Личность – результат процесса социализации. Личность формируется на стыке общества и человека.

Социальный статус– определённая позиция в социокультурной системе. Традиционное общество носилоаскриптивный статус, модерн – достижительский

Социальная роль– ожидаемое поведение (в соответствии со статусом). Без роли социология личность невидит, роль – её призма

Социальный контроль– набор средств, обеспечивающих ожидаемое поведение

Самоидентификация– самоопределение индивида в статусно-ролевой системе общества: с однойстороны, индивид определяет себя, с другой стороны, общество идентифицирует его.

Вывод: человек становится личностью лишь в качестве члена определённого социума через освоениеролей, через достижение определённого статуса, через обретение определённой идентичности.

2 основных методологических подхода к анализу личности:

Макросоциологический – Маркс, Дюркгейм, Вебер, Парсонс, Мертон, Адорно, Дарендорф и др. –

Рассматривает личность как продукт социальных систем.

Микросоциологический – Коммуникативный - Ч.Кули – концепция «зеркального Я», Герберт Мид –концепция самости (self), Эрвин Гоффман – «драматургический подход». Рассматривают личность какактивного субъекта, производящего, «конструирующего» социальную систему. Это процесснепосредственной коммуникации.

Микросоциологический подход

Кули – «зеркальное Я»

Формируется в процессе межындивидуального взаимодействия и на основе представления о нас другихлюдей. Активное Я – Я выбирает, как отреагировать на тот или иной стимул, и берёт на себяответственность за этот выбор.

Self

I Me

Внутренняя подсистема Внешняя подсистема

Подвергает сомнению требования Me Интернализованные индивидом требования группы

Обеспечивает своеобразие реакции Путь стандартизированного решения проблемы

Гоффман. Двойственность личности.

Два Я – официальное Я и творческое Я. Человек постоянно играет роль, в большей или меньшей степенидистанцируясь от нее, полностью никогда не вживаясь в неё, т.е. всё чаще и чаще разыгрываем этуроль. «Отыгрываем эту роль и уходим за кулисы, где можем расслабиться и быть самимсобой»©Гоффман. Кризис идентичности и относительность, условность роли.

P.S. Карен Хорни «о неврозах нашего времени – человек должен играть в наше время огромное числоролей, и если себя с каждой из них идентифицировать, то мы сойдём с ума».

Макросоциологический подход

Парсонс. Волюнтаристская теория личности.

3 основных шага становления индивида:

Институциализация нормативного образца

Легитимация нормативного образца

Интернализация

Парсонс описывает особенности регуляции индивида западного модерного общества, значит, здесьиндивид регулируется универсальной интернализованной нормой, т.е. вырабатывается механизмвнутреннего самоконтроля (законопослушный – американцы называют западников).

P.S. культура стыда – стыдно, что нарушил интернализованную норму; культура вины – виноват передкем-то конкретным

Р.Дарендорф «Homo sociologicus»

«То, что человек – существо общественное, - больше, чем метафора, его роли – больше, чем маски,

которые можно снять, его социальное поведение – больше, чем просто комедия и трагедия, откуда

актёра отпускают в «подлинную действительность».

Homo sociologicus находится в точке пересечения общества в виде роли и индивида. Индивид без общества– есть чистая социальная потенция, он лишён всякой социальности. С другой стороны, общество безиндивида лишено всякой индивидуальности. Осваивая роль, человек становится личностью.Чтобы сделаться частью общества, чистый (не обладающий никакими социальными характеристиками)человек должен социализироваться, т.е. приковать себя к обществу, врасти в формы, уготовленные емуобществом. Играя роль, человек подвергается стандартизации в обществе. Но если человек несоциализировался, без ролей, он недоступен анализу.

Homo Sociologicus – как видит человека социология через роль.

P.S. «О, дивный, новый мир». Оруэлл. Хаксли

Типы социальной организации общества и статус индивида. Традиционное общество – общинное, модерн– индивидуалистическое.

Конфликт лояльности – особая проблема!!

P.S. Клиффорд Гирц «С точки зрения туземца». Вместо особенностей индивида, здесь доминирует роли имаски. Социальные характеристики здесь не уникальные, а, наоборот, здесь индивиду приписываютсястандартизированные качества, которые не позволяют идентифицировать его как личность. Пример:имена порядкорождения: если Иван – то перворожденный.

