Качество социологического исследования
наст, время активно развивается на основе междисциплинарного подхода. Цель науч. изысканий — преодолеть влияние количественных подходов к популяциям как сплошным недифференцированным массам. Были выделены качественные характеристики нас. (физическое, психическое и соц. здоровье; интеллектуальный уровень, сод. активность), показана двойственность их природы. С одной стороны, они определены в кач-ве ресурса об-ва и объекта соц. поддержки, а с др. — как собственность каждого отд. чел. с надежными правовыми гарантиями.
Социол. иссл-я в этом направлении заложили теор. и эмпирические основы комплексного изучения К.н. В рамках парадигмы соц. модернизации активно развиваются: соц-я жизни (Ж.Т. Тощен-ко), соц-я социокульт. уровня жизни (Ю.А. Левада, Н.А. Нечаева), рассматривающие в кач-ве осн. фактора цивилиза-ционного пути меру преобразования самого чел, Теор.-методол. обоснование К.н. включает след. категории. «Образ жизни» отражает способ жизнедеятельности, реализуемый в моделях на основе обществ, норм. «Качество жизни» интегрирует все значимые для личности условия существования, способные удовлетворять материальные и духовные потребности. Многообразие показателей кач-ва жизни классифицировано по четырем осн. гр.: продолжительность жизни; состояние здоровья нас; образование; возможность доступа членов об-ва к жизненно необходимым ресурсам. В кач-ве критерия для оценки К.н. используется индекс развития чел. потенциала (ИРЧП). «Уровень жизни» как мера реализации потребностей индивидов и соц. гр. «Соц. жизнеспособность» как адаптивность нас. к изменяющимся макро-социальным условиям. «Соц. самочувствие» как субъективная оценка рез-та соц. адаптации конкр. обществ, гр.
Существенный вклад в разработку проблемы К.н. вносят ученые Санкт-Петербурга (Б.М. Фирсов, СИ. Голод, О.Н. Бурмыкина и др.), развивая данное направление в рамках конкр. исследова-
тельских программ. В их числе: «Чел. в меняющемся мире»; «Чел. «экон.» навстречу вызовам цивилизации»; «Российское нас. сквозь призму гендерных отношений» и др.
Вместе с тем данная область науч. познания находится в стадии становления, вследствие чего отличается многообразием теор. и методол. позиций, выдвигаемых гипотез и выводов. Потребности соц. управления повышают значимость унифицированной системы показателей К.н., критериев и методов оценки этого феномена, ориентированных на разл. уровни управления: федеральный, региональный, муниципальный.
Лит.: Леей Л., Андерсон Л. Нас, окружающая среда и кач-во жизни. М., 1979; Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994; Кач-во нас. Санкт-Петербурга, СПб., 1995.
Л.Д. Чернышева
КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ- интегральная характеристика. Опред. кач-вом цели иссл-я, кач-вом средств (напр., экономичность, оперативность), кач-вом процесса иссл-я (напр., этические аспекты взаимодействия с исследуемыми) и кач-вом рез-та иссл-я.
Кач-во рез-та иссл-я опред. его важностью (теор. значимостью и прикладной первоочередностью, актуальностью) и достоверностью, под к-рой понимается соответствие выводов, сделанных исследователем (соответствие теории, построенной в рез-те иссл-я), действительности, адекватность полученного знания изучаемому объекту. В сбою очередь достоверность рез-тов социол. иссл-я зависит как от кач-ва эмпирических данных, полученных в ходе иссл-я, так и от корректности теор. выводов, к-рые сделаны на основе этих данных, т.е. от кач-ва социол. информации и теории, к-рая использовалась для ее интерпретации (от логики и методологии иссл-я, формальных методов анализа данных и т.п.), Д-(Я наиб, общей характеристики кач-ва методов перехода от эмпирических данных к теор. выводам используется понятие
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ
«истинность теории», а для наиб, общей характеристики кач-ва эмпирических данных — надежность социологической информации (в др. системе понятий нет названия для общей характеристики кач-ва эмпирических данных, а надежность наряду с валидностью — две осн. характеристики кач-ва эмпирических данных.
