Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Цели:выявление роли социальных институтов в обществе, анализ условий их эффективного функционирования; ознакомление со спецификой функционирования социальных
Цели:выявление роли социальных институтов в обществе, анализ условий их эффективного функционирования; ознакомление со спецификой функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.
Задание:Разделитесь на 8 подгрупп (по количеству творческих заданий, выносимых на контролируемую самостоятельную работу); выполните задания письменно. Готовые задания можно прислать на e-mail: [email protected]
1. К каким основным институтам (семья, образование, экономика, государство, религия) относятся следующие не основные институты и социальные практики: крещение ребенка, развод, день рождения, репетиторство, налоги, экономические реформы, собственность, приватизация, наследство, помолвка, адвокатура, вендетта, экзамен, крестный ход, паломничество, воинская присяга, клятва верности.
2. Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, состоит из нескольких этапов. Раскройте содержание каждого этапа и проиллюстрируйте примерами:
· возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
· формирование общих целей;
· появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
· появление процедур, связанных с нормами и правилами;
· институционализация норм, правил и процедур, т.е. их регулярное практическое применение;
· установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
3. Приведите примеры осуществления социальными институтами своих функций с учетом их типов (см. таблицу).
Функции | Типы институтов |
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) | Брачно-семейные Культурные Образовательные |
Контроль над поведением членов общества в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возможных конфликтов | Политические, правовые, культурные |
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов | Экономические |
Регулирование использования власти и доступа к ней | Политические |
Коммуникация между членами общества | Культурные, образовательные |
Защита членов общества от физической опасности | Военные, правовые, полицейские, судебные, медицинские |
4. Охарактеризуйте социальный институт семьи по следующим показателям: 1) историческая эволюция; 2) функции в обществе; 3) статусы и роли; 4) распространенные традиции.
5. Охарактеризуйте социальный институт религии по следующим показателям: 1) историческая эволюция; 2) функции в обществе; 3) статусы и роли; 4) распространенные традиции; 5) организации, входящие в состав.
6. Охарактеризуйте социальный институт образования по следующим показателям: 1) историческая эволюция; 2) функции в обществе; 3) статусы и роли; 4) распространенные традиции; 5) организации, входящие в состав.
7. Охарактеризуйте социальный институт экономики по следующим показателям: 1) историческая эволюция; 2) функции в обществе; 3) статусы и роли; 4) распространенные традиции; 5) организации, входящие в состав.
8. Охарактеризуйте социальный институт политики по следующим показателям: 1) историческая эволюция; 2) функции в обществе; 3) статусы и роли; 4) распространенные традиции; 5) организации, входящие в состав.
Литература:
- Антонов, А. И., Медков, В. М. Социология семьи : учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М. : Изд-во МГУ,1996 . – 304 с.
- Бабосов, Е.М. Общая социология : учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - 3-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2006. - 637 с.
- Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006. – 410 с.
- Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье ; пер. с фр. ; сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. – М. : Socio-Logos,1993. – 336 с.
- Гидденс, Э. Социология : учебник / Э. Гидденс; пер. с англ.; научн. ред. В.А. Ядов. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
- Зень, С. Н. Социология управления и организаций : учеб.-методич. пособие для студентов заочной формы обучения / С. Н. Зень. – Минск : Изд-во МНУ, 2003. – 23 с.
- Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2000. – 431с.
- Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академический Проект : Фонд "Мир", 2003. - 383 с.
- Смелзер, Н. Социология : учебник / Н. Смелсер ; пер. с англ. ; научн. ред. В. А. Ядов. – М. : Феникс, 1994. – 687 с.
- Социология : учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Елсукова . - 5-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2004. - 542 с.