Стыд – человек испытывает страх, что он выйдет за границы этой роли. Главная задача – так сыграть роль,что не показать свою индивидуальность, а выполнить своё лишь предназначение.

Степень слияния с ролью решается по-разному, задаются системой.

P.S. Гиден Борк «Спектакль…»

Р.Линтон

Модальная личность – статистически наиболее распространённый тип личности

Нормативная личность – личность, черты которой наиболее полно выражают специфику данной

культуры.

Эти личности очень близки, в кризисе очень расходятся.

Р.Мертон. Структурная аномия.

Аномия – внутреннее рассогласование ценностно-нормативной системы – ценностей, целей и средствдостижения этих целей.

Модели адаптации личности в ситуации структурной аномии:

1. Конформизм – признание принятых в обществе целей, а также средств их достижения

2. Инновация – признание целей, но стремление достичь их иными, нетрадиционными способами

3. Ритуализм – отказ от признания принятых целей, но формальное соблюдение «правил игры»

4. Эскейпизм– уход от принятых целей и способов их достижения в «параллельный мир»

Кибераддикция – Internet Addiction Disorder, Computer Disorder

5. Бунт, мятеж – отказ от принятых целей и ценностей и выработка новых

Рыночный характер (Э.Фромм)

Социальный характер - такой механизм, который избавляет от рефлексии и т.д. Я действую так, как этохочет общество.

«Я назвал это явление рыночным характером, потому что в данном случае человек ощущает себя кактовар, свою стоимость не как «потребительскую стоимость», а как «меновую стоимость».

ォЯ такой, какой я вам нужен!サ

К.Маркс. Отчуждение списать из презентации

Т.Адорно «Исследование авторитарной личности» 1950 г.

Найти латентные структуры личности, которые предопределяют склонность к фашизму. Просвещенческийразум авторитарен, по сути.

Переходный период!!!

Причины появления:

1. Распад традиционных социальных структур и связей

2. Ослабление социального контроля со стороны первичных групп

3. Атомизация общества

4. Слабость модерных механизмов социального контроля =>

5. «Бегство от свободы» ©Фромм: «Тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним…»

Черты:

Пассивность

Конформизм

Ригидность

Склонность к стереотипам

Некритическое восприятие реальности

Сексуальное подавление

Неприятие всего непонятного, чужого

Западное общество – «фашизоидное общество», оно постоянно воспроизводит тип личности с этимичертами.

Г.Маркузе «Одномерный человек» 1964г.

Исследования развитого социального общества. Критика исходного индустриального общества – исходнаятема. Общество потребления, где происходит манипулирование потребностями и формируется«иллюзорная идея о возможности их удовлетворения». Одномерный человек – тот, который неспособен противостоять манипулятивному воздействию общества. Механизм потребления – механизм,сдерживающий революционное. Пролетариат теряют свою революционность, на смену приходятлюмпены, интеллигенция и др.

Цивилизация репрессивна

Развитие технологий => совершенствование контроля + унификация потребления

Рост материальных благ => гасит революционные импульсы

«Сытость» порождает всем довольного и неспособного к преобразованиям «одномерного» человека =>

Инглхарт.

A Modern Man. Алекс Инкелес…презентация

Личность постмодерна. П. Бергер

1) Личность особенно открыта – процесс социализации у современной личности никогда не завершается

2) Особенно дифференцирована – фрагментирована, нецелостна, разорвана – жёстко не привязана ни кодной социальной группе, которая себя жёстко и однозначно не идентифицирует, нет иерархическойидентичности, подчиняющей себе все другие. Человек воспринимает себя как более стабильноеявление, чем все другие реальности. Страдание от кризиса идентичности.

3) Особенно рефлектирующая – постоянный выбор группы, с которой он будет себя идентифицировать

4) Особенно индивидуализирована – проблема индивидуализации – самая главная. Бауман

«Индивидуализированное общество»

Ж. Бодрийяр. «Прозрачность зла»

Идеология консьюмеризма – главная идеология. Главное общество – общество потребления. Симуляция.

Он потребляет знаки – современное потребление. Кризис идентичности, по Бауману, разрешается

через потребление. Человек трансформируется в человека функций, а функция задаётся «системой

вещей», т.е. его местом в системе потребления.