Надежной считают такую информацию, в к-рой мало ошибок, поэтому дальнейшая конкретизация понятия «надежность» осуществляется через перечисление ошибок, контролируемых в социол. иссл-и. Эти ошибки могут быть связаны либо с недостатками специальной методологии, т.е. теории разработки методич. средств социол. иссл-я (теор. ошибки), либо с недостатками методики (инструментальные ошибки, в части., с недостатками отбора единиц иссл-я и измерения характеристик отобранных единиц). Вероятность отсутствия теор. ошибок измерения называется валидностью (обоснованностью) социологической информации, а вероятность отсутствия ошибок отбора единиц иссл-я — репрезентативностью. Вероятность отсутствия случайных ошибок измерения называют точностью (нек-рые авторы — устойчивостью), а отсутствие систематических ошибок — правильностью социологической информации.
Др. типология ошибок измерения дает др. систему понятий, характеризующих кач-во информации. Напр., вероятность отсутствия ошибок, как случайных, так и систематических, связанных с влиянием времени опроса, влиянием интервьюера, условий опроса, инструмента иссл-я, называется воспроизводимостью информации.
В зависимости от источника ошибок используются те или иные методы их измерения и коррекции (см. Надежность социологической информации, Валидность (обоснованность) социологической информации, Правильность социологической информации, Точность (устойчивость) социологической информации, Измерения ошибки).
Лит.: Волович В.И. Надежность информации в социол. иссл-и. Киев, 1974;
Докторов Б.З. О надежности измерения в социол. иссл-и. Л., 1979; Саганен-ко Г.И. Социол, информация (стат. оценка надежности исходных данных социол. иссл-я). Л., 1979; Она же. Надежность рез-тов социол. иссл-я. Л., 19S3; Паниотто В.И. Кач-во социол. информации (методы оценки и процедуры обеспечения). Киев, 1986; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007.
В.И. Паниотто
КВАНТИЛЬ — одна из характеристик распределения вероятностей К. порядка ρ (0 < ρ < 1), или р-К. для некоторой случайной величины ξ (см. Величина случайная), наз. такое число Кр, при котором вероятность того, что произвольно выбранное значение ξ меньше Кр, равна: ρ = Ρ(ξ < Кр). К|/2 есть медиана случайной величины ξ (см. Величины средние). Квантили К |/4 , К \р., К 3/4 наз. квартилями, квантили Koj, ..., Ко,9 — дециля-ми, К о,ш. ■-■, К 0.99 — процентилями.
Лит.: Квантиль // Математическая энциклопедия. Т. 2. М., 1979; Толсто-ва Ю.Н. Анализ социологических данных: Методология, дескриптивная статистика, анализ связей между номинальными признаками. М., 2000.
Ю.Н. Толстова
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ-
распределение вопр. на кл. по разл. основаниям. В зависимости от цели, с к-рой задается вопр., выделяются вопр. содержательные, имеющие целью получение информации об исследуемых переменных, и функциональные, решающие метод, задачи, связанные с ходом опроса и кач-вом получаемой информации.
По содержанию выделяют вопр. о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения и т.д. По метод, функциям выделяют вопр., решающие разл. задачи по управлению ходом опроса, его психол. атмосферой, логической последовательностью и непротиворечивостью вопр. и получаемых ответов. Контрольные вопр. позволяют проверять логическую непротиворечивость, достоверность, искренность ответов;
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ
контактные вопр. обеспечивают контакт с респондентом в начальной фазе опроса, создают установку на сотрудничество; отвлекающие, игровые вопр. снижают напряжение и усталость респондента; напоминающие вопр. активизируют память и внимание; зондажные, уточняющие вопр. выясняют понимание респондентом смысла заданного вопр.; вопр.-филътры выделяют из совокупности опрашиваемых ту ч., к-рой будет адресован след. вопр.
По наличию/отсутствию возможных вариантов ответов (т.е. по способу обозначения области поиска ответов) выделяют открытые вопр., в к-рых не содержится готовых вариантов ответов, а респондент сам формулирует ответ (см. Вопрос), Закрытые вопр. содержат предлагаемые исследователем возможные варианты ответов. Полузакрытые вопр. предполагают, что респондент может дополнить предложенный список возможных вариантов ответов собственной формулировкой в том случае, если ни один из имеющихся вариантов ему не подошел.
