Место дисциплины в структуре ОП ВО
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Челябинский филиал
Кафедра политологии, истории и философии
Утверждена учёным советом
Челябинского филиала РАНХиГС
(в составе ОП ВО)
Протокол № 5 от «24 » декабря 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.5 Социология
по направлению подготовки
38.03.03 «Управление персоналом»
Профиль – «Управление персоналом организации»
Квалификации выпускника – бакалавр
Для очного и заочного отделений
ЧЕЛЯБИНСК 2015
Автор-составитель:
Доцент кафедры политологии, истории и философии
/Буданов А.В./
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой политологии, истории и философии
Протокол от «22» января 2015 г. № 6
Заведующий кафедрой
политологии, истории и философии /Зырянов С.Г./
© буданов А.В., сост. 2015.
© Челябинский филиал РАНХиГС, 2015.
ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
1. Цель и задачи дисциплины 4.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине 5.
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО 5.
4. Объем дисциплины 6.
5. Содержание и структура дисциплины 6.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине 13.
7. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины 33.
8. Фонд оценочных средств промежуточной
аттестации по дисциплине 36.
9. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 40.
9.1. Основная литература 40.
9.2. Дополнительная литература 40.
9.3. Нормативные правовые документы 42.
9.4. Интернет-ресурсы, справочные систем 42.
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины. 43.
Цели и задачи дисциплины
Цель учебного курса дисциплины «Социология» – на основе теоретических и прикладных аспектов социологического знания сформировать у студентов устойчивое целостное представление о механизмах социального взаимодействия в процессе функционирования и развития общества, закономерностях поведения человека в трудовом коллективе. Это позволяет раскрыть закономерности возникновения и трансформации социальных отношений между управляющей и управляемыми системами, место личности, социальной группы в этих системах.
Задачи курса: показать закономерность возникновения и развития общественной потребности в социологии как науке; раскрыть основные этапы в эволюции и теоретико-методологические основы различных школ и парадигм социологии, содержание социологических концепций, структуры, функций, форм и типов социологического знания; сформировать у студентов устойчивые представления о специфике социологических исследований, методов и методики их проведения; выявить сущность основных проблем, изучаемых социологией в современный период.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
· способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Таблица 1.
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать З1 – основные законы функционирования и развития гражданского общества |
Уметь У1 – применять законы социологии в межличностном общении в различных социальных группах | ||
Владеть В1 – основными приемами культурной коммуникации в профессиональной деятельности | ||
ПК-31 | способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива | Знать З1 – специфику социологических методов анализа общества, его структурных компонентов, форм развития и функционирования социальных институтов, социальных общностей З2 – основы методов планирования и прогнозирования функционирования социальной организации |
Уметь У1 – применять методы социологического анализа при постановке целей в своей профессиональной деятельности; У2 – применять законы социологии при использовании технологий управления персоналом организации | ||
Владеть В1 – навыками социологического анализа при проектировании системы управления персоналом организации; В2 – основными приемами культурной коммуникации в трудовом коллективе организации |
Место дисциплины в структуре ОП ВО
Рабочая программа дисциплины «Социология» разработана для студентов направления подготовки бакалавров 38.03.03 «Управление персоналом» профиля «Управление персоналом организации» Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Дисциплина осваивается в базовой части (Б1.Б.5). Освоение дисциплины осуществляется при очной форме обучения на 1 курсе (2 семестр). Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями гуманитарного, социального и экономического цикла, изученного ими в ходе освоения программы среднего общего образования. Изучение дисциплины служит опорой для Б1.Б.4 «Политология», Б1.Б.13 «Статистика», Б1.Б.22 «Основы управления персоналом», Б1.Б.31 «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», Б1.Б.19 «Основы кадровой политики и кадрового планирования»,
Объем дисциплины
Таблица 2.
