Еории социокультурной динамики

Социология изучает динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Изменения внутри каждой отдельной культуры и между культурами происходят под влиянием экологических изменений и изменений окружающей среды, посредством распространения удобных культурных черт среди обществ, находящихся приблизительно на одинаковых стадиях культурного развития, через аккультурацию, или усвоение чужеродной культуры, людьми, находящимися в зависимости, или через развитие культурных элементов в течение определенного периода времени.

Сторонники сциентизма считают основой изменения культуры являются открытия и изобретения.

Открытие снабжает человечество новыми знаниями, которые соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы.

Изобретение — это создание новых элементов культуры.

Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций.

Уильям Огборн ввел понятие культурного лага (запаздывания).

Он выделял в культуре два аспекта — материальный и нематериальный.

Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили, короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества.

Нематериальная культура (адаптивная) включает социальные институты, например, семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная.

Культурное запаздывание наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления).

Это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем.

Целый ряд социологов разработал теории культурно-исторических типов.

В них делается акцент на цикличность и многолинейность развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций.

Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н.Я. Данилевский (1822—1885).

В книге «Россия и Европа» он представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы — «историко-культурные типы», или цивилизации.

Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя — средневековая — современная) как приближающуюся к этой своей кульминации.

В реальности общей хронологии для различных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, которое означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира.

Данилевский считал, что ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности.

«Каждая цивилизация возникает, развивает собственную морфологическую форму, собственные ценности, обогащая тем самым общую сокровищницу человеческих культурных достижений, и затем уходит, не получая продолжения в своей специфической и сущностной форме».

Историю творят люди, но их исторические роли различны.

Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов):

I. Позитивные действующие лица истории, т. е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы)

  1. египетскую,
  2. ассиро-вавилонскую,
  3. китайскую,
  4. индийскую,
  5. персидскую,
  6. еврейскую,
  7. греческую,
  8. римскую,
  9. арабскую и
  10. германо-романскую (европейскую).

II. Негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению разлагавшихся, приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки).

III. Есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало.

Люди и племена, у которых отсутствует творческое начало, представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций.

Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции.

Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях, т. е. они концентрируются на каких-то индивидуальных, характерных только для них областях и темах:

для греческой цивилизации — красота,

для семитской — религия,

для римской — закон и администрация,

для китайской — практика и польза,

для индийской — воображение, фантазия и мистицизм,

для германо-романской — наука и технология.

Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в судьбе каждой великой цивилизации.

Первый период, иногда весьма продолжительный — это период возникновения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму и образ, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык.

Затем наступает фаза процветания (400—600 лет), когда цивилизация полностью развивается и раскрывается ее творческий потенциал.

Он заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается. Недостаток творческих сил, застой и постепенный распад цивилизации означает конечную фазу цикла.

Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах:

растущем цинизме,

секуляризации,

ослаблении инновационного потенциала,

ненасытной жажде власти и доминирования над миром.

В будущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации.

Освальд Шпенглер (1880—1936)

работа «Закат Западного мира»

(часто переводят как «Закат Европы»)

В истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных «высших культур», «процветающих на фоне определенного ландшафта, к которому они привязаны как растения».

Реализовав «всю сумму возможностей в форме людей, языков, догм, искусств, государств, наук, они умирают».

История является «коллективной биографией таких культур.

Каждая отдельная культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает.

Фаза упадка именуется «цивилизацией».

Агонизируя, культура проявляет определенные характерные качества: космополитизм вместо местной перспективы, городские связи вместо кровных уз, научный и абстрактный подход вместо естественной религиозной чувственности, массовые ценности вместо народных, деньги вместо истинных ценностей, секс вместо материнства, политика грубой силы вместо консенсуса.

Такое состояние упадка или агонии может длиться долго, но когда-то культура все же обрекается на распад и исчезает.

Шпенглер выделил восемь «высших культур»:

  1. египетскую,
  2. вавилонскую,
  3. индийскую,
  4. китайскую,
  5. классическую (греко-римскую),
  6. арабскую,
  7. мексиканскую и
  8. западную.

Каждая из них имела свою доминантную тему, или «первичный символ», который воплощался во всех ее компонентах, придавая специфический оттенок образу мышления и действий, определяя характер науки, искусства, обычаев, привычек и т. д.

«Первичный символ» греко-римской культуры — культ чувственного, тема Аполлона.

В китайской культуре — это «дао», неопределенный, блуждающий, многолинейный «путь» жизни.

Для западной культуры «первичным символом» является «безграничное пространство» и концепция времени, простирающегося в бесконечность, как предназначение, «Фаустовская тема».

