VI. Народ как историческая личность. Личность и общество

В педагогическом наследии Ушинского понятие личности встречается не

только в отношении отдельного человека, но и в отношении общества людей,в первую очередь — народа.
Народ как коллективная личность выступает по отношению к отдельному

человеку как наставник, учитель. Это осуществляется прежде всего через язык,

через слово как средство духовной связи личностей разных поколений народа,

«могучего, вечно развивающегося организма». «Слово, добытое в рассудочном

процессе нашими отдаленнейшими предками, переделанное в процессе сознания наших дедов и отцов, со всеми следами своего сознания и своей многовеко-

вой переделки в тысячах поколений», достигает к потомкам и пробуждает в них

«понятия, идеи и чувства, которые создавали и развивали это слово».
Одним из элементов наставничества народа как исторической личности над

личностью отдельного человека является наличие общественного идеала воспитания: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего

воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной

жизнью, развивается вместе с его развитием».
Народ как историческая личность не только питает единичную личность,

дает ей силы и жизнь, наставляет и обучает приобщением к духовному опыту

предшествующих поколений через родной язык, не только предлагает идеал вос-

питания и ведет к этому идеалу. По мнению Ушинского, в развитии отдельных

личностей заключается и сама цель существования народного организма как

такового. Если в единичных организмах органы живут для целого существа, то

«в организмах общественных, наоборот, целое, соединенное нематериальными

условиями необходимости, заключенными в каждом материально-отдельном

органе, живет исключительно для своих органов… для того, чтобы дать им возможность существования жизни и развития…»
Но личность не только пользуется многочисленными благами общества, она

сама должна вносить в это общество некий вклад. Причем этот вклад должен не

только отражать ее самостоятельность, но и учитывать самостоятельность других личностей. «Если человек только желает внести в общество свою самостоятельную мысль, не обращая, внимания на самостоятельность других», общество

будет разрушаться. Не будет общества и в том случае, «если человек ничего

самостоятельного не вносит в общество», «если все так же поступят в обществе,

то общества не будет». Исходя из этого педагог формулирует адекватное отношение личности к обществу: «Правильно развитый человек не утратит в нем

своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью.

Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу

разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого

силой общества». Поэтому формирование адекватного отношения личности

к обществу является одной из важных задач воспитания: «Дело же воспитания в

этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества».

***

В заключение изложим кратко основные положения учения Ушинского о

личности.

Термин «личность» употребляется педагогом достаточно часто, в качестве

синонимов личности используются термины «лицо» и «я». Категория личности рассматривается Ушинским в теснейшей связи с трехчастной природой

человека, в которой педагог различал тело, душу и дух. К душевным явлениям

Ушинский относил психические явления, свойственные человеку и животному,

к духовным — свойственные только человеку (эстетические, нравственные, религиозные, дар слова и др.). В душевных явлениях Ушинский различал явления

сознания, чувства и воли.

Ближайшим определением личности педагог считал указание на ее исключительность. Личность проявляет себя через волю (свободную по самому смыслу этого понятия) и чувства (к которым педагог относит также деятельность со-

знания и самосознания). Проявлением личности является и характер, формирование которого Ушинский относил к области воли. В рассуждениях о воле и ее

действии в человеке Ушинский практически вплотную подошел к различению

двух воль — природной и принадлежащей личности. В то же время он обосновывает важность проявления личности через чувства, что послужило причиной

характеристики теории личности Ушинского как духовно-эмоциональной.

Термин «личность» у Ушинского очень близок к понятию души, что позволяет говорить о персонификации души в его антропологии. Понятие личности

приближено и к понятию духа. Поэтому однозначного вывода о том, что Ушинский различал категории «личность» и «природа человека» и видел, что личность

несводима к природе человека, к явлениям его душевной и духовной жизни, сделать нельзя. Следует лишь отметить, что в его творениях можно найти высказывания как за, так и против этой концепции.

Целостность личности упоминается педагогом преимущественно в нравственном аспекте ― как искренность, отсутствие раздвоенности в душе и убеждениях.

Ушинский рассматривал личность не только в ее исключительности, но и в

ее отношении с другими людьми и обществом в целом. Педагог раскрыл связь

понятия личности с правовыми категориями, что свидетельствует не только о

юридических истоках понятия личности, но и о том, что некоторые из этих категорий, например идея равноправия, сами имеют истоком личность и ее проявления. Ушинский показал широту воспитательного влияния личности, которое

может простираться как на целые общества, так и на личность отдельного чело-

века любого возраста и социального положения.

Кроме того, сама категория личности у Ушинского прилагается не только к

отдельному человеку, но и к общественному организму, преимущественно на-

роду. Народ как историческая личность выступает по отношению к единичной

личности в роли наставника, который обучает личность приобщением к духов-

ному опыту предшествующих поколений через родной язык, предлагает идеал

воспитания и способствует реализации этого идеала в отдельных личностях.

В развитии единичных личностей заключается цель существования народного

организма как такового. В свою очередь человек, как исключительная личность,

должен вносить в общество свою самостоятельность, не нарушая при этом самостоятельности других личностей.

Таким образом, в педагогическом наследии Ушинского содержится глубокий и разносторонний анализ понятия личности применительно к делу воспитания, который во многом предвосхитил современные исследования в области

психологии личности и педагогической антропологии. Внимательное изучение

отмеченных Ушинским проявлений личности и закономерностей ее развития

поможет точнее понять его рекомендации по воспитанию человека в его целостности и с успехом применять их в педагогической практике.

Эссе на тему: Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. (По К.Д. Ушинскому)

К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять на воспитание ,развитие другой личности».

Воспитание не только должно развить разум

человека и дать ему известный объем

сведений, но должно зажечь в нем жажду

серьезного труда, без которой жизнь его не

может быть ни достойною, ни счастливою.

К. Д. Ушинский

Учителем стать по заказу никому не дано. Им нужно потенциально быть, еще не сделав ни одного педагогического шага. В первую очередь педагог должен быть личностью. Личность – человек, обладающий сознанием и способный к различной деятельности и взаимоотношениям с другими людьми.

Целью воспитания К.Д. Ушинского было – максимальное развитие личности. И это естественно, возможности воспитания не безграничны, оно не универсально. Ребенок развивается в процессе обучения, в ходе общения, которое происходит под влиянием всей окружающей среды, через экономику, политику, средств массовой информации, средств массового общения, а также через семью, среду молодежного общения; он совершенствуется под влиянием самовоспитания и саморазвития. В этом разностороннем влияний есть целенаправленная часть, под педагогическим управлением. Это и есть воспитание, оно и призвано помочь личности не быть поглощённой этим порой не справедливый и губительный миром, найти в нём своё «лицо», своё отношение с людьми и самим собой.


Когда на жизненном пути человека встречается Личность, происходит удивительный процесс взаимопроникновения человеческих душ. Повезло ребенку, если на его пути встретится добрый, умный, справедливый, харизматичный, активный, не безразличный и чуткий взрослый. Отдавая свои лучшие душевные качества способствует развитию Личности в ребенке.

К.Д. Ушинский утверждал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания.

Наши рекомендации