Миф о вертикальном графике спроса.
Спрос: понятие, факторы. Функция спроса. Закон спроса. Парадокс Гиффена. Эластичность спроса.
Предложение: понятие, факторы. Функция предложения. Закон предложения. Эластичность предложения.
Рыночное равновесие.
1. Спрос – платежеспособная потребность покупателей приобретать товары.
Очень важное слово "платежеспособная". Спрос определяется не только необходимостью и потребностью, но и способностью заплатить за удовлетворение этой потребности, чем-то ради этого пожертвовав.
Например. "Изучение транспортных потоков выявило необходимость строительства новой автомагистрали".
На самом деле может оказаться, что никакой необходимости здесь вовсе нет. Эта "необходимость" может исчезнуть при изменении "цены поездок":
увеличение цены на бензин;
увеличение транспортных налогов;
увеличение платы за страховку (ОСАГО);
увеличение платы за парковку;
увеличение штрафов за нарушение ПДД.
При таком увеличении цен "необходимость строительства новой автомагистрали" может превратиться в "необходимость развития системы общественного транспорта" или «необходимость рационального планирования городских территорий».
Довольно странный вид "необходимости", которая может так быстро исчезать при изменении цены.
Например, "мне необходим новый автомобиль". Здесь "необходим" - это только потребность, но это еще не спрос.
Вопрос: Кому необходим?
Ответ: Только тому, кто выгоды от его приобретения оценивает выше, чем то, чем придется пожертвовать:
ремонт в квартире;
поездка в отпуск;
покупка земельного участка;
новая шуба;
протезирование зубов :)
Альтернативы ("заменители" нового автомобиля):
капитально отремонтировать старый автомобиль;
купить подержанную машину;
купить мотоцикл или велосипед;
вступить в автомобильный пул (car pool - добровольное объединение граждан, договорившихся совместно по очереди использовать автомобиль);
приспособиться к общественному транспорту;
переехать поближе к месту работы;
чаще сидеть дома.
Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быт удовлетворена только за некоторую плату - то есть путем отказа от удовлетворения других потребностей - мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.
Итак, если взвесив все выгоды и издержки вы все же принимаете решение, что при всех данных условиях (при данной цене на бензин; при данном размере транспортных налогов; приданном размере страховки (ОСАГО), при данной величине платы за парковку; при данном размере штрафов за нарушение ПДД) новый автомобиль вам действительно нужен, то вы проявляете спрос. И вот на этот спрос, то есть платежеспособную потребность, начинает реагировать рынок.
Итак, спрос - платежеспособная потребность покупателей приобретать товары.
Demand - настоятельное требование, подкреплённое силой и властью.
Здесь мы сталкиваемся со случаем, когда русская экономическая терминология удачнее английской.
Объем спроса- количество товара, на которое предъявляется спрос в единицу времени при определенных условиях (эти условия называются факторами спроса).
Факторы спроса:
Ценовой фактор:
1) Цена данного товара.
Неценовые факторы:
2) Цены на другие товары.
товары-заменители (субституты, от англ. substitute - заменять) - удовлетворяющие сходную потребность (чай и кофе, свинина и говядина, масло и маргарин, мыло и стиральный порошок);
сопряженные товары (комплименты, от англ. complete- дополнять) - потребляемые в сочетании с данным товаром (автомобиль и бензин, DVD-плеер и DVD-диски, компьютер и принтер);
3) Число покупателей.
4) Доход покупателей.
5) Вкусы и предпочтения покупателей (в т.ч. мода).
6) Потребительские ожидания:
инфляционные (если ожидается повышение цены на данный товар, то его будут покупать впрок);
прочие (напр., если ожидается дефицит сахара в период заготовок).
Функция спроса - зависимость объема спроса от определяющих его факторов.
Если все факторы, кроме цены данного товара, положить фиксированными, то получим функцию спроса от цены:
QD = f (РА).
Чем выше цена товара, тем меньше объем спроса на него при прочих равных условиях - ceteris paribus - (т.е. если не изменяются факторы 2. - 6).
Эту зависимость между ценой и объемом спроса можно выразить графически (рис. 1).
Рис. 1. График спроса
D - линия (график функции) спроса;
Q - объем (величина) спроса;
P - цена спроса - максимальная сумма денег, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.