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час. | |||||||||||||||||||||
Всего | Семестр | |||||||||||||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | ||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | ||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (CPС) | ||||||||||||||||||||||
Контроль | ||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | |||||||||||||||||||||
час. | ||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з. е.) | ||||||||||||||||||||||
Содержание и структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Содержание тем (разделов) | Коды компе-тенций | Коды ЗУН (в соответствии табл. 1) |
Тема 1 | Социология как наука. Объект и предмет социологии. Основные этапы развития социологии | 1.1. Становление и развитие предмета социологии как науки. Основные теоретико-методологические подходы к рассмотрению предмета социологии как науки в классической и современной социологии. 1.2. Объект социологии. Предметное поле социологии: социальные общности; массовое поведение социальных субъектов; социальные процессы; взаимодействие личностей и социальных общностей. 1.3. Основные функции социологии. 1.4. Уровни социологического знания: теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Р. Мертона о социологии «среднего уровня». 1.5. Соотношение социологии и философии, истории, экономики, психологии, математики, статистики, юриспруденции, информатики. Социология и теория управления. 1.6. Социология и власть. Социология как фактор инновационных процессов в современной России. Значение социологии для решения проблем государственного и муниципального управления, юридических вопросов. 1.7. Социальные, естественнонаучные и теоретические предпосылки возникновения социологии. Периодизация развития социологии и ее критерии. 1.8. Развитие социологических идей в рамках социальной философии. Социальные идеи Др. Индии (буддизм, индуизм), Др. Китая (конфуцианство, легизм). Античные взгляды на общественное устройство (Платон, Аристотель). Социальные идеи эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла). 1.9. Социальная философия Нового времени и ее значение для развития социологии. Социальные учения эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.). 1.10. Возникновение позитивизма в социологии. Характеристика социологических взглядов О.Конта: социальная статика и социальная динамика; учение о методах социологии; проблемы позитивной политики. Социологическое творчество Г. Спенсера. Марксистская социология. Социологическое творчество Э. Дюркгейма: предмет социологии; правила социологического метода; учение о разделении труда, социологическая концепция религии; проблема самоубийства. 1.11. Социологические идеи М. Вебера: теория социального действия; понимающая социология; учение об идеальных типах; учение о типах господства; принцип рациональности и теория капитализма; социология религии. 1.12. Особенности становления и развития социологической мысли в России в конце ХIХ – нач. ХХ веков. 1.13. Становление эмпирической социологии, особенности ее развития в первой половине ХХ в. Чикагская социологическая школа. Индустриальная социология. Социология труда, Социология менеджмента. Хоторнский эксперимент. Развитие социологической тории П.А. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Структурный функционализм как парадигма социологического знания. 1.14. Основные социологические парадигмы XX века: символический интеракционизм (Дж.Г. Мид, Г. Блумер), феноменология (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман), теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау) и конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Объединительные (интегративные) парадигмы (Э. Гидденс, П. Бурдье).. 1.15. Основные этапы развития отечественной социологии в ХХ в.: 20-е – начало 30-х гг., конец 50-х – 80-е гг., 90-е гг. Особенности этих этапов. Уральская социологическая школа. | ОК-6; ПК-31 | З1, У1, В1; З1, З2, У1, У2, В1, В2 |
Тема 2 | Основные социологичес-кие категории | 2.1. Основные подходы к пониманию общества: системный, социокультурный, атомистические концепции. Синергетический и кибернетический подходы к изучению общества. 2.2. Понятие социальной системы. Общество как целостная система, особенности его функционирования. 2.3. Культура и общество: взаимоотношение понятий. М. Вебер о базисности культуры по отношению к обществу. К. Маркс о вторичности культурных факторов по отношению к общественным. Основные подходы к пониманию феномена культуры. 2.4. Типология обществ. 2.5. Социетальные системы. Стабильность социальных систем, механизмы ее обеспечения. Понятие «социальная норма» и «аномия». Особенности социетального кризиса современного российского общества. Социологические аспекты реформирования российского общества. 2.6. Глобализация как новая фаза развития общества. 2.7. Понятие «социальный институт». Институциональное направление в социологии. Структура социального института, его функции и дисфункции. Становление и трансформация социальных институтов. Классификация социальных институтов. 2.8. Понятие социальной организации. Соотношение понятий социальной общности, социальной организации и социального института 2.9. Особенности функционирования социальных институтов в современном российском обществе. 2.10. Понятие социальной группы и социальной общности. Основные свойства и качества социальных групп. Классификация социальных групп. 