По отношению к респонденту выделяют вопр. прямые, относящиеся к личности респондента («Что Вы думаете о событии Χί», «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?»); вопр. косвенные (проективные), выясняющие мнение или отношение к предмету опроса через оценку респондентом разл. мнений и поведения др. людей, в т.ч. «значимых др.». («Как поступает большинство Ваших товарищей по работе в ситуации Λ?»). Ожидается проекция собственных предпочтений респондента при ответах на подобные вопр. Нейтральные вопр., не нарушающие психол. комфорт личности при формировании ответа, и острые (щепетильные) вопр., касающиеся сугубо личных сторон жизни респондента, нарушающие его представления о необходимой соц. дистанции в ходе опроса. Трудные вопр., предъявляющие завышенные требования к памяти респондента, превышающие его информированность, содержащие непонятные слова, сложную технику заполнения. Внушающие вопр,, оказываю-
щие психол. и нормативное давление при формировании ответа («Насколько устраивает Вас в Вашей работе возможность служебной карьеры, повышения в должности и оплате труда?»). Вопр. содержит неявное утверждение, что все опрашиваемые должны стремиться к служебному росту и продвижению, повышению зарплаты. Снять эффект внушения можно вопр.-фильтром, к-рый разделит совокупность опрашиваемых на тех, у кого карьерный рост входит в ценностное ядро жизненных планов, и тех, для кого этот аспект не актуален, т.е. выделить гр., к-рой адресован вопр. По графическому оформлению выделяют текстовые вопр., во пр.-иллюстрации, вопр.-табл., схемы.
Лит.: Соколова Е.Т. Проективные методы изучения личности. М., 19S0; Методы сбора информации в социол. иссл-ях. М., 1990. С. 64-105; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007. См. также Опрос социологический, Вопрос.
О.М. Маслова
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ-
распределение док-тов по разл, основаниям для разработки методов их анализа и использования в социол. иссл-ях. Информация в док-тах фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рис., фотографий, звукозаписи и т.д. В зависимости от техн. средств фиксации информации различают след. виды док-тов: письменные (официальная документация гос. и обществ, орг-ций; лит.: кн., брошюры; пресса: газеты, журналы; личные док-ты: письма, дневники); иконографические (видео-, кино-, фотодок-ты, картины, гравюры и т.д.); фонетические (радио-, магнитофонные записи, грампластинки, аудиокассеты).
Среди письменных источников социологу часто приходится обращаться к стат. источникам, к-рые подразделяются на след, гр. Оперативная стат. информация включает статистику естественного движения нас. (регистрация рождений, смертей, браков, разводов, миграции), ведомственную статистику промышлен-
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ
ных предприятий, учреждений (планы и отчеты, личные карточки работников, данные об условиях и оплате труда, повышении квалификации кадров и т.д.), отраслевую статистику о деятельности и состоянии разл. соц. ин-тов (здравоохранение, образование, культура и т.д.). Сводная стат. информация включает изд. стат. органов: тематические сб. и отчетные материалы по разл. стат. иссл-ям и данным текущего стат. учета (ежегодники «Нар. хоз-во РФ» и региональные сб. аналогичного содержания о субъектах РФ), материалы переписей нас, данные единовременных стат. обследований (профессиональных учетов, бюджетов потребления, обследования заработной платы и др.).
В гр. личных док-тов выделяются док-ты, составленные частным лицом по собственной инициативе (письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи, записные книжки и др.), и док-ты, спровоцированные внешними стимулами (отклики на газетные публикации, теле-и радиопередачи, письменные предложения и рекомендации по обсуждаемым гос. мероприятиям, автобиографии для поступления на работу, соч., рассказы, истории жизни, присланные на конкурс, школьные соч. на заданную тему и т.д.).
Лит.: см. Документ.
О.М, Маслова
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ-
выделение и систематизация видов интервью по разл. основаниям, позволяющие обосновать выбор опред. вида интервью, адекватного задачам иссл-я К.и. осуществляют по степени формализации, по условиям проведения (время, место, ситуация общения), по соц.-де-могр. и статусным характеристикам респондентов и др. Степень формализации интервью явл. осн. видом классификации и относится к степени формализации инструментария, а также регламентации поведения респондента и интервьюера в процессе опроса.
