Проблемы исторической и социокультурной динамики

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

СУЩНОСТЬ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НХК является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой НХК является то, она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народы, отражающие особенности национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют, множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций.

НХК - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Его корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживающих на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались поколения к поколению в бесписьменной форме, и поэтому изменялись (варьировались). До сих пор одна и та народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких песен установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

НХК складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде.

НХК - более широкое понятие, чем НХТ.

НХТ включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представления того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

НХК в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, ею развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национальными культурными традициями, с народным художественным творчеством.

Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с народной художественной культурой - светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства оперного, театрального и т.д.) в связи с реформами Петра I.

Большую роль в развитии традиций НХК, различных видов и жанров НХТ сыграло русское классическое искусство. Многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали балеты, оперы и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И. Чайковский, И.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, НХК - сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), НХК включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-фавственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. НХК включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного художественного творчества.

НХК имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Литература.

1. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., 1989.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 1-2. М., 1994.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

План.

1. Понятие о мифе и мифологии.

2. Ряжение как отражение мифологизированных отношений между живыми и мертвыми.

Миф (от греч. "сказание", "предание") - рассказ, передающий представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и легендарных героях. Миф - это способ понимания мира и самого себя, рассказ о прошлом и средство объяснения настоящего.

Мифология - система первобытного мировосприятия, миропонимания, средство поддержания природного и социального миропорядка. Это особое мышление, в основе которого лежит духовный опыт многих поколений. Источниками сведений о мифологии явились:

- археологические раскопки;

- язык;

- фольклор и древнерусская литература;

-современная этнография и суеверия.

Мысля мифами, человек осознавал мир и свое место в нем, открывал законы миропорядка и его секреты: учился добыванию огня, охоте и земледелию и т.д. Мифология содержала в себе зачатки науки, религии, права, нравственности.

Мифологическую культуру можно рассматривать как попытку максимального приближения к себе земного мира, который первоначально представлялся чуждым, неподвластным, равнодушным, угрожающим существованию людей. Мифология рождалась как результат прозрения той идеи, что наиболее значимые процессы, столкновения, изменения, определяющие человеческое бытие, происходят за пределами возможностей личностного мировосприятия.

Другой причиной обращения к мифологии можно считать - неразвитую практику. Окружающая реальность не воспринималась первоначально в гармоничной, совершенной форме. Древнему человеку она представлялась как неупорядоченная, бесконтрольная. Человек стремился к целостному, всеохватывающему восприятию мира, пытаясь уловить его логику. Так, например, в мифологии любого народа существует образ древа мирового, на котором как на стержне нанизаны составляющие элементы мира: корни - подземный мир; ствол - земной мир; крона - небо, мир богов. В отличие от хорошо известной нам греческой мифологии, тексты мифов древних славян до нас не дошли, т.к. в ту пору славяне еще не знали письменности и не были разделены на отдельные народы. На определенном этапе развития мифы стали основой зарождающегося искусства. И сегодня мифологические сюжеты и образы продолжают жить в народной традиции: в крестьянских верованиях и обрядах, в песнях, сказках и заговорах, легендах и преданиях. Они запечатлены во множестве выражений, бытующих в языке, а также дошедших до нас памятниках материальной и духовной культуры.

Давайте посмотрим, каковы мифологические истоки одного из древнейших обрядов - обряда ряжения. Ряжение - это составляющий компонент святок. Своим возникновением данный обряд обязан охотникам и рыболовам и относится он к периоду древнего каменного века (палеолиту). Ряжение - это превращение в иное существо, существо иного мира. Для достижения основной цели ряжения (вызвать духов предков с помощью смеха), необходимо совмещение несовместимых качеств, например, наряжались в беременную старуху, женщину-мужчину, человека-животного, мертвого-живого и т. д.

В этом обряде отразились мифологизированные отношения между живыми и мертвыми, потомками и предками. Дело в том, предки являются помощниками живых в их деятельности, покровителями во всех их начинаниях. Отсюда и представления о таких категориях, как праздничные время и пространство, которые являются обязательными составляющими праздничного действа. Праздничное время - это время изоморфное, т. е. в ограниченных пределах отражается весь ход космического бытия, в котором как мы помним, всегда есть место предкам; праздничное пространство - амбивалентно, т. е. это модель своего и иного пространства, т. е. мир свой и чужой одновременно.

У всех славянских народов была распространена на святках игра в "покойника". Один из играющих переодевался в белую рубаху, лицо смазывал сажей и укладывался на лавку в центре избы. Все остальные играющие вставали вокруг лавки и приговаривали:

«В среду - во вторник умер покойник.

Мы пришли хоронить, он руками, ногами, глазами, ушами и т.д.) шевелит.

В среду - во вторник умер покойник.

Мы пришли хоронить, он за нами побежит».

Покойник» должен быстро соскочить с лавки и догнать кого-нибудь из убегающих, обязательно посильнее измазать сажей. Подобные игры проводились для того, чтобы преодолеть естественный страх перед мертвыми.

Таким образом, мифологические представления об устройстве мира отразились не только на совершении такого обряда как ряжение, но и легли в основу игрового фольклора.

Миф - явление дофольклорное, он складывался на начальных стадиях формирования языка, но именно миф - источник мотивов, сюжетов, образов и фольклоре.

Если данный пример не устраивает, можно рассказать о народном костюме илижилище, в структурную основу которых легли представления о мироустройстве (древо мировое - костюм - жилище).Можно рассказатьо сказочных героях, прототипами которых явились мифологические персонажи (Баба Яга, Кощеи Бессмертный, Леший и др.).

Литература.

1. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. - М.,1987.

2. Семенова М. Мы – славяне. - М.,1997.

3. Белякова Г.С. Славянская мифология. - М.,1995.

ЛЕКЦИЯ:

План.

Следует рассказать о каком-либо одном календарном празднике.

Рассказать о каком-либо семейно-бытовом обряде.

Семинар

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

Наши рекомендации