Практические задания и упражнения. 1. Используя учебную литературу, определите, какие науки изучают культуру и в чем специфика каждой из них.
1. Используя учебную литературу, определите, какие науки изучают культуру и в чем специфика каждой из них.
2. Найдите в учебных пособиях и справочниках высказывания знаменитых социологов о культуре (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Л. Уайт, П.А. Сорокин и др.). Что каждый из них подчеркивает в культуре?
3. По каким коренным вопросам существуют различия в культурных традициях Запада и Востока? Приведите примеры.
4. Покажите на примерах взаимопроникновение и взаимосвязь между высокой массовой, элитарной и народной культурами. Чем Вы это объясняете?
5. Прокомментируйте следующие высказывания о культуре:
А) Душа культуры – это культура души (И. Гофмиллер, немецкий писатель);
Б) Культура и внешний лоск – совершенно разные вещи (Р. Эмерсон, американский философ и поэт);
В) Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры (А.И. Куприн, известный русский писатель);
Г) Культура – это то, что остается, когда все забыто (Эд. Эррио, франц. политический деятель и ученый).
6. Кратко назовите характерные черты субкультуры: городской, сельской, столичной, провинциальной, молодежной, предпринимательской, маргинальной, субкультуры социологов.
7. Проанализируйте, какой вклад вносят современные средства массовой информации в выполнение культурно-просветительной функции.
8. В настоящее время существуют коммерческий и некоммерческий секторы культуры. Укажите плюсы и минусы в их деятельности.
9. В чем проявляется «вестернизация» (озападнивание) отечественной культуры в современный период. Приведите примеры и дайте оценку данному процессу.
10. Используя материалы прессы и личные наблюдения, подготовьте сообщение о состоянии культуры в г. Туле и Тульской области. Выделите достижения в этой области и отметьте узкие места.
11. Попробуйте назвать 10 произведений литературы, театрального искусства, кино, живописи, скульптуры, архитектуры, музыкального и исполнительского искусства, которые на Вас произвели глубокое воздействие. Осмыслите, в чем их сила.
Литература
Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. 4-ое изд. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
Ирхин Ю.В. Социология культуры: учеб. для вузов. М.: Экзамен, 2006.
Иконникова С.Н. История культурологических теорий. Идеи и судьбы. 2-ое изд. СПб.: Питер, 2005.
Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества; 2-ое изд. М.: УРСС, 2005.
Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И.В. Кондаков. М.: Наука, 2005.
Рассадина Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс. 2006. № 9.
Хорошкевич Н. Г. Неоднозначность массовой культуры // Социс. 2011. № 11.
Шендрик А.И. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Шендрик А.И. Теория культуры: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001.
Человек как субъект культуры / отв. ред. Э.В. Сайко. М.: Наука, 2002.
ТЕМА 9. ЦЕННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
9.1. Ценности как социальное явление.
9.2. Структура и функции ценностной системы.
9.3. Виды ценностей.
9.4. Ценностные ориентации и установки личности.
Понятия: ценности, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, витальные, смысложизненные ценности, традиционные ценности, современные ценности, общечеловеческие ценности, интегрирующие/дифференцирующие ценности, одобряемые/отрицаемые ценности.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое ценности и ценностные ориентации? Чем отличаются данные научные категории?
2. Какие виды ценностей выделяются в современной науке?
3. Что такое иерархия ценностей? Назовите ее структурные компоненты.
4. Как соотносятся процессы социализации и ценностные ориентации?
5. Почему представители различных поколений, как правило, придерживаются
различных ценностных ориентации?
6. Как соотносится тип российского общества на рубеже XX и XIX веков с ценностными ориентациями молодежи и старшего поколения?
7. Что общего и чем отличаются ценностные ориентации молодежи и представителей старшего поколения?
8. Каково распределение главных жизненных целей молодежи России?
9. Каким образом представлены инициативные и патерналистические идеалы среди «благополучной» и «неблагополучной» российской молодежи?
10. Существует ли специфика ценностных ориентации молодежи тульского региона?