Закон спроса: если цена товара повышается, то при прочих равных условиях – ceteris paribus - (то есть если неценовые факторы не изменяются) объем спроса на данный товар уменьшается, и наоборот (то есть объем спроса обратно пропорционален цене).
Исключение из закона спроса - "парадокс Гиффена".Р.Гиффен (1837 - 1910) - английский писатель и социолог, обнаружил товары, линия спроса на которые имеет положительный наклон, то есть с увеличением цены товара объем спроса на него не уменьшается, а увеличивается. Например, по его словам, "...повышение цены на хлеб проделывает такую большую брешь в бюджете беднейших рабочих семей, что они вынуждены сокращать потребление мяса и наиболее дорогих продуктов питания. Поскольку же хлеб продолжает оставаться самым дешевым продуктом питания, который они в состоянии купить, они потребляют его не меньше, а больше".
Понятие спроса ни в коей мере не предполагает, что деньги - это единственное, что имеет значение для людей.
Например. Любитель лимонада выбирает, что купить: лимонад в одноразовых пакетах или в стеклянных бутылках, которые можно сдать и получить залоговую стоимость.
Вовсе не факт, что он сделает выбор в пользу более дешевого лимонада.
Если, например, лимонад в одноразовых пакетах будет намного дешевле, чем в стеклянных бутылках, то вовсе не факт, что покупатель выберет именно его. Наш любитель лимонада может, например, оказаться ярым сторонником защиты окружающей среды, и всякий раз, выбрасывая одноразовый пакет, он будет испытывать угрызения совести. Поэтому он решит покупать лимонад в стеклянных бутылках, несмотря на то, что он дороже.
Если же, наоборот, лимонад в стеклянных бутылках будет намного дешевле, то тоже не факт, что наш покупатель выберет именно его, даже если он является фанатичным защитником окружающей среды. Допустим, он собирается в поход, и ему придется нести в тяжелом рюкзаке (туда и обратно) пустые бутылки. В этом случае эти дополнительные затраты на перенос тяжелых пустых бутылок могут оказаться больше, чем дополнительные денежные затраты на лимонад в одноразовых пакетах, а также затраты от угрызения совести, и поэтому наш покупатель выберет лимонад в одноразовых пакетах.
Из утверждения, что люди будут покупать меньше какого-либо блага при увеличении затрат вовсе не следует, что люди обращают внимание только на деньги, или что они эгоистичны, или что забота о благосостоянии общества не влияет на их экономическое поведение. Отсюда следует только то, что люди реагируют на изменение затрат, и можно рассчитывать на то, что достаточно большое изменение цены почти всегда способно сдвинуть чашу весов.
Те, кто утверждает, что люди остаются рабами своих привычек, и никогда не откажутся от удобств одноразовой тары, пока её использование не будет запрещено в законодательном порядке, не учитываю других возможностей. Например, достаточно высокий налог на одноразовую тару (то есть её залоговая стоимость, учтенная в цене) превратил бы привычное удобство в непозволительную роскошь.
Денежная цена составляет только часть необходимых для приобретения блага затрат. Закон спроса утверждает, что люди будут делать меньше того, что они хотят делать, при увеличении связанных с этим затрат, и будут делать больше при уменьшении затрат. Деньги - это всеобщий знаменатель, они удобны как средство для изменения поведения. Именно поэтому экономисты уделяю им так много внимания.
Изменение объема спроса - изменение количества товара, которое согласны покупать потребители при изменении цены на этот товар при прочих равных условиях - ceteris paribus (графически это движение вдоль линии D).
Изменение спроса - изменение количества товара, которое согласны покупать потребители при изменении неценовых факторов спроса (2. - 6.) при условии, что цена на данный товар не изменилась (графически это сдвиг линии D).
Например, причины увеличения спроса на велосипеды:
увеличение дохода покупателей;
повышение обеспокоенностью состоянием окружающей среды;
возобновление интереса к упражнениям на свежем воздухе;
увеличение цен на автомобили и бензин.
Спрос является переменной величиной, которая изменяется при изменении его факторов. Эту зависимость можно проанализировать, используя понятие эластичности.
Рассмотрим понятие эластичности спроса по цене.