1 вариант: Homo Sovieticus. Ю.Левада.

1) Исключительность – совершенно новый человек со своей системой ценностей и т.д. 1917 год – точкаотсчёта

2) Государственно-патерналистская __違マ_{ориентация – называют «огосударствлённый человек», подтотальным контролем государства.

3) Иерархичность – не иерархичность традиционного общества, но и не иерархичность модерного

общества, а это иерархичность, связанная с системой распределения власти. Привилегия для

допущенных к власти.

4) Имперский характер – Россия должна вернуть себе статус великой державы.

5) Простой человек – быть как все. «Не высовывайся»

2 вариант: Л.Гудков

Массовидный, усреднённый

Приспособленный – пассивная адаптация

Простой, ограниченный – ориентация на упрощённый

Иерархический – отношения власти

Хронически недовольный

Лукавый

Неуверенный в себе

С сознанием исключительности

Двоесмыслие и коррупция

36. Личность в различных типах социальных систем.

Личность в

· традиционном обществе ( кровное родство)

· Модерном: индивид освобождается от всех форм принудительной личной зависимости; механизм соц контроля – интернализированная норма

Символы модерна:

-фордизм- жесткий организационный контроль

- бюрократия

-паноптикум – тотальный надзор

-«большой брат» - центр руководства

Авторитарная личность появляется при 1) распаде традиционных соц культур и связей, 2)ослабления соц контроля со стороны первичных групп, 3) атомизации общества, 4) слабости модерных механизмов контроля, 5) бегстве от свободы.

· Постмодерном

Эпоха Постмодерна: стихийность, спонтанность, - неуверенность, неопределенность, - незащищенность, -фрагментация, индивидуализация, -краткосрочная ментальность, - дезинтеграция, дезориентация, - слабые связи, -некумулятивная биография

Соц связи

Традиционное общество – неформальные + родственные+ прочные

Модерное общество – формальные+ институциональные+ прочные

Постмодерное общество – неформальные+ по выбору+ слабые

Ценности:

Модерн: исполнительность, иерархичность, конформизм, гомогенность

Постмодерн: креативность, индивидуальные особенности, личные заслуги, самовыражение

37. Личность в обществе модерна. «Авторитарная личность».

Для западного модерногообщества характерно индивидуализированное существование

человека, преимущественно достижительский статус, освобождение от всех форм личной

зависимости и широкие возможности социальной мобильности.

• В период перехода западного общества от традиционного к модерному появился особый тип

личности, который стал антропологической основой фашизма и получил название

«авторитарная личность». Он описан в работах Э. Фромма, Т. Адорно, Г. Маркузе и других

теоретиков неомарксизма.

• Условиями появления и массового распространения авторитарного типа личности стал

распад прежних устойчивых социальных групп и социальных связей, прежде всего семейных,

связанный с индустриализацией, урбанизаций, ослабление социального контроля со стороны

первичных групп, соответственно, ослабление групповой идентичности. В ситуации

непривычной свободы появилась тенденция «бегства от свободы», «тенденция соединить

самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным

Я» (Э. Фромм), которая и получила название авторитаризма. Одним из способов утверждения

новых, вторичных социально-психологических уз (взамен утраченных), помогающих

индивиду освободиться от «бремени свободы» и связанного с ним «невыносимого чувства

одиночества», и стала идентификация с лидером (фюрером), нацией.

• АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (лат. auctoritas - власть, влияние) - понятие и концепция

Фромма, фиксирующие и объясняющие существование особого типа личности, являющегося

основой тоталитарных режимов. По Фромму, для А. Л. характерны: непереносимость свободы;

жажда самоутверждения и власти; агрессивность; ориентация на авторитет лидера,

собственной общественной группы и государства; стереотипность мышления; конформизм;

ненависть к интеллигенции и людям из других этнических групп и др. Развивая концепцию

Фромма, теоретики Франкфуртской школы (Адор-но и др.) охарактеризовали А. Л. как

"фашизоидную", т.е. несущую в себе постоянную угрозу фашизма. В.И. Овчаренко

38. Личность в контексте постмодерна. (З. Бауман. «Индивидуализированное общество».)

