский); психологическое (Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий); многофакторное (М.М. Ковалевский); марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).
  16. Социология в СССР.
  17. Социологическая мысль в период реформирования России.

Тема 3. Современные социологические теории.
Темы рефератов и докладов:

  1. Основные парадигмы и направления современной социологии.
  2. Макросоциология и микросоциология.
  3. Макросоциологические парадигмы: функционализм (Т. Парсонс и Р. Мертон), марксизм (К. Маркс), теория социального конфликта (Л. Козер и Р. Дарендорф).
  4. Микросоциологические парадигмы: символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Ф. Девис), феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), теория обмена (Дж. Хоманс и П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель).
  5. Интегральная социология: концепция коммуникативного действия (Ю. Хабермас), теории структуралистского конструктивизма П. Бурдье, структурации (Э. Гидденс), многомерной социологии (Д. Александер), самореферентных систем (Н. Луман) и др.
  6. Фундаментальный и эмпирический методы социологического знания.
  7. Академическая социология.
  8. Теории среднего уровня.

Тема 4. Общество и социальные институты.
Темы рефератов и докладов:

  1. Понятие общества.
  2. Теории происхождения общества.
  3. Признаки общества.
  4. Социальные действия, связи и взаимодействия.
  5. Типология общества.
  6. Общество как социальная система.
  7. Концепция социальных систем Т. Парсонса. Вклад Р. Мертона в развитие теории социальных систем.
  8. Постфункционализм Н. Лумана.
  9. Социальная система и социальная структура.
  10. Подсистемы социальной системы.
  11. Условия стабильности и самосохранения социальных систем.
  12. Социальная адаптация.
  13. Социальная ситуация.
  14. Социальные группы и общности.
  15. Понятие социальной группы и общности.
  16. Теории социальных групп.
  17. Многообразие социальных групп.
  18. Разновидности социальных общностей.
  19. Характеристика малых групп и коллективов.
  20. Коллективное поведение.
  21. Социальные институты и организации.
  22. Виды социальных институтов и организаций, их функции, взаимодействие и развитие.
  23. Институционализация и ее социальная роль.
  24. Особенности становления социальных институтов и организаций российского общества в переходный период.
  25. Социальные движения.

Тема 5. Культура как фактор социальных изменений.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социологическое понимание культуры.
  2. Функционалистская трактовка культуры Т. Парсонсом.
  3. Культура с точки зрения понимающей социологии.
  4. Материальная и духовная культура.
  5. Ценности, нормы, обычаи и нравы как важнейшие элементы культуры.
  6. Социальная роль культуры.
  7. Специфика институциональных норм.
  8. Миф и культура.
  9. Многообразие культур.
  10. Культурная интеграция.
  11. Субкультура и контркультура.
  12. Национальные культуры и этноцентризм.
  13. Диалог культур и межкультурное взаимодействие.
  14. Производство культуры и культурные инновации.
  15. Культурный конфликт.
  16. Феномен массовой культуры: ее признаки и черты.
  17. Народная, элитарная и массовая культуры.
  18. Динамика социокультурных изменений.
  19. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
  20. Специфические черты и особенности российского национально-культурного типа.

Тема 6. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социологический подход к личности.
  2. Личность как социальный тип.
  3. Общественное и индивидуальное в личности.
  4. Зависимость личности от общества и автономия личности.
  5. Концепции личности.
  6. Социально-исторические типы личности.
  7. Типология личности.
  8. Социальный статус и его структура.
  9. Социальная роль.
  10. Концепция социальной роли Дж. Мида.
  11. Классификация ролей Дж. Морено.
  12. Основные характеристики описания роли.
  13. Понятие ролевого набора.
  14. Проигрывание, построение и принятие ролей.
  15. Ролевая идентификация и ролевое дистанцирование.
  16. Виды ролевых конфликтов.
  17. Проблема самоутверждения личности.
  18. Личность как деятельный субъект.
  19. Понятия субъект и субъективность.
  20. Виды социальной деятельности: трудовая, досуговая и др.
  21. Показатели социальной деятельности.
  22. Классификация типов социальной деятельности.
  23. М. Вебер о типах социального действия.
  24. Теория нелогического действия В. Парето.
  25. Социальная активность.
  26. Социализация личности как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и умений, социальных норм и культурных ценностей.
  27. Этапы и агенты социализации. Институты социализации.
  28. Процессы десоциализации и ресоциализации.
  29. Психологические и социологические подходы к процессу социализации: взаимодействие и взаимообогащение.
  30. Теории личности 3. Фрейда, Л. Колберга, Л.С. Выготского.

Тема 7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность.
Темы рефератов и докладов:

  1. Понятие неравенства и стратификации.
  2. К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс о социальном неравенстве.
  3. Социальная дифференциация и социальное неравенство.
  4. Критерий и способы анализа социальной стратификации.
  5. Исторические типы стратификации.
  6. Типы стратификационных систем.
  7. Классовый тип стратификации современного индустриального общества.
  8. Эмпирические исследования стратификации У. Уорнера.
  9. Социальная характеристика высшего, среднего и низшего класса.
  10. Социальный класс и социальный слой.
  11. Дискуссии о среднем классе.
  12. Абсолютная и относительная бедность.
  13. Характеристика социальной стратификации современного Российского общества.
  14. Социальная мобильность.
  15. Классификация мобильности: вертикальная, горизонтальная, индивидуальная и групповая.
  16. Социальная мобильность и миграция.
  17. Маргинальность.

Тема 8. Социальные изменения. Формирование мировой системы.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социальные изменения: понятия и виды.
  2. Всеобщий характер социальных изменений.
  3. Эволюционные и революционные социальные изменения.
  4. Факторы, определяющие социальные изменения.
  5. Источники социальных изменений.
  6. Прогнозирование социальных изменений.
  7. Социальное развитие как прогрессивно-поступательный тип изменений.
  8. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма на процессы социальных изменений и представления о социальном прогрессе Г. и Ж. Ленски.
  9. Концепция стадий эволюции Т. Парсонса.
  10. Циклический тип социальных изменений.
  11. Ускоряющиеся и замедляющие циклы.
  12. Циклическая теория П. Сорокина.
  13. Модернизация.
  14. Социальный кризис как фундаментальное свойство процесса социального развития.
  15. Отличительные черты кризисного состояния.
  16. Волны российской истории.
  17. Социальные и культурные изменения в современном российском обществе.
  18. Социальная база реформ в России.
  19. Проблема социальных ожиданий масс в период реформирования.
  20. Динамика изменений общественного сознания, потребностей, интересов и ценностных ориентации россиян.
  21. Социальные последствия преобразований в России.
  22. Теории мировой системы Э. Гидденса и И. Валлерштайна.
  23. Мировые империи и мировые экономические системы.
  24. Мировая система и процессы глобализации.
  25. Концепции мироцелостности и взаимодействия цивилизаций.
  26. Глобальные проблемы современности.
  27. Место России в мировом сообществе.

Тема 9. Методы социологического исследования.
Темы рефератов и докладов:

Наши рекомендации