Вопрос 5. Видные российские социологи.

Социологический неопозитивизм П. Сорокина.

Питерим Александрович Сорокин (1889-1968 г.г.) – русско-американский социолог. Крупнейший мыслитель XX века.

Социологические воззрения П.А. Сорокина сформировались под влия­нием работ Э. Дюркгейма, М. Ковалевского, Е. Де Роберти.

Научные принципы системы социологии П. Сорокина:

ü социология как наука строится по типу естественных наук (различны объекты изучения, но методы общие);

ü социология должна изучать мир таким, какой он есть (субъективное вме­шательство в науку должно быть исключено);

ü социология должна быть "объективной дисциплиной", то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;

ü социология должна быть точной наукой, не допускать умозрительных, не доказанных наукой построений;

ü разрыв с идеей монизма (сведение любого явления к одному началу); вместо монизма – социологический плюрализм.

Объекты неопозитивистской социологии Сорокина:

ü социальная деятельность и поведение людей;

ü социальные группы и структура общества в целом;

ü происходящие в обществе социальные процессы.

Предмет социологии (по словам Сорокина): общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаи­модействия двух или большего числа индивидов. Речь идет о "психико-рефлекторном" взаимодействии индивидов, про­являющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление ("со­циальная клеточка"), из которых образуются более сложные обществен­ные явления.

П. Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология включает следующие разделы:

ü социальная аналитика – изучает структуру социального явления и его основные формы;

ü социальная механика (социальная физиология) – изучает процессы вза­имодействия людей (их поведение);

ü социальная генетика – изучает развитие социальной жизни, ее отдель­ных сторон и институтов.

Практическая социология– прикладная дисциплина. Опирается на зако­ны, формулируемые теоретической социологией.

П. Сорокин создал теорию стратификации,согласно которойобщество делится настраты (слои), которые различаются между собой по:

ü уровню доходов;

ü видам деятельности;

ü политическим взглядам;

ü культурным ориентациям и т. д.

Основные формы социальной стратификации (расслоения общества):

ü экономическая;

ü политическая;

ü профессиональная.

Мобильность: меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другой страт. Он выделял горизонтальную и вертикальную мобильность.

П. Сорокин считал, что социальная стратификация и социальная мо­бильность – естественное и неизбежное явление.

Основные труды: “Преступление и кара, подвиг и награда” (1914 г.), “Проблемы социального равенства” (1917 г.).

Плюралистическая социология М. Ковалевского.

Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916 г.г.) русский социолог, правовед. ВоззренияМ.Ковалевского восходят к социологии О.Конта. Социо­логия, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.

v Эволюционистская концепция Ковалевского:

ü закономерный характер развития общества;

ü поступательность исторического процесса;

ü социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и раз­виваются от одной эпохи к другой).

Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и соци­альные институты, так и общество в целом.

Мировоззренческий и методологический смыслсоциологического плю­рализма М. Ковалевскогозаключается в том, что факторам общественного развития (эконо­мическим, политическим и т. д.) не придается постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.

Проявление плюрализма Ковалевского – положительное отношение ко многим школам и направлениям: позитивизму О.Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория обще­ства), психологической школе.

v Теория общественного прогресса ("ядро социологии Ковалевского"): основной закон социологии – закон прогресса;

ü задача социолога – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;

ü все народы участвуют в мировом прогрессе, который приведет их к объединению в "мировое солидарное общество".

Основные труды: “Происхождение современной демократии” (т.1-4, 1895-1897 г.г.), “Современные социологии” (1905 г.), “Социология” (т.1-2, 1910г.), “Очерк происхождения и развития семьи и собственности” (1939 г.).

Психологическое направление в социологии. Е. Де Роберти, Н. Кареев.

Евгений Валентинович де Роберти (1843-1915 г.г.) (точнее – Де Роберти де Кастро де ла Серда) – представитель позитивистской философии. Развил концепцию, получившую название "робертизма": гносеология – часть социологии как основа науки о разуме. Стремился "поднять эмпи­рическое знание общественных фактов на высоту точной теории".

С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Предметом психологии является пси­хическая деятельность людей, определяющая их социальную деятель­ность.

Психическая деятельность развивается под влиянием:

ü биологических факторов;

ü социальной деятельности (ведущее звено, по мнению Де Роберти).

Де Роберти выделял:

ü индивидуальную психику;

ü коллективную психику – совокупность чувств, восприятий, образа мыс­лей тех или иных социальных групп, национальных общностей.

Коллективная психология – психология народов и масс. Коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности.

Основные труды: “Социология” (1880 г.), “Новая постановка основных вопросов социологии” (1909 г.).

Николай Иванович Кареев(1850 – 1931 г.г.)–историк и социолог. Он указывал на две основные стороны социологии:

ü социология – система взглядов "на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу";

ü социология решает, какие методы применяются к изучению обществен­ных явлений.

Социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), ко­торая создается социальной философией. Она опирается на факты, науку. Н.И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:

ü интеллектуальная (ум);

ü эмоциональная (чувства);

ü волевая.

В общественной деятельности людей эти стороны одинаково важны.

Основные труды: “Введение в изучение социальных наук” (1903 г.), “Введение в изучение социологии” (1907 г.).

Наши рекомендации