Человек, индивид, личность. Личность и общество.

Индивид - отдельный представитель человеч рода. Индивидуум - "неделимый" с латыни. Индивидуальность исторически очень меняется. В Возрождение эта черта начинает выступать на первый план в качестве творческой, титанической индивидуальности. Протестантизм - снижает градус этого восхваления человека, однако выравнивает всех. Это индивидуалистический взгляд, ориентирующий на взаимопомощь. У нас у всех есть общая судьба. Когда индивидуальность начинает рассматриваться как индивидуальная ценность, появляется возможность подавления одним человека другим.

Личность. Идут споры, что это. Для Канта л. - представитель идеалов человечества в человеке. Ценностный императив индивидуума. В каждом есть личность, но она не совпадает с отдельным человеком. Личность - представитель сущности человека, индивид же несет природу.

Личность - присущая отдельному человеку, особенная, духовно-телесная целостность, характеризующая чел-ка как субъекта жизнедеятельности, самосознающего, способного к самоопределению, свободе, к несению ответственности за свой выбор и за свое поведение. Главная ответственность - самоосуществление в жизни. Субъект определяет ценности, идеалы жизни. С этим пониманием личности связаны ее различные трактовки.

Далее различные варианты:

1) Христианская: личность как сложная целостность - душевная, духовная, плотская.

2) Шелер: личность - центр духа, чистая субъектность. Только чел-к может возвыситься над собой, сделать предметом своего познания все, включая себя самого.

3) У. Джеймс (прагматизм): делит эмпирическую личность, которая состоит на несколько способностей:

  • физическая (телесная, плоды трудов, интересность близких людей);
  • социальная - все отношения, в которые чел вступает с др людьми;
  • духовная личность - то, что составляет мои устремления к истине, красоте, то, что соединяет меня с Богом.

4) Марксистское понимание по Ильенкову: индивид - "ансамбль общественных отношений" (Маркс); чем больше человек реализует в себе перспективные для человечества идеи, тем больше он личность. Чем больше его деятельность социально значима, тем больше он личность.

5) Теория ролей, в основном разрабатывается в социологии. Человек (индивид) выполняет в социуме различные роли. Бассенс ??? (20 в.). Личность не сводится к своим ролям, это не сумма ролей. За всеми соц ролями есть нечто цельное, которое позволяет менять роли, менять их наполнение, руководить собой. Это и представляет собой личность. Если мы застряли в какой-то личности - это потеря роли. Достоевский, Бахтин.

6) Фрейд: человек разодран - то, что соединяет все - некое "я" - довольно несчастно, но позволяет существовать. Баланс человеческого существования. Самое главное: а) понимать, какова наша природа; б) с помощью природы понимать, что лучше ничего нет и вести себя дальше.

О биологическом и социальном в человеке

Биолог, социальное - только часть чел-ка. Есть 4 подхода ко всему: биологич; социологизаторский; биологизаторский; персоналистски-гуманистически-ценностный - личностно-духовный. В этом же вопроса только два трезво-научных подхода: человек - продукт общества и его единица.

Социологизаторский подход: главный толчок в этом направлении дал марксизм. В своей действительности чел - ансамбль общ отношений. Природное - только субстрат, из которого общество лепит то, что ему нужно. Человек очень слабо снабжен некоей самостью, из него можно сделать все, что угодно. Структуралисты: Леви-Стросс: все наше поведение задается системой отношений, структур, которые бессознательно, не осозновая, люди формируют в своем общении.

Биологизаторский подход: совсем грубо: только у человека есть мягкая мочка уха; "двуногое без перьев" (античность). Но если серьезно, то социальное все-таки подчинено определенным целям: продолжить род, увеличить потомство, сохранить жизнь и преумножить, выжить и т.д. Над биологическими средствами мы выполняем биологические программы.

  • Дарвин, происхождение людей: люди более способны, способны выработать язык, выработать привычки и передавать их от поколения к поколению.
  • Социал-дарвинизм (Г. Спенсер - вт. пол 19 в.- начало 20 в. ): в конечном счете побеждает наиболее приспособленный, тот, кто лучше всего приладится. А кто не способен - тот вынужден погибнуть. Развитие этологии - исследование поведения, в основном животных.
  • Сходство поведения животных с людьми были обнаружено: социобиология. Э. Уилсон, "Социобиология" (20 век): у людей много стереотипных форм поведения, сходных с животными - альтруизм, агрессивность, защита места обитания, стереотипные формы сексуального поведение, предпочтение семьи и ближних. Правда, идеи социобиологов доказывают, что социальные формы и биологические программы взаимодействуют.
  • Генетика, Р. Докинс, "Эгоистический ген": наши социальные формы в конечном счете направлены не на выживание и процветание вида, а на процветание определенных генов. Мы думаем, что живем по человеческим правилам, но даже если мы поступаем альтруистически - мы хотим, чтобы в конечном счете выиграл наш ген.

На самом деле почти нет только-социологизаторских или только-биологизаторских позиций. В основном идеями биологизаторства увлекаются не-философы. К. Лоренс, социобиолог - "Агрессия или так называемое зло?"



Наши рекомендации