Объем дисциплины и виды учебной работы. Цели и задачи изучения дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины «Дизайн» является формирование у студентов системы общих (академических) и специальных (профессиональных) способностей по практическому применению теоретических знаний о дизайнерской деятельности, методах разработки дизайнерских проектов, способах создания моделей и конструкций на основе выразительных средств.
Задачи изучения дисциплины
Важнейшими задачами преподавания дисциплины «Дизайн» являются:
- развитие когнитивных способностей понимать законы и механизмы воздействия на психику людей разнообразных выразительных средств;
- развитие методологических способностей управлять разными видами проектной и конструкторской деятельности, принимать решения и разрешать проблемы;
- развитие методологических способностей организовывать и планировать свое пространство и время;
- развитие способностей исследовать компоненты систем дизайнерских произведений;
- развитие инструментальных способностей находить и анализировать информацию из различных источников;
- развитие инструментальных способностей управлять информацией с помощью компьютерных технологий;
- развитие коммуникативных способностей письменного и устного взаимодействия по проблемам развития дизайна;
- развитие системных способностей работать в международной среде, воспринимать межкультурные различия, понимать культуры других стран;
- развитие креативных способностей порождать новые идеи и творчески применять знания на практике;
- развитие системных способностей разрабатывать и управлять проектами;
- обладание высоким уровнем базовых знаний по дисциплине, в том числе по истории развития научного знания по предмету.
Межпредметная связь
Для успешного освоения данного курса необходима опора на следующие гуманитарные дисциплины:
1) Отечественная история: социально-экономическое и культурное развитие Киевской Руси, Древнерусского государства, Российской империи и Российской Федерации, место России в мировой системе цивилизаций, многонациональный характер российского государства, глобализация общественных процессов в ХХ веке; история развития российской культуры и искусства, история развития кузнечного дела и ювелирного искусства.
2) Культурология: культурная картина мира; языки культуры: речевые, искусственные и символические; западный и восточный типы цивилизаций: социально-экономические, ментальные, эмоциональные, социально-личностные, религиозные, этические, эстетические различия; культурные нормы и ценности; социализация личности в культуре, массовая и элитарная культура; этническая культура: этносы и этнические процессы, традиционно-бытовая культура народа, аккультурация, ритуалы, церемониалы, обычаи и праздники; художественная культура: происхождение искусства, художественная деятельность и народное творчество, морфология искусства, виды и жанры искусства, языки искусства.
3) Психология и педагогика: особенности протекания познавательных процессов – мышления, памяти, восприятия и воображения, развитие способностей и талантов; психология творчества: сублимация психической энергии, анализ архетипов мышления, ощущения, чувства и эмоции; психологическое воздействие цвета и формы, оптические иллюзии.
4) Концепции современного естествознания: история естествознания, процесс естественнонаучного познания, естествознание и мораль; человек – феномен природы: его работоспособность, тренировка, талант, творчество, здоровье, эмоции; прикладные исследования естествознания.
5) Философия: научная картина мира; человек, общество и культура; научное и вненаучное знание, критерии научности, структура научного познания, его методы и формы, научные революции; философия искусства и творчества.
6) Социология: классические и современные социологические теории; социальное взаимодействие и социальные отношения; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой общественной системы; методы социологического исследования, социология искусства.
Курс «Дизайн» обобщает и интегрирует знания указанных дисциплин, создает необходимые компетенции для освоения дисциплин специализации по программе «Менеджмент организации».
Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия: | ||
лекции | ||
практические занятия (ПЗ) | ||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | Контрольная работа, зачет |
Контрольная работа
Заочная контрольная работа по дисциплине «Дизайн» для студентов специальности «Менеджмент организаций» заключается в выполнении реферата. Тема реферата выбирается студентом в соответствии с порядковым номером в учебном списке группы (таблица 2).
Рефераты – форма организации учебно-исследовательской деятельности студентов. Их назначение – развитие познавательной деятельности будущих специалистов, их умений самостоятельно приобретать, углублять, творчески перерабатывать профессионально-значимые знания. Реферат – это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического и эмпирического материала.
Подготовка и написание реферата включает следующие этапы:
- выбор темы согласно приведенному перечню;
- подбор литературы и источников к выбранной теме, который осуществляется студентом самостоятельно на основе предлагаемого перечня литературы по дисциплине, а также библиографических каталогов по соответствующей теме;
- изучение подобранной литературы. Это – наиболее трудоемкий этап, он включает обязательное конспектирование источников. Итогом этой работы должна стать систематически изложенная информация, полностью раскрывающая содержание темы;
- изложение содержания реферата обязательно предваряется составлением плана. План служит основой для определения структуры работы, в него обычно входят введение, несколько актуальных вопросов (главы, параграфы) по изложению содержания, заключение и список литературы.
Структура и содержание работы должны соответствовать выбранной теме. Тема – это наикратчайшая (лапидарная) форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность.
Реферат оформляется в соответствии со стандартом организации «Система менеджмента качества: общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности» СТО 4.2-07-2012.
Реферат должен включать в себя следующие разделы:
1) Титульный лист.
2) Содержание.
3) Введение – постановка проблемы исследования, ее практическая значимость, цели и задачи работы, краткий обзор источников и литературы по теме.
4) Основная часть с главами, разделами и параграфами. В основной части реферата должно быть полно и систематизировано изложено состояние вопроса, которому посвящена данная работа.