По степени формализации выделяют формализованные, полуформализованные и неформализованные виды интер-
вью. Формализованное предполагает использование закрытых вопр. (см. Классификация вопросов) и жесткую формализацию поведения интервьюера в соотв. с детально разработанной инструкцией (см. Интервьюер). Формализованное интервью используется в массовых опросах, где участвует большое число интервьюеров и важнейшим условием профилактики систематических ошибок явл. стандартизация условий получения информации от респондентов.
Полу формализованное включает след. виды: интервью с закрытыми, полузакрытыми и открытыми вопр. Закрытые вопр. преобладают в получении осн. массива эмпирической информации. Ответы на открытые вопр. (см. Классификация вопросов) кодируются по единому кодификатору, т.е. фактически приводятся к закрытому виду.
К этой гр. относится интервью с вопр., открытыми для респондента и закрытыми для интервьюера. В таком случае интервьюер задает вопр. в открытой форме и кодирует полученный свободный ответ в соотв. с вариантами ответов, к-рые содержатся в формализованном вопроснике.
Интервью с открытыми вопр., последовательность к-рых жестко фиксирована, требует от интервьюера дословной записи ответов респондента с сохранением лексики, синтаксических особенностей.
Фокусированное (направленное) — еще один вариант полуформализованного интервью, в к-ром используется заранее разработанный список открытых вопр. по предмету опроса, но последовательность вопр. не фиксирована жестко и может меняться в соотв. с развитием беседы. При этом предполагается, что респондент имеет предварительный опыт знакомства с предметом иссл-я (читал, покупал, использовал, участвовал). Для интервьюера важно, чтобы все вопр. были заданы и способствовали макс, раскрытию позиции респондента. Фокусированное интервью бывает не только индивидуальным, но и групповым (см. Интервью групповое фокусированное (фокус-группы)).
КОГОРТА
Полуформализованное интервью с путеводителем предполагает предварительную разработку примерного плана, в к-ром в соотв. с исследовательской задачей разрабатываются открытые вопр., определяющие тематическое направление беседы. Последовательность вопр. не задается жестко, а подчиняется логике рассказа респондента. Интервьюер контролирует два аспекта интервью: с одной стороны, обеспечение свободы и самостоятельности респондента в раскрытии темы, а с др. — соблюдение тематических границ, заданных путеводителем.
К неформализованным интервью относятся нарративное (повествовательное), биографическое, лейтмотивное, клиническое, углубленное (глубинное). Ключевым понятием в этой гр. интервью явл. нарратив — повествование, рассказ респондента. После установления контакта с респондентом и получения согласия на интервью побудительным стимулом для начала повествования явл. нарративный импульс — обращение к респонденту, в к-ром обозначается тема и достаточно свободные правила рассказывания.
Биографическое интервью — повествование о жизни явл. в тематическом плане наиб, общим видом нарративного интервью, содержание к-рого имеет комплексный характер и содержит разнообразную информацию о личности, об-ве, времени и содержании их взаимодействия (см. Метод биографический),
Лейтмотивное нарративное интервью дает информацию о более узком, локальном аспекте жизнедеятельности респондента, напр. о взаимоотношениях с разл. соц. ин-тами: история выбора и освоения профессии, трудовая биография, здравоохранение (здоровье, врачи, медицина в жизни респондента), кн. и чтение, религия и церковь и т.д.
Глубинное (углубленное) интервью используется для иссл-я мотивационной основы поведения, оценочных суждений, предпочтений респондентов. В этом случае социолог не только получает информацию о респонденте, но часто и по-
могает ему в осмыслении собственных жизненных ситуаций и психол. переживаний, в самоанализе жизненного опыта.
В гр. полуформализованных и неформализованных видов интервью роль и ответственность интервьюера (или модератора в фокусированном групповом интервью) чрезвычайно возрастают, в связи с чем интервьюером обычно выступает сам исследователь, автор проекта. Важным условием явл. способность интервьюера к эмпатическому (заинтересованному, понимающему) слушанию, сохранению психол. комфорта, уверенности рассказчика в ценности и необходимости его повествования. После окончания рассказа исследователь при необходимости задает дополнительные вопр. (постнарративная стадия).