Существует «дух» культуры для каждого периода.

Дух проникает во все ее сферы, оживляет все компоненты культуры, постольку любой факт и событие служат символом ее духа.

«Истины истинны лишь по отношению к конкретному человечеству».

«Быстрые и глубокие изменения в истории великих культур происходят без каких-либо значительных причин, воздействий или целей».

Точно так же не существует причины, по которой культуры рождаются.

Возникая по вердикту судьбы, они избирают те или иные общества в качестве своих носителей, или агентов.

Шпенглер считал, что основу современного ему общества составляет «мегаполис», мировой город, окруженный провинциями.

«Внутри этого мира-города проживают новые кочевники, паразитирующие городские жители, без корней, без традиций, без прошлого.

Городская популяция — это масса, а не люди или раса».

В ближайшее время этот мир «будет лежать в обломках, наши железные дороги и пароходы будут мертвы, как римские дороги и Китайская стена, наши гигантские города и небоскребы окажутся в руинах, как древний Мемфис и Вавилон.

История созданного технологией мегаполиса быстро движется к неизбежному концу».

Арнольд Тойнби (1889—1975)

работа «Постижение истории»

Подходящей для исторического изучения единицей является не человечество в целом и не национальные государства, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество.

Это цивилизации, таковых в истории можно выделить двадцать одну.

В каждой цивилизации есть специфическая, доминирующая тема.

В цивилизации эллинов — это эстетика, у индусов — религия, в западной цивилизации — наука и механическая технология.

Цивилизации возникают благодаря сочетанию двух факторов: присутствия творческого меньшинства и окружающих условий, которые и не слишком благоприятны, и не слишком неблагоприятны.

Механизм рождения, равно как и дальнейшей динамики цивилизаций, воплощен в идее «вызов — ответ».

Окружение (первоначально природное, а затем и социальное) постоянно бросает вызов обществу, которое усилиями творческого меньшинства изыскивает средства справиться с ним.

Как только найден ответ, следует новый вызов, а на него, в свою очередь, дается новый ответ.

На стадии роста цивилизации ответы успешны, так как люди предпринимают беспрецедентные усилия, чтобы решать грандиозные задачи, и таким образом сотрясают «привычные устои».

Однако в фазе дезинтеграции и распада творчество иссякает.

Цивилизации разваливаются изнутри.

«Упадок цивилизаций происходит по причине совокупного действия трех обстоятельств: недостатка творческой мощи у меньшинства, ответного ослабления подражательного инстинкта у части большинства (которое отказывается слепо копировать преуспевающую элиту) и вытекающего отсюда ослабления и утраты социального единства в обществе как целом».

Дополнительный фактор — восстание «внешнего пролетариата», т. е. варваров.

Как только цивилизация начинает рассыпаться, они поднимают бунт, не желая и дальше быть в подчинении.

Судьба большинства цивилизаций — это всегда окончательный распад, даже если они и способны протянуть в застывшем состоянии в течение продолжительного периода времени.

Не менее шестнадцати великих цивилизаций уже «мертвы и похоронены».

Существует общая единая логика, которая проявляется на длительном отрезке времени и охватывает все их вместе взятые, — это прогресс духовности и религии.

Цивилизации есть «дело рук религии» «Историческая функция цивилизации состоит в том, чтобы способствовать прогрессивному процессу все более глубокого религиозного прозрения и действовать в соответствии с этим прозрением».

П.А.Сорокин

работа «Социальная и культурная динамика»

Сорокин считал, что человеческую культуру можно разделять на два противоположных, взаимно несовместимых типа.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты "святости"; собственные представления о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию, и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна;

2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

Признаки чувственной культуры прямо противоположны:

1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);

3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда также вытекают два вывода:

истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому

она имеет временный и относительный характер.

Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.

Она признает, что

реальность и материальна, и сверхъестественна;

потребности и цели людей и телесны, и духовны;

удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.

«Признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».

Именно в периоды господства идеалистической культуры человечество делает выдающиеся открытия, определяющие несколько веков последующего развития культуры.

Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса по преобладающему типу культуры.

Греция, VIII—VI в. до н.э.— умозрительная культура;

Греция, V в. до н.э.— идеалистическая культура;

Рим, IV в. до н.э.—IV в. н.э.— чувственная культура;

Европа, IV—VI в. н.э.— идеалистическая культура;

Европа, VI—XII в. н.э.— умозрительная культура;

Европа, XII—XIV в. н.э.— идеалистическая культура;

Европа, с XIV в. н. э. по настоящее время — чувственная культура.

Наши рекомендации