РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. Совместим на одном графике линии спроса и предложения

Совместим на одном графике линии спроса и предложения.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. Совместим на одном графике линии спроса и предложения - student2.ru

QS” QD QЕ QS QD

Рис 1. Рыночное равновесие

Как видно из рисунка линии спроса и предложения пере­секаются в одной точке (точка Е). В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D — точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точ­ке называется равновесным объемом рынка (QЕ).

QЕ =QS =QD

Цена в этой точке назы­вается равновесной (рыноч­ной) ценой (РЕ).

РЕ = РSD

Таким образом, рыночное равновесие— это состо­яние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения, то есть:

QЕ =QS =QD , РЕ = РSD

В случае, если сложившаяся на рынке цена будет отли­чаться от равновесной, то под действием рыночных механиз­мов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.)

Рассмотрим сначала ситуацию, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. этой цене будет соответство­вать Р' > РЕ . При этой цене как видно по графику, объем спроса будет меньше объема предложения, и про­изводителям не удастся продать всю свою продукцию. На рын­ке образуется избыток товаров, который будет равен

Производители, обнаружив у себя нераспроданную продук­цию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равен объему предложения, то есть до уровня равновесной цены (РЕ).

Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновес­ной (Р" < РЕ, рис.), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (и на рынке образуется дефицит товара, равный . В этом случае производители начнут повышать цену до тех пор, пока объем спроса не станет равен объему предложения и на рын­ке не установится равновесие, то есть до уровня равновесной цены (РЕ).

Наши рекомендации