Первичная эмпирическая информация в данных видах интервью фиксируется в виде аудио- и видеозаписей, к-рые затем транскрибируются в соответствии с опред. правилами и представляются в виде текстов (транскриптов). Анализ этих транскриптов производится с помощью более или менее формализованных процедур по специально разработанным методикам (см. Методы качественные). Описание и интерпретация полученных данных проводятся в традициях понимающей соц-и, этнографического описания, интуитивной интерпретации и концептуализации.
Лит.: см. Интервью.
ОМ. Маслова
КОГОРТА(лат. cohors (cohortis) — отряд) — в демографии и соц-и совокупность людей, переживших одновременно (в один год, период) одинаковое событие, напр. К. родившихся, вступивших в брак, разошедшихся, родивших ребенка, поступивших в учеб. заведение или окончивших его, призванных на военную службу и т.п. К., образованная по году рождения, называется поколением. Люди, принадлежащие к одному поколению, явл. ровесниками друг друга. Все др. К., образованные по отношению к иным событиям, состоят из разновозрастных современников.
КОДИРОВАНИЕ
Изучение интенсивности соц. процессов на разных этапах жизни К. служит способом анализа их динамики в связи с конкр. изменениями условий жизни. При этом важной характеристикой явл. итоговая величина изучаемого явления или процесса у конкр. К. к оп-ред. моменту времени или возрасту, напр., число рожденных детей опред. поколением или брачной К. женщин к опред. возрасту или за весь репродуктивный период жизни; доля вступивших в брак к опред. возрасту из К., достигших совершеннолетия в опред. периоде и т.д.
Лит.: Народонаселение // Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 182— 183; Борисов В.А. Демография: Учеб. для вузов. 4-е изд. М., 2006.
В.А. Борисов
КОДИРОВАНИЕ— процесс представления информации с помощью кода в более компактной и удобной форме для оперирования ею при передаче, обработке и хранении (запоминании). В матем. лит. К. называется отображение произвольного множества А в множество конечных последовательностей (слов) в нек-ром алфавите В,
Изучение кодов и разработка наиб, экономных кодов, позволяющих передавать информацию при помощи самого малого кол-ва символов, явл. одной из задач теории информации. Источником идей для развития этой теории явл., с одной стороны, кибернетическая т.з. на информационные процессы и системы, а с др. — потребность техники связи в преобразовании информации. Отправным пунктом для развития теории информации явились работы К. Шеннона и Н. Винера, опубликованные в 1948.
Коды бывают равномерные (все шифры содержат одинаковое кол-во символов) и неравномерные (шифры содержат разл. кол-во символов). Основание кода — макс, кол-во разл. символов, содержащихся в его алфавите, оно может быть любым числом: 2, 8, 10 и др. Выбор основания зависит от особенностей построения систем обработки и передачи
информации. Для записи шифров кодов используются цифры, буквы и др. знаки,
К. социол. информации — операция присюения каждому варианту ответа на вопр., выраженному на естеств. языке, условных обозначений: шифров или меток в соответствии с выбранным кодом. Цель К. — обеспечить обработку, хранение и обмен информацией с помощью техн. средств (персональных компьютеров). Этапу К. социол. информации предшествует этап ее структурирования. Информация считается структурированной, если она представлена в формализованном док-те т.н. альтернативами. Под альтернативой понимается любое суждение, конституирующее структуру данных, для проявления отношения к к-рому достаточно один раз принять решение типа «да—нет». Состояние альтернативы «да» утверждает наличие опред. признака в структуре данных, «нет* — отсутствие этого признака. Синонимами альтернативы в социол. лит. явл. такие понятия, как кодовая позиция, градация вопр., вариант ответа на вопр., значение признака.
