Практические задания и упражнения. 1. Используя ряд изданий (монографии, учебные пособия, научные статьи, словари), выпишите несколько определений молодежи

1. Используя ряд изданий (монографии, учебные пособия, научные статьи, словари), выпишите несколько определений молодежи. Что в них общего и чем они отличаются?

2. Выясните, какие группы молодежи следует выделять в соответствии с возрастным критерием? (См.: Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. № 5).

3. Выясните, в чем состоят методологические трудности исследования молодежи как социальной общности (см.: Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. 1998. № 8).

4. Объясните, почему социология молодежи является одной из наиболее стремительно развивающихся отраслей социологического знания в нашей стране и за рубежом? Назовите ряд аргументов.

5. Составьте структурно-логическую схему, отражающую связи социологии молодежи с другими науками социологического и несоциологического профилей.

6. На сайте Федеральной службы государственной статистики ознакомьтесь с официальной статистической информацией в отношении молодежи, используя доступ к данным о НАСЕЛЕНИИ по таким рубрикам: демография, образование, здравоохранение, правонарушения. Подготовьте комментарий (см.: URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ ).

Литература

Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социс. 1998. № 3.

Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: учеб. пособие для студентов вузов. Санкт-Петербург: Петрополис, 2008.

Мозгот В.Г. Музыкальный вкус молодежи // Социс. 2012. № 10.

Молодежь: будущее России/ под ред. И.М. Ильинского, Б.А. Ручкина, П.И. Бабочкина. М.: Изд-во НИЦ при институте молодежи, 1995.

Молодежь в России. 2010: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/0c5cc50045a16412acefff90e548526c

Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи М.: Академ, проект, 2001.

Пить В.В. Методологические основы социологии молодежи: современные концепции // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 4.

Профилактика сквернословия среди подростков и молодежи: метод. пособие / авт.-сост. Е.Л. Башманова, Е.Н. Барышникова, М.В. Рассадникова. Курск : Центр рекламы Лоцман, 2009.

Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. № 5.

Ручкин Б.А. Что такое «российская молодежь»? // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998.

Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для студентов вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007.

Социология молодежи: Учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок; РАН. Институт социально-политических исследований. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

Социология молодёжи: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.А. Зубок, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, В.И. Чупрова, М.Л. Малышева, Г.И. Осадчей. М.: Academia, 2008.

Ушакин С.А. Молодежь как субъект деятельности // Полис. 1993. № 2.

Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социс. 1994. № 6.

Чупров В.И., Зубок Ю.А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социс. 2008. № 7.

Ярская В.Н. Социология молодёжи в контексте социальной работы: Учебное пособие. Саратов: СТГУ, 2004.

ТЕМА 14. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

14.1. Семья как социальный институт.

14.2. Семья как социальная группа.

14.3. Брак и родительство как элементы семейных отношений.

14.4. Брак и семья: современные тенденции развития.

Понятия: семья, социология семьи, малая группа, социальный институт, семейный образ жизни, макросоциология семьи, микросоциология семьи, брак, родительство, семейные отношения.

Вопросы для самопроверки

1. Какое место в системе гуманитарных дисциплин, изучающих семью, занимает социология семьи?

2. Каковы задачи данной науки?

3. Что составляет ее предмет?

4. Каковы критерии определения семьи как социального института?

5. Каковы критерии определения семьи как малой социальной группы?

6. В чем заключается познавательная и воспитательная ценность социологии семьи?

7. Почему в современных условиях усилился интерес ученых к проблемам семьи?

8. В чем состоят специфические функции семьи?

9. Каковы неспецифические функции?

10. В чем заключаются функции семьи по отношению к обществу, семье, личности?

11. Какими признаками характеризуются расширенная и нуклеарная семья?

12. Какие типы семей можно выделить по социальным признакам?

13. В чем заключается специфика понятий семьи и брака?

14. Какие основные формы брака изучаются в социологии семьи?

Наши рекомендации