Если, например, цена на автомобили резко увеличится, люди начнут пересаживаться на велосипеды и на общественный транспорт, создавать автомобильные пулы, переселяться поближе к месту работы и т.д. Но они не станут делать все это сразу. Иной раз даже очень значительное увеличение цены поначалу не приводит к существенному сокращению потребления. Людям нужно дать время, и они своим поведением докажут, что любое благо заменимо.
Эластичность - интенсивность реакции.
Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Если же даже большое изменение цены лишь немного изменят объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен.
Коэффициент эластичности - числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в ответ на процентное изменение другой, связанной с ней, переменной.
Коэффициент прямой эластичности спроса по цене (EDP)- числовой показатель, отражающий изменение объема спроса на товар А, происходящее из-за изменения цены товара А.
EDP=Процентное изменение объема спроса на товар А
Процентное изменение цены товара А
çEDPç > 1 - спрос эластичный (объем спроса изменяется на больший процент, чем цена);
çEDPç = 1 - спрос единичный (объем спроса изменяется на тот же процент, что и цена);
çEDPç < 1 - спрос неэластичный (объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена).
Факторы прямой эластичности спроса по цене:
1) Наличие товаров-заменителей.
Спрос на соль, мыло, сигареты не эластичен. Но спрос на соль "Экстра", мыло "Safegard", сигареты "Rothmans" очень эластичен.
2) Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя.
Чем меньше эта доля, тем ниже эластичность, т.к. если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета, то ему незачем изменять свои привычки и предпочтения даже при значительном повышении цены.
3) Необходимость и срочность потребления данного товара.
Спрос на цветы в праздничные дни; спрос на ультрамодные товары.
4) Фактор времени.
Миф о вертикальном графике спроса.
Абсолютную неэластичность спроса, даже на соль, не нужно преувеличивать. Жители холодных районов посыпают солью пешеходные дорожки и ступеньки крыльца, чтобы растаял лед. Если бы соль стоила в десять раз дороже, многие обошлись бы без нее, поработав ломиком и лопатой.
В принципе, можно привести пример абсолютно неэластичного спроса (график функции которого - вертикальная линия). Это такое мифическое благо, как "еда", вернее "еда вообще", "еда как таковая". У этого блага, действительно, нет заменителей. Но все дело в том, что никто не предъявляет спрос на "просто еду". Мы покупаем не килограмм еды, а килограмм колбасы, картошки, хлеба и т.д. Следовательно, у различных пищевых продуктов очень много заменителей, поэтому их кривые спроса очень эластичны.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене (Ес)- числовой показатель, отражающий изменение объема спроса на товар А, происходящее из-за изменения цены товара Б.
Ес =Процентное изменение объема спроса на товар А
Процентное изменение цены товара Б
Спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может как возрастать, так и убывать. Например, увеличение цены на бензин должно снижать спрос на автомобили; увеличение цены на стиральный порошок должно увеличить спрос на хозяйственное мыло. Таким образом, коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене может быть как положительным, так и отрицательным.
Ес > 0 - товары взаимозаменяемые (увеличение цены на один товар приводит к увеличению спроса на другой товар). Например, масло и маргарин.
Ес < 0- товары взаимодополняющие (увеличение цены на один товар приводит к уменьшению спроса на другой товар). Например, бензин и автомобили.
Ес = 0- товары независимые (увеличение или уменьшение цены на один товар не изменяет спроса на другой товар). Например, хлеб и цемент.
Коэффициент прямой эластичности спроса по доходу (EDI) -числовой показатель, отражающий изменение объема спроса на товар, происходящее из-за изменения дохода покупателей.
EDI=Процентное изменение объема спроса
Процентное изменение дохода
EDI > 0 - товар нормальный (с ростом дохода при прочих равных условиях спрос на него увеличивается);
EDI < 0 - товар неполноценный - товар Гиффена - (с ростом дохода спрос на него уменьшается).
2. Предложение - желание и способность производителей поставлять на рынок товары для продажи.
Объем предложения - количество товара, которое поставляется производителем на рынок для продажи в единицу времени при определенных условиях (эти условия называются факторами предложения).
Факторы предложения:
Ценовой фактор:
1) Цена данного товара.
Неценовые факторы:
2) Цены на другие товары.
Например, увеличение цены на сахар может привести к увеличению предложения сахарной свеклы и уменьшению предложения других овощных культур.
3) Число товаропроизводителей.
4) Цены факторов производства.
5) Уровень развития техники и технологий.
6) Размеры налогов и субсидий.