Основная работа – "Индивидуализированное общество". Это основная характеристика

современного общества. Речь не идет о рождении нового, автономного, свободного,

ответственного индивида; наоборот: Бауман пишет о появлении "негативного" индивида. 3

основные характеристики: 1) человек лишен способности думать о другом ("отщепившийся от

социальной ткани"); 2) человек лишен чувства ответственности (незрелый индивид); 3) человек

ставит только краткосрочные задачи. Бауман попытался подумать, что предсказал бы Оруэлл.

• Возможности свободы оказались столь соблазняющим в современном обществе, что западный

капитализм начал отходить от своих веберовских начал (ориентирующих капитализм на

экономическую рациональность и на моральность). Современный капитализм все больше

напоминает черты погони за новыми благами и доходами.

• Индивидуализированное общество складывается действием объективных сил и процессов

(главное из них – глобализация).

• Основная черта индивидуализированного общества – формирование эгоистического индивида.

Индивидуализация без социализации. Такой индивид становится источником фрагментации

общества. Один из главных тезисов Баумана: общество фрагментарно; развитие перестает быть

единым процессом.

• Индивидуализированному обществу присущи 3 черты: 1) утрата человеком контроля над

социальными процессами; 2) ситуация неопределенности, в которой человеку приходится

жить; 3) неспособность человека к планированию и достижению долговременных целей,

подмена их немедленными результатами. Неопределенность и небезопасность делают это

общество обществом риска.

• Что может помочь объяснить и понять сегодняшние общественные процессы. Одни социологи

говорят, что надо делать акцент на экономических факторах, другие предлагают обратиться к

культуре, третьи считают, что необходимо психологическое объяснение глобальных процессов.

Четвертая точка зрения: в мире стабильной осталась только биологическая природа человека.

Использовать генетическое изменение для достижения социальных целей.

39. Феномен «человека советского» и его эволюция.

1вариант:Homo Sovieticus. Ю.Левада.

1) Исключительность–совершенно новый человек со своей системой ценностей и т.д.

1917год –точка отсчёта

2) Государственно-­‐патерналистская ориентация – называют «огосударствлённыйчеловек»,подтотальнымконтролемгосударства.

3) Иерархичность–неиерархичностьтрадиционногообщества,ноинеиерархичностьмодерногообщества,аэтоиерархичность,связаннаяссистемойраспределениявласти.Привилегиядлядопущенныхквласти.

3) Имперскийхарактер–Россиядолжнавернутьсебестатусвеликойдержавы.

4) Простойчеловек–бытькаквсе.«Невысовывайся»

2вариант:Л.Гудков

• Массовидный,усреднённый

• Приспособленный–пассивнаяадаптация

• Простой,ограниченный–ориентациянаупрощённый

• Иерархический–отношениявласти

• Хроническинедовольный

• Лукавый

• Неуверенныйвсебе

• Ссознаниемисключительности

• Двоесмыслиеикоррупция

40. Социальные институты: структура и функции.

Понятие.

Дюркгейм: фабрики воспроизводства общественных отношений; факт, обеспечивающий стабильность

общества. Парсонс, Мертон – линия объективизма – ценностнонормативная структура.

Институциализированная норма. Понимающая, феноменологическая социология – «так это делается».

Социальный институт– устойчивое социальное взаимодействие, воспроизводящееся независимо от персонального состава действующих лиц(1), закреплённое нормами(2) и поддерживаемое

санкциями(3), т.е. включающей в себя нормативный контроль.

Основные подходы

1) Структурный функционализм (Дюркгейм, Парсонс, Вебер)

2) Конструктивизм (Бергер, Лукман) – процессуальное видение институциональной системы, постоянное конструирование и переконструирование системы

3) Антропологическое направление (Гелен, Шельски, Плеснер) – человек инстинктуально отличается от животного, основа нашей устойчивости – культура и институты

4) Неоинституционализм (Коуз, Норт)

Структура институтов

• Стабильные образцы взаимодействия, повседневные практики

• Система ролей и статусов

• Система норм (формальных и неформальных)

• Система санкций (формальных и неформальных)

Функции

• Метафункция – СТАБИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

• Социальный контроль, «стабилизация» человека

• Социализация

• Интеграция и т.д.

Первыми институтами, регулирующими и стабилизирующими человека, были институты взаимодействия отцов и детей, отношений в семье

41. Типологии институциональных систем.

Наши рекомендации