Переход от описания альтернатив на естеств. яз. к описанию их на информационном яз. (на яз. кодов) осуществляется с помощью процедуры К. Целесообразно выбрать наиб, эффективную систему К., к-рая обеспечит минимум затрат труда на этапе подготовки информации к вводу в персональный компьютер (в кач-ве техн. средств обработки социол. данных будем рассматривать персональный компьютер (ПК) как наиб, перспективный в наст, время и вытесняющий все остальные типы ЭВМ). При выборе системы кодирования необходимо руководствоваться след. принципами.
1. Система К. первичной информации опред. требованиями принятого пакета программ обработки и анализа социол. данных.
2. Система К. выбирается с учетом структуры, размера и общего числа док-тов, подлежащих формализации. Эффективность системы К. в значительной степени зависит от параметров и характеристики док-та, подлежащего К.:
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
наличие в док-те количественных и качественных признаков с совместимыми и несовместимыми альтернативами (многозначными и однозначными ответами), размер и кол-во док-тов, форма фиксации информации в док-тах и уровень формализации.
3. Код, или информационный яз.,
должен быть простым и удобным для К.
соц. информации, т.е. он должен обес
печивать адекватное и однозначное К,
при миним. затратах труда. Простота ко
да и удобство его применения зависят
прежде всего от его основания.
4. Выбранный код должен обеспечить
минимум логических и механических
операций на всех этапах подготовки
данных, начиная с К. и кончая вводом
информации в ПК.
Систему К. необходимо выбирать и внедрять на этапе разработки полевых док-тов, учитывая конкр. особенности имеющейся техники и матем. обеспечения. Если в кач-ве полевого док-та применяется анкета, то код следует заранее напечатать на ее полях. В том случае, когда используется бланк интервью или др. док-ты, на к-рых невозможно заранее напечатать код, информацию можно фиксировать на специальных листах — кодировочных бланках. Применение любой системы К. требует соблюдения двух условий: 1) каждая альтернатива вопр. (признака) обязательно имеет метку и притом только одну; 2) две разл. альтернативы одного и того же вопр. не могут иметь одинаковые метки.
К. в зависимости от подхода можно разделить на априорное и апостериорное. Априорное К. предполагает формирование гр. возможных ответов еще до нач, проведения иссл-я, на этапе создания полевого док-та. Апостериорное К. используется в тех случаях, когда варианты ответов не могут быть представлены заранее. Оно называется также закрытием открытых вопр. и представляет собой весьма трудоемкую операцию. В наст, время ведутся разработки эффективного программного обеспечения, позволяющего полностью ее автоматизировать.
В совр. пакетах стат. обработки соци-ол. данных на ПК информация записывается в виде прямоугольной матрицы «объект-признак» (строки — это объекты: респонденты, семьи, бригады и др.; признаки — это вопр. анкеты). Применение такой матрицы позволяет существенно облегчить процедуру априорного К,, поскольку для записи разнородных признаков можно использовать неравномерные коды, содержащие как буквенные обозначения, так и цифровые. Напр., для записи признака «пол» требуется односимвольный шифр: м — мужской, ж — женский или 1 — мужской, 2 — женский. Для записи признака «доход» в той же матрице можно ввести цифровой шифр, содержащий любое требуемое число символов.
Лит.: Как провести социол. иссл-е. М., 1985; Ранее Б., Йорданова С, Наумов В. Мультимедиа и компрессия на информация. Варна, 1995; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я: методология, программа, методы. М., 1998.
Н. И. Ростегаева
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ (лат communicatio — способ сообщения, передачи) — процесс распространения информации и влияния в об-ве посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в рез-те чего сообщение поступает сразу к большим гр. людей. Осн. функциями, к-рые выполняет К.м, в об-ве, явл.: информирование о происходящих событиях; помощь об-ву в решении его проблем; передача знаний об об-ве от одного поколения к др. (социализация и обучение); развлечение.
Процесс влияния К.м. на индивидуальное и групповое сознание можно описать след. образом. Соц. ин-ты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области чел. станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источ-
1S6
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
ники, чел. может в дальнейшем оказаться в опред. зависимости от них. Напр., пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной соц. гр.
К.м. — феномен, буквально пронизывающий все стороны совр. об-ва и воздействующий на массовое и групповое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно. К.м. оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на соц. стереотипы, т.е. схематичные и упрощенные представления о соц. объектах, широко распространенные в об-ве. Стереотипы могут касаться др. национальностей, кл., гр. и т.п. Восприятие чужой гр. через стереотипы имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести гр. к более широкому кл. явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности).