2.11. Этнические общности. Понятия «этнос», «нация», «народ». Этносоциология и ее возможности в объяснении социальных явлений. 2.12. Специфика социологического изучения масс. Виды масс. Массовое общество и массовая культура. Толпа и публика как виды масс. Структура массового сознания. Теории масс Г. Лебона, Х. Ортеги-и-Гассета, С. Московичи, Г. Блумера. 2.13. Понятие малой группы. Виды, формы и структура малых групп. Специфика изучения малых групп. Социометрический метод Морено. 2.14. Ролевая и статусная структуры общества. Виды социальных статусов. Статусный набор личности. Несовпадение статусов. Статус и социальные отношения. Статусная символика. Понятие элиты. 2.15. Виды социальных ролей. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Идентификация с ролью и статусом. 2.16. Типы обществ и социальные статусы и роли. Социальные статусы и роли в российском обществе. 2.17. Основные стратификационные теории. Концепции стратификации К. Маркса и М. Вебера: монофакторный и полифакторный подходы. Стратификационные теории в современной социологии. Стратификационная модель современного российского общества. Исторические типы стратификации. Понятие социального равенства, неравенства и социальной неоднородности. 2.18. Классовая структура общества. Возможности классовой теории в объяснении структуры современного общества. 2.19. Проблема социальной мобильности П. Сорокин о социальной мобильности и ее видах. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Особенности социальной мобильности в современной России. Понятие маргинальности. Маргинальная субкультура. Соотношение социальной мобильности и маргинальности. Миграционные процессы в современном обществе. 2.20. Понятие личности в социологии. Личность как субъект социальных отношений. Социальные связи, взаимодействия между личностью и социальной общностью. Различные формы межличностного и социального взаимодействия. Структура личности. Типология личности. 2.21. Социализация личности. Социализация и воспитание. Понятие социализации, ее фазы и этапы. Факторы и механизмы социализации. Социализация и социальная адаптация личности в условиях общественных преобразований в современной России. Регуляция поведения личности. Понятие отклоняющегося поведения. Негативная и позитивная направленность девиаций. Делинквентное поведение. Теории отклоняющегося поведения: биологические, психологические, социологические. Теория аномии Э.Дюркгейма – Р.Мертона. Понятие социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. 2.22.. Биографический метод в социологии. 2.23. Понятие социального взаимодействия. Типология социальных взаимодействий. Взаимодействие как обмен. Возможности символического интеракционизма в объяснении процессов социального взаимодействия. 2.24.Феномен социальных коммуникаций. Институт общественного мнения. 2.25. Социальные отношения и их виды. Социальная деятельность. 2.26. Формы массового поведения. Формы массового протеста. Типология социальных движений. 2.27. Понятия социальных изменений и социальных процессов. Классификация социальных изменений и процессов. Виды социальных процессов: прогрессивные и регрессивные, эволюционные и революционные. Социальные процессы, конфликты и стабильность. Понятие и виды социальных конфликтов. 2.28. Инновации и модернизация как социальные процессы. 2.29. Законы функционирования и развития общества. Социальные изменения в контексте теорий исторического процесса. Глобализация экономических, социальных и культурных процессов в современном мире. 2.30. Понятие общественных движений. Теории общественных движений. Социальные движения, массовые действия и массовое сознание. | ОК-6; ПК-31 | З1, У1, В1; З1, З2, У1, У2, В1, В2 |
Тема 3 | Социологичес-кое исследование | 3.1. Социологическое исследование: понятие, структура, функции и основные виды. Программа социологического исследования: формулировка проблемы; определение цели и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; выдвижение гипотез. Методический раздел программы: понятие выборки, ее построение; разработка основных процедур сбора и анализа исходных данных. Обработка и обобщение социологической информации. 3.2. Методы сбора социологической информации: изучение документов; социологическое наблюдение; опрос; изучение бюджетов времени; качественные методы в социологии (биографический метод, «фокус-группа»). Проблема качества социологической информации. Достоверность и надежность данных. Роль социологических исследований в практике управления экономической, политической, социальной и духовной сферами общества. Место социологических исследований в функционировании системы органов государственной власти и местного самоуправления. | ОК-6; ПК-31 | З1, У1, В1; З1, З2, У1, У2, В1, В2 |
Структура дисциплины (модуля)
Таблица 4.
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемость, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | CPС | ||||||
Л | Сем | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Социология как наука. Объект и предмет социологии. Основные этапы развития социологии | О, Э, Д, Т | ||||||
Тема 2 | Основные социологические категории | О, Э, Д, Т | ||||||
Тема 3 | Социологическое исследование | О, Э, Д, Т | ||||||
Итого |
Примечание 4. – формы текущего контроля успеваемости опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине