Оформление результатов практики
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика является важным завершающим этапом в процессе подготовки квалифицированных специалистов по управлению персоналом.
Целью практики является решение конкретных задач дипломного проектирования в соответствии с выбранной темой на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в университете, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практики.
Основные задачи практики:
· Закрепление студентами навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации;
· Углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно- методического обеспечения управления персоналом организации – базы практики;
· Сбор материалов по теме дипломного проекта.
Полнота и степень детализации решения этих задач определяются особенностями конкретной организации – базы практики, темой дипломного проекта и отражаются в индивидуальной рабочей программе.
СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика проводится:
Для студентов очной формы обучения – на 5 курсе (в 10-м семестре), продолжительность – 8 недель;
Для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения на 6 курсе (в 12 семестре), продолжительность – 4 недели.
БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА
Базами преддипломной практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, региональные службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства, банки, торговые, страховые, консалтинговые компании и другие организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Предпочтение отдается таким организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач преддипломной практики в более полном объеме, основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между университетом и данной организацией на прохождение преддипломной практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем от организаций.
При выборе рабочего места для студента необходимо руководствоваться прежде всего темой его дипломного проекта, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом. В связи с этим рабочие места студентов могут находиться, например, в отделе кадров, отделе технического обучения, отделе труда и заработной платы, отделе охраны труда и техники безопасности, отделе социального развития, а также в службе (отделе) персонала и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЮ
Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обладают теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин «Микроэкономика», «Экономика и социология труда», «Основы менеджмента», «Экономический анализ деятельности организации», «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Финансы , денежное обращение и кредит», «Инновационные менеджмент», «Организация труда персонала», «Мотивация трудовой деятельности», «Конфликтология», а также практическими навыками, полученными в ходе предыдущих практик и выполнения курсовых проектов.
Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и систематизацию материалов для написания дипломного проекта. В связи с этим конкретная рабочая программа прохождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломного проектирования с учетом темы дипломного проекта, базы практики и данной типовой программы.
Содержание практики является выполнение двух заданий. Первое связано с составление общей характеристики организации – базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявление проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе – с анализом содержания и организации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме дипломного проекта проблеме, его влияния на результаты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом.
Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта. С этой целью студент должен:
1.Изучить общие сведения об организации – базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:
· Специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
· Производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);
· Организационную структуру управления организацией;
· Уровень специализации и кооперирования предприятия;
· Общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.
2. Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.
3. Провести подробный анализ результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации и дать оценку по основным показателям эффективности, в том числе:
· Объемы производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;
· Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
· Прибыль (доход) и рентабельность;
· Организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;
· Численность работающих и их соотношения (по категориям), производительность труда, фонд оплаты труда;
· Финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).
Для пофакторного анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (2-3 года).
В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководителем дипломного проекта конкретизирует направление анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации – базы практики. Например, более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т.д.
Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:
· Финансового отчета;
· Отчета о финансовых результатах;
· Бухгалтерского баланса;
· Устава организации;
· Штатного расписания;
· Правил внутреннего распорядка;
· Положений о подразделениях;
· Должностных инструкций;
· Положения по оплате труда;
· Положения по премированию;
· Положения о вознаграждении по итогам работы за год.
На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработке в дипломном проекте, и определить степень и направления этого влияния.
Второе задание носит индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации – базы практики и ее отдельных подразделений в исследуемом аспекте, а также студент должен проанализировать:
· Процесс формирования и реализации кадровой политики организации;
· Состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;
· Основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами);
· Существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (служба занятости, кадровыми, рекрутинговыми агентствами);
· Методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации;
· Программы подготовки кадрового резерва и работы с ним;
· Планы служебного роста работников организации;
· Процесс управления деловой карьерой сотрудников;
· Методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала;
· Организацию адаптации кадров;
· Организацию подборов и расстановки кадров;
· Управление мотивацией и поведение работников в процессе трудовой деятельности;
· Управление социально-психологическим климатом и неформальным отношениями в коллективе;
· Способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;
· Организацию труда руководителей, использования ими рабочего времени;
· Методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;
· Взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.
При выполнении второго задания студентами рекомендуется:
1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить:
· Общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);
· Подразделения службы управления персоналом ( отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;
· Технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;
· Количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы оргструктуры управления организацией и изучения штатного расписания;
· Состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; паны переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.).
2. Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствование системы управления персоналом, сформировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений.
При выполнении обоих заданий студент должен проявить умение:
· Разбираться в плановых и отчетных документах;
· Разбираться в производственных и управленческих ситуациях;
· Делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;
· Выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом деятельности организации и технико-экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию процессов управления персоналом.
При сборе материалов для дипломного проекта студентам рекомендуется пользоваться Методическими указаниями к дипломному проектированию для студентов специальности «Управление персоналом».
Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра управления персоналом и социологии.
Перед началом практики, руководствуясь темами дипломных проектов, кафедра: распределяет студентов по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами; назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных преподавателей.
Распределение студентов по базам практики и назначение руководителей от кафедры оформляется приказом проректора университета по учебной работе не позднее чем за 14 дней до начала практики.
Ответственным лицом за организацию и руководство практикой на соответствующей базе является преподаватель кафедры – руководитель практики.
Руководитель практики от организации назначается из числа высококвалифицированных специалистов. Руководитель практики от организации знакомит студентов с объемом практики; осуществляет повседневное руководство и контроль хода практики; консультирует и помогает студентам в сборе необходимых материалов по теме дипломного проекта.
Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождения практики.
На организационном собрании каждому студенту выдается «Дневник студента по практике», в котором фиксируются:
1)рабочий план прохождения практики;
2)содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты, места и времени ее выполнения;
3) экскурсии, беседы, лекции и другие мероприятия, проведенные студентами за время практики;
4) задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта.
Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем он делает соответствующие отметки в рабочем плане.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В результате изучения организационной структуры управления, штатного расписания организации или подразделения, в котором студент проходит практику, необходимо разработать в зависимости от темы дипломного проекта следующее:
· организационную структуру системы управления персоналом;
· схему закрепления функций подсистем управления персоналом за подразделениями организации (должностными лицами подразделений);
· схему функциональных взаимосвязей исследуемого подразделения с другими подразделениями при выполнении функций управления персоналом;
· схему функционального разделения труда в исследуемом подразделении по выполнению функций управления персоналом;
· оперограммы выполнения процедур управления персоналом, которые предполагаются в дальнейшем совершенствовать.
Разработанные документы являются обязательными составляющими аналитической части дипломного проекта.
Оформление результатов практики
По результатам практики студент составляет индивидуальный письменный отчет по практике объемом 35-40 с. Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, проведенной в период практики, и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики.
Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводятся последние 2-3 дня преддипломной практики. Отчет должен включать текстовой, графический и другой иллюстрационный материал. Схема отчета приведена в Приложении 2. Отчет должен иметь титульный лист, типовая форма которого приведена в Приложении 1.
При подготовке отчета по практике на компьютере следует использовать шрифт № 14, параметры страницы (поля): верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см. Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Список использованных источников должен содержать перечень источников, используемых при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиям ГОСТа.
Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.