Тема 10 образование в контексте социокультурной динамики

ПЛАН

1. Социальное планирование и управление в практике образования.

2. Формирование в сфере образования рынка образовательных услуг, рынка капитала, рынка труда.

3. Современный процесс реформирования образования.

4. Глобализация и регионализация образования.

5. Перспективы непрерывного образования.

6. Варианты прогноза будущего российской системы образования в зависимости от альтернативы развития общества (вопрос для обсуждения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюркгейм Э. Социология образования. М.:ИНТОР, 1996.

2. Нечаев В.Н. Социология образования. М., МГУ, 1992.

3. Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.

4. Саймон Б. Общество и система образования. М., 1989 .

5. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

6. Смирнова Б. Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Л., 1984.

7. Социология в России/ Под ред В.А. Ядова. М. 1998.

8. Суд над системой образования: стратегия на будущее. М., 1991.

9. Троу М. Социология образования// Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С.174-187.

10. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М., 1980.

11. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

12. Харчев А. Г. Социология воспитания. М. 1990.

13. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспкт. М.,1997

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Цель самостоятельной работы - овладение способами проведения самостоятельного социологического исследования в сфере образования и анализа ситуации в этой области и общественной жизни для решения практических задач. Организация и проведение социологических исследований в области образования, изучение различных социальных групп на уровне микропроцессов способствует приобретению навыков междисциплинарного подхода и анализа процессов, протекающих в учебно-педагогических коллективах, умение находить выход в сложных ситуациях, определять пути социальных тенденций.

Опираясь на опыт педагогической практики в школе и в среднеспециальном учебном учреждении необходимо подготовить программу социологического исследования по одной из тем. Темы могут быть изменены с учетом интересов студента, учебного учреждения по согласованию с преподавателем.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Составить программу социологического исследования по одной из предложенных тем:

1.Ценностные ориентации школьников (студентов).

2. Ценностные ориентации преподавателей (школы, вуза, ссуза).

3. Социальное самочувствие преподавателя.

4. Профессиональная самореализация выпускников ссузов.

5. Образование и карьера.

6. Профессиональная ориентация учащихся.

7. Досуг учащихся.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Интеллектуальный потенциал общества.

2. Роль системы образования в интеграции общества.

3. Непрерывное образование.

4. Динамика престижа образования.

5. Современный рынок труда в России и система образования: проблемы и перспективы.

6. Образовательный маркетинг.

7. Проблемы социального равенства и образования.

8. Изменение социальной роли образования.

9. Образовательная ориентация молодежи в меняющемся мире.

10. Функциональная неграмотность в современном обществе.

11. Взаимодействие институтов семьи и образования в процессе социализации индивида.

12. Студенчество в государственных и негосударственных вузах.

13. Спрос и предложение на рынке образовательных услуг.

14. Реформа образовательной системы.

15. Дополнительное профессиональное образование.

16. Самообразование в современном обществе.

17. Государственные и частные школы.

18. Ролевые конфликты в образовательных учреждениях.

19. Учебные коллективы как социальные общности.

20. Мотивация молодежи на получение высшего образования.

21. Роль системы образования в поддержании стабильности и интеграции общества.

22. Роль семьи в формировании профессиональных мотиваций молодежи.

23. Учительство как социально-профессиональная группа.

24. Реформа образовательной системы глазами провинции.

25. Дошкольное образование и воспитание.

26. Непрофессиональное образование и его формы.

27. Профессиональная ориентация и потребности общества.

28. Современное студенчество.

29. Тенденции современного образования.

30. Образование и социальная стратификация.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Социально-экономические и научные предпосылки социологии образования.

2. Трактовка образования в позитивистской и натуралистической социологии.

3. Идеи образования в концепции К. Маркса.

3. Проблемы образования в творчестве представителей психологического направления.

4. Проблемы образования в классической немецкой социологии.

5. Концепции образования и воспитания в социологическом творчестве Э. Дюркгейма.

6. Взгляды П.А. Сорокина на образование и школу как социальный институт.

7. Социологические идеи образования в работах К. Манхейма.

8. Становление предмета социологии образования в зарубежной социологии середины ХХ века.

9. Развитие социологии образования в Европе (60-70-е гг. ХХ в.)

10. Развитие социологии образования в США (60-70-е г. ХХ в.).

11. Социология образования и социология знания.

12. Шелер М. О проблемах социологии знания.

13. К. Манхейм о проблемах социологии знания.

14. Социология образования и социология знания в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана.

15. Развитие социологии образование в западной социологии с 80-х гг ХХ в.

16. Социальные предпосылки отечественной социологии образования.

17. Социология образования в России в 60-70 гг.ХХ в.

18. Развитие социологии образования в России во второй половине ХХ века.

19. Подходы к определению задач социологического исследования образования.

20. Источниковая база социологии образования.

21. Особенности применения общих методов социологического исследования в социологии образования.

22. Технология эмпирического исследования образования.

23. Социология образования как отрасль социологического знания.

24. Образование как объект полидисциплинарного изучения.

25. Предмет и объект социологии образования.

26. Институциональный и системный подходы к образованию.

27. Функциональный подход в социологии образования.

28. Образование как средство социального контроля.

29. Структурный анализ системы образования.

30. Зарождение и развитие образования как социального института.

31. Парадигмы образования: педагогический и социологический подходы.

32. Учение как вид социокультурной деятельности.

33. Концепции учения.

34. Моделирование как средство выражения общественных потребностей в образовании.

35. Проблемы моделирования образования.

36. Дошкольное образование.

37. Типы образовательных учреждений.

38. Правовые формы образовательных учреждений.

39. Школа как центральный институт в системе образования.

40. Профессиональное образование: задачи и ступени образования.

41. Формы непрофессионального образования.

42. Взаимодействие сферы образования с другими сферами жизни общества.

43. Образование и социальная стратификация.

44. Социальные роли в сфере образования (особенности социально-ролевых позиций).

45. Учебный коллектив как социальная группа.

46. Учебно-педагогический коллектив.

47. Управление в системе образования.

48. Учебный процесс и его структура.

49. Организация и проведение социологического исследования в сфере образования.

50. Непрерывное образование: задачи, содержание, тенденции развития.

51. Дистанционное образование: проблемы и перспективы.

52. Образовательная политика как предмет социологического анализа.

53. Акторы системы образования.

54. Образование и рынок труда.

55. Реформирование системы образования в России.

56. Взаимосвязь общественного прогресса и образования.

57. Самообразование как парадигма образования ХХ! Века.

58. Самообразование как социальный феномен: понятие, функции, виды, проблемы изучения.

59. Основные тенденции развития высшего образования в современном мире.

60. Тенденции глобализации образования и социокультурные особенности народов.

Наши рекомендации