5) Заключение – общие выводы по проблеме, полученные в ходе исследования.
6) Список использованных источников.
7) Приложения – материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения реферата и не вошедший в текст основной части.
Рекомендуемый объем реферата 15-20 листов.
При оценке реферата учитывается полнота раскрытия темы, точность и грамотность изложения, соблюдение требований к оформлению и объему реферата, наличие иллюстративного материала и ссылок на источники
Таблица 2 – Темы рефератов
№ п/п | Тема реферата | Перечень рассматриваемых вопросов |
История и теория дизайна. | История дизайна Теоретические основы дизайна. | |
Дизайн – искусство или профессия? | Виды дизайна. Дизайн как вид искусства. Дизайнерская деятельность. | |
Дизайн в технических системах. | Понятие «Дизайн». Понятие «Техническая система». Техническая эстетика. Эргономика и экология искусства. | |
Художественные стили дизайнерском искусстве. | Многогранность содержания термина «Художественный стиль». Исторические художественные стили. Внестилевые направления. | |
Роль художественного образа в истории дизайна | Понятие об образе, теме и сюжете. Рождение образов, их виды и трансформации. Язык мифологических образов в искусстве. Классификация мифологических сюжетов. | |
Композиция и художественное моделирование формы | Понятие о «композиции». Виды композиций. Принципы и правила построения композиции. Язык пространственной формы. Системы пропорций в Древнем мире. | |
Композиционные решения передачи пространства и формы. | Числа и спираль Фибоначчи. «Золотое сечение» Леонардо да Винчи. Система расчета формы А. Дюрера. Модулор Ле Корбюзье. | |
Законы цветоведения и колористки в дизайнерском искусстве. | Значение языка цвета в древнем и современном искусстве. Научные системы цвета Л. Да Винчи, И. Ньютона, И.В. Гете и И. Итена. Цветовой ряд: основные, сложные, смешанные и дополнительные цвета. Свойства цвета. Цветовая гармония. Символика цвета в искусстве. Цвет и образ. | |
Роль орнамента в развитии дизайнерского искусства | Природа орнаментального творчества художника. Функции и типологии орнаментов. Кантаминация. Мотив, сюжет, раппорт, раппортная сетка. Законы построения орнаментальных композиций. Символика и семантика древних и современных орнаментов. |
Основная литература по дисциплине
1 Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006
2 Покатаев В. П. Дизайнер-конструктор: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006
3 Сидоренко, В. И. История стилей в искусстве и костюме: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005
4 Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – М., 2006
Дополнительная литература по дисциплине
1 Балакшин О.Б. Коды да Винчи – новая роль в естествознании? Неожиданное о золотом сечении: Гармония асимметричных подобий в Природе. – М.: КомКнига, 2005
2 Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник. – М.: Академия, 2008
3 Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник. – М.: Академия, 2008
4 Бордукова И.Н. История костюма древних цивилизаций: Учебное пособие. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006
5 Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие. – М.: Владос, 2008
6 Волошко Н.И. Эстетика и дизайн товаров: Учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и К, 2008
7 Глэйзер М., Илик М. Дизайн-протест, дизайн-провокация. – М.: РИП-Холдинг, 2005
8 Данилова Н.И., Королев е.А., Щелоков Я.М. Золотое сечение, теория и практика: Учебное пособие. – Екатеринбург: РИА УО, 2006
9 Денисова О.И. Цветоведение и колористика: Учебно-методическое пособие. – Кострома:КГТУ, 2005
10 Евтых С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004
11 Иванова В.Я.Основы эстетики потребительских товаров: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008
12 Иттен И. Искусство цвета.– М.: Д.Аронов, 2004
13 Иттен И. Искусство формы. – М.: Д. Аронов, 2008
14 Кандинский В. И. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука-классика, 2005
15 Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие. – М.:Омега-Л, 2008
16 Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. – М.: Белый город, 2007
17 Михайлов С. М. Основы дизайна: учебное пособие. – М. 2005
18 Мольков К. Ковка. Цвет и дизайн. – М.: Контэнт, 2005
19 Мориока А., Стоун Т. Дизайн цвета. Практикум. – М.: РИП-холдинг, 2006
20 Норманн Д.А. Дизайн промышленных товаров. – М.: Вильямс, 2009
21 Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007
22 Пармон Ф.М. Рисунок и графика костюма: учебник. – М.: Архитектура-С, 2005
23 Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник. – СПб.: Питер, 2008
24 Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. В 2-х книгах. – М.: Архитектура-С, 2006
25 Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М.: МЗ-Пресс, 2005
26 Самойлов Ю.К. Наброски и зарисовки: Методические указания. – Ульяновск: УлГТУ, 2004
27 Сороко Э.М Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем. – М.: КомКнига, 2006
28 Степанов А. В. Объемно-пространственные композиции: учебное пособие. – М., 2005
29 Тимердинг Г.Е. Золотое сечение. – М.: КомКнига, 2005
30 Фабер Т. Пасхальные яйца Фаберже. – М.: Эксмо,2010
31 Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007
32 Шлеюк С.Г. Законы композиции. Композиционный центр: Методические указания. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004
33 Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, Медков С. Б. 2006
34 Яблан С.В. Симметрия, орнаменты и модулярность. – М.: Институт компьютерных исследований, 2006