Влияние К.м. на полит, процессы также многосторонне: это и ее вклад в полит, социализацию, и ее место в предвыборной борьбе, и роль в оценке деятельности полит, лидеров и структур. СМИ делают претендентов известными, формируют их опред. образ в глазах нас, воздействуя на итоги голосования. Влияние СМИ на избирателей осуществляется не только в период проведения предвыборной кампании, но и задолго до ее официального нач. посредством формирования у нас. опред. схемы полит, реальности.
К.м. явл. важным источником полит, социализации (процесса усвоения знаний, установок, ценностей и форм участия в сфере политики). Наиб, значимыми в данном отношении явл. программы новостей. Именно посредством СМИ зрители и слушатели, особенно молодые, получают наиб, кол-во информа-
ции, касающейся политики. Интерес к полит. К.м. тесно связан с полит, информированностью и активным обсуждением полит, тем с родителями и сверстниками. Вместе с тем воздействие К.м. более выражено в сфере полит, фактов и оценок, чем реального полит, поведения людей (формы участия, голосование).
В ряде случаев можно говорить и о негативном воздействии К.м. К негативным последствиям К.м. можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Массированное воздействие К.м. может отрицательно влиять на кач-во межличностного общения детей, уменьшать кол-во игр со сверстниками. Мультфильмы с их быстрой сменой визуальных и аудиаль-ных стимулов особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшать межличностные контакты. Отмечается влияние СМИ и на развитие у людей неадекватного страха перед преступностью. Значительная представленность насилия в СМИ ставит проблему их воздействия на агрессивное поведение людей. В целом большинство ученых в последнее время склоняется к мнению о том, что насилие, акцентируемое СМИ, оказывает, хотя и не очень выраженное, воздействие на агрессивное поведение в реальных жизненных условиях. К.м. оказывает не только негативное влияние на массовое сознание. Она может противодействовать этнич. и половым стереотипам. К ее позитивным рез-там относятся повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. К.м. способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению соц. норм, а также уменьшению тревоги и страхов.
Лит.: Землянова Л.М. Совр. амер. коммуникативистика. М., 1995; Средства массовой информации в совр. об-ве. М., 1995; Дмитриев А.В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы полит, влияния. М., 1999; Littlejohn S.W.
1S7
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Theories of Human Communication. N.Y., 1989; Media, Children and the Family. N.Y., 1994.
B.B. Латыше
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ-
необходимый элемент взаимодействия людей, гр., народов, гос-в, в ходе к-рого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституи-рование соц. общностей, соц. систем, ин-тов, орг-ций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. В 1948 амер. политолог Г. Лас-суэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую следующие пять элементов. J. Кто? (передает сообщение) — коммуникатор. 2. Что? (передается) — сообщение. 3. Как? (осуществляется передача) — канал. 4. Кому? (направлено сообщение) — аудитория. 5. С каким эффектом? — эффективность.
Были выделены характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того чтобы выступление чел. оказало нужный эффект, он должен, по мнению слушателей, обладать такими кач-вами, как компетентность (наличие соотв. знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм). На принятие сообщения влияют и опред. особенности аудитории. Так. Я-включенность в содержание коммуникации (близость ее содержания наиб, значимым для аудитории проблемам) снижает эффективность убеждения: у людей именно в тех областях, к-рые наиб, им близки, существуют весьма обоснованные и проверенные опытом мнения, и изменить их крайне сложно.
Активное ролевое проигрывание изначально неприемлемой позиции способствует ее принятию в будущем. Важным явл. степень идентификации чел. с гр. Люди, наиб, сильно привязанные к гр., вероятно, менее подвержены влиянию сообщения, не соотв. групповым
нормам. Влияние гр. проявляется и в том плане, что мнения, к-рые люди сообщают публично, труднее изменить, чем те, к-рые широко не афишировались. Замечено также, что поддержка даже одного чел. ослабляет давление большинства на индивидуальное мнение.
