Проектная и исследовательская деятельность
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Чему можно научиться, работая над проектом:
- Видеть проблемы в окружающей жизни;
- Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
- Запрашивать и находить недостающую информацию;
- Выдвигать гипотезы;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Взаимодействовать с любым партнёром;
- Проектировать процесс и изделие (продукт);
- Планировать деятельность, время, ресурсы;
- Принимать решения и прогнозировать их последствия;
- Вести дискуссию;
- Отстаивать свою точку зрения;
- Находить компромисс;
- Уверенно держать себя во время выступления;
- Использовать различные средства наглядности при выступлении;
- Отвечать за незапланированные вопросы;
- Анализировать и оценивать собственную деятельность
o В нашей школе приняты 5 типов проектов:
o 1. Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
o 2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);
o 3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);
o 4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
o 5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).
o В работе над проектом тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобиться.
Проектный продукт - это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Примеры продуктов проектной работы:
- WEB – сайт
- Атлас. Карта
- Видеофильм
- Стенд, выставка
- Газета, журнал
- Действующая фирма
- Справочник
- Игра
- Коллекция
- Костюм
- Модель
- Музыкальное произведение
- Мультимедийный продукт
- Оформление кабинета
- Спектакль
- Праздник
- Прогноз
- Система школьного самоуправления
- Научно-исследовательская работа
- Учебное пособие
- Экскурсия
Возможны и другие варианты продукта.
Этапы работы над проектом:
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.
Пример 1
Проблема: девочки-шестиклассницы украшают свои нарядные платья дорогими аксессуарами. Для этого приходится просить разрешения у родителей, что не всегда удается.
Эта проблема значима для детей.
Вопрос: Каким образом украсить платье?
Цель: научить шестиклассниц делать украшения из бисера
В данном случае достижение цели проекта будет способствовать преодолению проблемы. При этом автор проекта украшает наряды самостоятельно изготовленными брошами из бисера. Получается недорого и очень красиво.
Проектный продукт – мастер-класс
Пример 2
Тема проекта: «Сказка-ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок»
Проблема: Как создать сказку?
Цель: создать сказку
Задачи:
- Провести анкету по теме «Сказка» в 5 классе
- Дать определение жанра «Сказка»
- Изучить виды сказок и выявить их характерные черты
- Придумать сюжет и составить план сказки
- Написать и оформить сказку
Продукт: сказка, художественно оформленная учащимися