7) Ожидания производителей.
Например, ожидание увеличения цены на сахар летом может привести к уменьшению его предложения весной.
Функция предложения - зависимость объема предложения от определяющих его факторов.
Если все факторы, кроме цены данного товара, положить фиксированными, то получим функцию предложения от цены:
Qs = f(P).
Чем выше цена товара, тем большее его количество захочет продать производитель при прочих равных условиях.
Эту зависимость между ценой и объемом предложения можно выразить графически (рис. 6).
P
S
P2
P1
Q1 Q2 Q
Рис. 4. График предложения
S - линия (график функции) предложения;
Q - объем (величина) предложения;
P - цена предложения - минимальная сумма денег, за которую производители согласны продать данное количество товара.
Закон предложения: если цена товара увеличивается, то при прочих равных условиях ceteris paribus (то есть если неценовые факторы не изменяются) объем предложения данного товар тоже увеличивается, и наоборот (то есть объем предложения прямо пропорционален цене).
Изменение объема предложения - изменение количества товара, которое согласны продать производители при изменении цены на данный товар при прочих равных условиях ceteris paribus (графически это движение вдоль линии S).
Изменение предложения - изменение количества товара, которое согласны продать производители при изменении неценовых факторов предложения при условии, что цена на данный товар не изменилась (графически это сдвиг линии S).
Предложение является переменной величиной, которая изменяется при изменении его факторов. Эту зависимость можно проанализировать, используя коэффициент эластичности.
Коэффициент эластичности предложения по цене (EsP) - числовой показатель, отражающий изменение объема предложения, происходящее из-за изменения цены.
EsP=Процентное изменение объема предложения
Процентное изменение цены
çEsPç > 1 - предложение эластичное (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена);
çEsPç = 1 - предложение единичное (объем предложения изменяется на тот же процент, что и цена);
çEsPç < 1 - предложение неэластичное (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена).
Факторы прямой эластичности предложения по цене:
1) Возможность и издержки длительного хранения товара.
Чем более скоропортящийся продукт, тем ниже эластичность предложения.
2) Способность быстро изменить объем производства.
3) Фактор времени.
3. Построим в одной системе координат графики спроса и предложения (рис. 11).
Р
Pe Е
Qd = Qe = Qs Q
Рис. 7. Рыночное равновесие
Точка пересечения линий спроса и предложения (точка Е - equilibriem - равновесие) является графическим изображениемравновесия рынка. В этой точке объем спроса равен объему предложения Qe = Qd = Qs . Это значит, что количество товаров, которое хотят купить потребители, равно количеству товаров, которое хотят продать производители.
Если рынок находится в состоянии равновесия, то ни у продавцов, ни у покупателей нет побудительных мотивов к его нарушению. Если же на рынке устанавливается цена, отличная от равновесной, то и у продавцов, и у покупателей появляется стимул изменить ситуацию.
Рассмотрим два случая отклонения рыночной цены от равновесной (рис. 12).
P Перепроизводство S
P1
E
Pe
P2
Дефицит
Q
QD1 QS2 Qe QD2 QS1
Рис. 8. Отклонение от рыночного равновесия
1)Пусть реальная рыночная цена установилась на уровне выше равновесной (P1 > Pe). При такой цене объем предложения превышает объем спроса (Qs1 > QD1). В этом случае имеет место перепроизводство (избыток предложения). В такой ситуации производители предпочтут несколько снизить цену, чем продолжать выпускать продукцию в объеме, существенно превышающем объем спроса. Т.о. избыток предложения будет оказывать понижающее действие на цену.
2)Пусть реальная рыночная цена установилась на уровне ниже равновесной (Р2 < Pe). При такой цене объем спроса превышает объем предложения (QD2 > Qs2). В этом случае имеет место дефицит (избыток спроса). Когда товар становится дефицитным, покупатели предпочитают заплатить за него более высокую цену. Таким образом, избыток спроса будет оказывать повышающее действие на цену.
Колебание цены будет продолжаться до тех пор, пока она не установится на уровне равновесной Pe.
Устойчивое равновесие – при нарушении которого в экономической системе возникают силы, возвращающие рынок в состояние равновесия. | Неустойчивое равновесие - при нарушении которого экономическая система сама не может вернуться в состояние равновесия, поэтому необходимо вмешательство государства |