Существуют разл. виды К.с. Общепринятой признана классификация на основании уровня или контекста, в к-ром она осуществляется. Согласно этому критерию наиб, часто выделяют след, виды: межличностную, групповую и массовую. Межличностная представляет собой непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психол. близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона (в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная (от слова «интеракция*- — взаимодействие) заключается в обмене действиями между сторонами (напр., вопр. — ответ, просьба — отказ или согласие). 11ерцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование опред. межличностных отношений.
В тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых гр. (кол-во их членов может быть от 3 до 20—30 чел.), принято говорить о групповой коммуникации. Здесь продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к к-рым относятся: лидерство и рук-во в гр., т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование гр., нацеливание ее на выполнение опред. задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для гр. проблем, в процессе к-рого происходит выяснение позиции
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ
ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в гр., совокупность позиций членов гр. относительно получения и хранения значимой для них информации. Массовая коммуникация — это процесс распространения информации и влияния в об-ве посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в рез-те чего сообщение поступает сразу к большим гр. людей.
Лит.: Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Соц.-психол. проблемы. М., 1990; Андреева F.M. Соц. психология. М., 1995; Lasswell Η. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas / Ed. by L. Bry~ son. N.Y., 1948; Littlejohn S. W. Theories of Human Communication. N.Y., 1989.
B.B. Латынов
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ(от лат. converge — сближаюсь, схожусь) — I. Одна из концепций в зап. соц-и и политологии, усматривавшая в обществ, развитии преобладающую тенденцию к сближению двух соц. систем — капитализма и социализма с их послед, синтезом в «смешанном об-ве», сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них. К.т. имеет много общего по происхождению и аргументации с концепциями «единого индустриального об-ва», «деидеологизации» и др., мн. идеи к-рых она усвоила. Термин «конвергенция» заимствован социологами и политологами из биологии, где он обозначает приобретение относительно далекими по происхождению организмами (рыбы, пресмыкающиеся, млекопитающие и т.д.) в процессе эволюции сходных анатомических форм благодаря обитанию в одинаковой среде.
К.т. разрабатывали П.А. Сорокин, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу (США), Ж. Фу-растье и Ф. Перру (Франция), Я. Тин-берген (Нидерланды), X. Шельски и О, Флехтхайм (Германия) и др. Она получила распространение в зап. обществ, мысли в 50—70-х гг. 20 в., особенно среди либерально-демократической, уни-
верситетской интеллигенции как альтернатива апологии «холодной войны» между двумя системами, и отчасти среди интеллигенции социалист, стран как подтверждение объективной возможности мирного сосуществования и экон. сотрудничества двух систем (А.Д. Сахаров). Сторонники К.т. усматривали подтверждение ее правильности в сближении уровня индустриального развития социалист, стран с экон. опережавшими их странами Запада, в интернационализации экон., науч.-техн. и культ, деятельности в совр. эпоху, в возрастающей взаимозависимости всех стран в условиях обостряющихся глобальных проблем человечества.
К.т. включает широкий диапазон филею,, социол., полит., экон. взглядов, а также футурологических прогнозов — от либерально-реформистских и социал-демократических стремлений совершенствования гос.-монополистического регулирования соц.-экон. процессов до концепций ассимиляции двух систем посредством «либерализации», «плюрализма» и т.п. Благодаря своей популярности она была также воспринята представителями неоконсервативных течений (3. Бжезинский, С. Хантингтон, К. Менерт и др.); для обоснования своих взглядов к ней обращались многие поборники «рыночного социализма», «социализма с чел. лицом» в социалист, странах (О. Шик, 3. Бауман и др.). Представители Римского клуба (Тинбер-ген и др.) обосновали необходимость конвергенции ссылками на объективную тенденцию к интернационализации экон., полит, и культ, деятельности, на всемирный характер НТП,настоятельную необходимость в совместном решении глобальных проблем и т.д. Вместе с тем среди зап. интеллигенции получила распространение идея т.н. негативной конвергенции (Р. Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Т. Роззак), согласно к-рой обе соц. системы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько отрицательные элементы: возрастающий авторитаризм, манипуляцию сознанием и поведением людей, подавление свобо-