Понятие «социального института». Доминантные социальные институты: семья, власть, собственность. Функции, цели, задачи социальных институтов.

Социальный институт — это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом (определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной решаемой социальным институтом задачи).

Социальный институт внешне выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

С содержательной стороны — это установленный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности и тем самым обеспечить необходимую унифицированность их поведения. Социальный институт можно определить также как совокупность ролей и статусов, выполняющую в обществе определенные функции, то есть удовлетворяющую определенные потребности

Так, государство представляет собой важнейший социальный институт организованного общества. Система образования, здравоохранения, наука, экономика, организованные формы религии, иные виды организованной активности, такие, как институт брака, избирательная система, политические партии и движения, обеспечивающие установление и поддержание политической власти; религиозные организации, профессиональные союзы и ассоциации и другие виды систематической деятельности, обеспечивающие общественные потребности, выступают в качестве социальных институтов.

Функции социальных институтов (как везде – но суть поддержание стабильности и функционирования общества)

Дисфункции социальных институтов. Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института — удовлетворения основных общественных потребностей. Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев и классов общества, меняют, следовательно, и характер отношений социальных институтов с социальной средой. Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках и т. д. С содержательной точки зрения недостатки выражаются в неясности целей деятельности, в их противоречивой интерпретации, парализующей деятельность института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1. он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2. он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3. институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4. социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

1. более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

2. набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

3. систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

4. конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция — обеспечение согласованности между действующими индивидами).

В социологии обычно выделяют:

а) институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности как индивида, так и общества в целом, процесса производства и распределения благ и услуг;

б) институты семьи и образования, обеспечивающие воспроизводство членов общества;

в) политические институты, функцией которых является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами;

г) культурные институты, обеспечивающие сохранение духовных ценностей.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Потребности в воспроизводстве рода 1. Институт семьи и брака
2. Потребности в безопасности и социальном порядке 2. Политические институты
3. Потребности в добывании средств существования 3. Экономические институты
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. 4. Институты образования
5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни 5. Институт религии

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

2. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

3. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

4. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

5. Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

6. Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Возникновение потребности, формирование общих целей

2. Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)

3. Практическое применение, принятие этих норм и правил

4. Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов институт

Наши рекомендации