Личность и общество. Концепции социализации
Личность - одно из ключевых понятий гуманитарного знания.
Для социологии суть личности - социально-типическое.
По определению В.А. Ядова, "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения"
Выделяют пять факторов формирования личности:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.
Проанализируем влияние этих факторов на личность.
Биологическая наследственность проявляется в том, что существенны:
1. длительный период беспомощности у потомства;
2. врожденные потребности человека – еда, сон (значимо для человека чувство боли);
3. нет инстинкта моногамной семьи - разнообразие форм семьи и систем воспитания.
Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность. Благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Физическое окружение: о роли физического фактора, географической среды в развитии общества писали П Сорокин, В. Плеханов, Л.Н. Гумилев
Однако этот фактор не является решающим: откуда в сходных условиях появляются разные личности?
Культура.Общие культурные образцы: система языка, стандарты повседневного поведения влияют на тип личности. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране. К неблагоприятному медицинскому диагнозу по-разному будут относиться американские и русские больные.
Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.
Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.
Россия многопланова и дифференцируется по ряду кластеров: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. В разных регионах, возрастных группах – разная модельная личность. Это может быть интеллектуал - интеллигент, прагматик с успешной карьерой, традиционалист.
Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Социализация.В первом приближении процесс социализации может быть понят как движение в развитии человека от биологического индивида к человеческой личности.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией.
Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.
Этапы социализации.
От биологического эмбриона - к отделению себя от биологической и социальной среды
-отделение шумов и движений от собственного тела
-различение во вне статусных фигур (мужчина, женщина), их индивидуальное восприятие
-к 1,5 годам ребенок начинает использовать местоимение Я, обозначающее отдельное человеческое существо.
Дальнейшее строительство Я происходит через сопоставление с другими людьми, в рамках группового опыта. И здесь экспериментально доказано: вне социально группы нет развития личности. «Маугли» не понимают свою обособленность, не видят сходств и различий с другими индивидами.
Для раскрытия процесса социализации важны концепты «зеркального Я» Чарлза Кули; «обобщенного другого» Дж Мида и «значимого другого» А. Халера.
Чарльз Ку́ли (1864 - 1929) — американский социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американской социологической ассоциации.
1.Понимание: «Что такое я» - приходит через осознания опыта других обо мне. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
Пример: мне комфортно с близкими и дискомфортно с теми, кто вас не любит: их опыт вас раздражает и лишает идентичности.
2.Зеркальное: я то, что вижу в зеркале: улыбаюсь, хмурюсь Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я"
3. Этапы освоения опыта других: Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я":
1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;
2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;
3) наши чувства по поводу этого мнения.
Зеркальное Я – это образ социального Я. Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального "Я". Я знаю, например, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия.
Зеркальное Я действует постоянно, оно постоянно меняется (сверстники, компетентная группа), я осуществляю отбор мнений
Т.о., в соответствии с учением Кули, личность развивается только благодаря мнениям других.
Здесь уместно ввести понятие референтной группы:
Референтная группа: реальная или виртуальная группа, мнение которой является значимым для личности. Различают первичные-вторичные, притягивающие - отталкивающие, формальные-неформальные референтные группы. Референтная группа выполняет две основные функции: сравнительную и координирующую.
Концепция «обобщенного другого» Дж. Мида.Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"- образ.
- Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого".
- Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли.
- Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.
Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", индивид:
- интегрирует себя в общество;
- формирует свою концепцию "Я".
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого".
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих степень социализации личности - это идентичность и самоуважение.
Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей.
Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я" - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир.
Формируя свой "Я" - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.