Социология как наука. Объект и предмет социологии. Структура и уровни социологического знания.
Социология – это наука об обществе, о системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
По определению Э.Гидденса, социология – это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».
Объектом любой науки является то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта.
Объект социологии – социальная реальность
Предметом любой науки является сторона или свойства объекта.
Предметом социологии как науки является наиболее существенное и значимое из множества человеческих поступков и взаимоотношений, т.е. именно то, что обеспечивает единство всех сторон жизнедеятельности общества и его целостность.
Существует два подхода к определению социологии:
1. Социология – наука о соц системах, связана с экономической наукой, демографией, политологией.
2. Социология – наука о массовом поведении. Тесно пересекается с социальной психологией.
3.Социология – теоретическая и эмпирическая наука, изучающая соц системы в их функционировании и развитии.
4. Социология – наука о современном обществе.
5. Социология – наука о человеке, о том, как он связан с другими людьми.
Если другие (не философские) науки об обществе исследуют отдельные области социальной жизни (экономику, право,мораль, культуру), дают вполне конкретное осмысление отдельных явлений, процессов, проблем, то социология изучает общество в целом, как особый и единый организм. Это означает, что в социологии
• предметом является общество как целостность;
• общество рассматривается как система, имеющая сложную структуру;
• отдельные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места в конституировании общественного организма, в социальной интеграции;
• социальные связи, институты, общности, их свойства изучаются как всеобщие, независимо от сферы социальной жизни.
Функции социологии:
1. Познавательная – связанная с изучением социальной жизни, получением новой информации о процессах, происходящих в обществе (изучение социальной реальности через рассмотрение общественных отношений)
2. Прогностическая – Социологический прогноз включает в себя социальное планирование, проектирование, конструктирование, моделирование. На его основе социолог может предсказать результат решения той или иной проблемы.
3.Управленческая – Рекомендации, предложения социологов нередко служат основанием для принятия решений на уровне директивных органов, что, к сожалению, не исключает манипулирования социологическими данными, материалами.
4.Практическая – определяется так называемым ресурсным подходом к изучаемому объекту. Многие конкретные объекты – будь-то молодое поколение, процессы социальной мобильности, социальный институт образования, культура социума, ценностные представления и т.д. - рассматриваются в качестве важного социального ресурса, наличие или недостаток которого влияет на динамику общества.
5.Политическая - социология помогает государству реализовать его интересы, показать эффективность его деятельности и одновременно обеспечивает население надежной, доступной информацией о социальных процессах, их причинах, результатах, что немаловажно для формирования гражданского общества в России.
6.Идеологическая – данную функцию выполняет социолгия, участвуя не только в изучении, но и в формировании общественного мнения, в информации общества об интересах, социальных настроениях, самочувствии различных слоев населения, стараясь привлечь интерес к проблемам человека, предостеречь от негативных тенденций, антиобщественных, опасных структур.
7.Теоретическая – дает систематизированное социальное знание, формируя теории и концепции общественного развития.
Структура и уровни социологического знания.
Принято выделять 3 взаимосвязанных уровня: общая социологическая теория, специальные (или отраслевые, частные) социологические теории и эмпирические исследования.
1.Теоретический. Объясняет реальность с помощью законов ее развития, выявляет механизмы действия этих законов и формы их проявления.
2.Эмпирический. Использует факты для получения сведений о каких-либо явлениях.
3. методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта
Социология не только формирует научные представления об обществе, но вооружает методом познания, анализа социальной реальности, учит видеть за фактами – тенденции, за явлениями – процесс, т.е. развивает социально-критическое мышление.На социальном уровне она помогает человеку в формировании общегражданских качеств, в осознании себя свободным субъектом гражданского общества. На профессиональном уровне социология дает возможность осмыслить, в систему каких социальных отношений включена та или иная профессия, насколько она престижна, привлекательна. Учителю-профессионалу социология поможет справиться с реальными проблемами и ситуациями, возникающими в системе образования, если станет частью его профессиональной культуры. На личностном уровне наука об обществе в целом дает знание о той социальной реальности, с которой индивид взаимодействует повседневно, обучает методам диагностики и разрешения конфликтов в социуме, позволяет рационализировать свои интересы, эффективнее использовать способности, принимать более обоснованные решения с учетом интересов других людей.