Для студентов очной формы обучения
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечения | Литература | Форма контроля знаний | ||
Лекции | Семинарские занятия | Управляемая самостоятельная работа | |||||
Социология | |||||||
Раздел I. Теория и история социологической науки | |||||||
1.1 | Тема 1 Предмет, структура и функции социологического знания. История социологических учений 5. Объект и предмет социологии как науки. Социология в системе наук. 6. Структура и функции социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии 7. Исторические этапы формирования социологического знания. Классический этап развития социологии. Парадигмы современ-ной неклассической социологии. Постнеклассический этап развития социологии. 8. Развитие отечественной социологии. | Выполнение практического задания «Социологическое воображение» | Табли-цы, схемы, методическое посо-бие и УМК по «Социологии» Таблица «Пара-дигмы неклассичес-кой социологии» Практикум по социо-логии. | [1,3,6,7,10,11] | Тестовые задания, опрос, доклады | ||
1.2 | Тема 2 Общество как социальная и социокультурная система 1. Понятие об обществе как системы. Основные признаки обществ как социальной системы. Важнейшие подсистемы общества и их взаимодействие. Виды и типы обществ. 2. Основные формы и объективные закономерности социальной динамики. Понятие социальной модернизации. Модель устойчивого развития белорусского общества. | Сравни тельный анализ социально-эко-номических ха-рактеристик ин-дустриального и постиндустриального об-щества | Таблица «Сравнительная характеристика исторических типов общества» | [1,3,6,12,15,24] | |||
1.3. | Тема 3 Культура как система ценностей и норм 1. Понятие культуры в социологии. Структура и функции культуры. Типы культур. Понятие культурной парадигмы. 2. Мультикультурализм и этноцентризм. Традиции белорус-ской культуры и их влияние на раз-витие современного белорусского общества. 3. Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания. | Анализ социальной практики просоциальных и контр-социальных молодежных субкультур | Схема социодинамики культуры. | [3, 6, 42 ] | |||
1.4. | Тема 4 Личность как система. Процесс социализации личности. Социальное взаимодействие. 1. Человек как биосоциальная система. Понятие личности, индивида и индивидуальности. Концепции личности в современной социологии. 2. Понятие социального статуса и социальной роли. Структура личности. Социальные типы личности. 3. Социализация личности. Формы, агенты и механизмы социализации. Десоциализация и ресоциализация. Социокультурные ориентации современной молодежи и социализация белорусской молодежи. 4. Понятие социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия (теория обмена, социальной драматургии и др.) | Построение статусно ролево-го портрета извест-ной личнос-ти | Схема «Структура личности» | [6,7, 8] | |||
2. | Раздел II. Социальные общности, институты и процессы | ||||||
2.1. | Тема 5 Социальная структура и стратификация 5. Понятие социальной структуры, социальной стратификации и мобильности. 6. Исторические cисте-мы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.), их основные различия. 7. Формирование много-мерных социальных слоев. Теория элит как вариант стратифика-ционного подхода: властный и меритократический подходы. 8. Социальная структура современного белорусского общест-ва. Проблема среднего класса в современном постсоветском обществе. | Построение страти-фикаци-онного профиляПракти-кум «Методики определения беднос-ти» | Практикум по социологии. | [1,2,3,4,5,6,21,22,26,27] | Тестовые задания, опрос, доклады | ||
2.2. | Тема 6 Социальные институты и социальное управление 1. Понятие «социальный институт». Подходы к определению социального института (О. Конт, Ф. Теннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др.). Структура социальных институтов, их типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. 2. Основные социальные институты: семья, производство, государство, образование и др. 3. Социальные институты в современном белорус-ском обществе, их классификация. 4. Понятие социального управления. Понятие социальной политики, социальной нормы, социального порядка, социального контроля. 5. Профилактика социальных девиаций. | Анализ структуры социального института (по выбору) | Схема «Социальные институты в структуре общества» | [2,3, 22,26] | |||
2.3. | Тема 7 Социальные конфликты 5. Понятие социального конфликта. Структура социального конфликта. Классификация и типология социальных конфликтов. 6. Социологические теории конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер). 7. Функции социального конфликта, стратегии решения социального конфликта и управление конфликтом. 8. Национальные проти-воречия как социальный конфликт. | Моделирование социального конфликта | Практикум по социологии. | [4, 9, 28, 17] | Тестовые задания, опрос, доклады | ||
3. | Раздел III. Прикладная социология | ||||||
3.1 | Тема 8 Виды и типы социологического исследования 1. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. 2. Методы сбора и анализа социологической инфор-мации: наблюдение, анализ доку-ментов, опрос, эксперимент. Особен-ности методики, техники и процедуры социологических опро-сов. 3. Методы наблюдения и эксперимента. 4. Выборочный метод и его использование. Репрезента-тивность выборки. 5. Социологическое моделирование как метод иссле-дования социальных и эконо-мических отношений и процессов. 6. Институты общественного мнения в Республике Беларусь. Социологическая экспер-тиза как метод анализа социально-экономического развития белорус-ского общества. | Составление образцов социологических анкет и выполнение социологических исследований | [2, 12, 13, 18, 23] | Тестовые задания, опрос, доклады |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
1. Социология как наука, ее предмет, структура. Место социологии в системе наук об обществе.
2. Основные методы, функции и задачи социологии.
3. Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера.
4. Социологические идеи К. Маркса.
5. Социологические концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера.
6. Социологические концепции П. Сорокина и Т. Парсонса.
7. Общество как объект научного познания. Общество как система и понятие социальной структуры.
8. Культура как «вторая природа», ее социальная сущность и функции.
9. Изменение и развитие общества. Типология обществ (индустриальное, постиндустриальное). Модернизация.
10. Личность как уникальная социальная система (концепции). Структура и типы личности.
11. Статусно-ролевая структура личности.
12. Социализация личности: этапы, институты и факторы.
13. Понятие «социальной группы» и ее роль в образовании социальной структуры. Типология социальных групп.
14. Семья как малая социальная группа и социальный институт.
15. Понятие «социальной общности». Этнонациональная структура общества.
16. Социальное неравенство и социальная структура общества К. Маркса.
17. Социальная стратификация и социальная мобильность.
18. Понятие «социальной организации»: типы и функции.
19. Понятие и сущность социального института. Процесс институционализации.
20. Государство как социальный институт, его роль в обществе.
21. Сущность социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия.
22. Понятие «социальной нормы». Сущность, типы и причины девиации.
23. Общественное регулирование процессов девиации и социальный контроль.
24. Социальные противоречия как источник развития. Теория конфликтов.
25. Типология социальных конфликтов. Позитивная и негативная роль конфликтов.
26. Социальное управление: теории, сущность, функции.
27. Теория социального управления и лидерства М. Вебера.
28. Основные этапы и виды социологического исследования.
29. Опросные методы сбора социологической информации: анкета и интервью.
30. Социологическое наблюдение и эксперимент.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | ||
1. | Тематический план семинарских занятий | |
2. | Типовые сценарии коллективных интерактивных занятий | |
3. | Тематический блок 1 Раздел 1 Социология как наука: объект, предмет и структура | |
Основные положения, понятия и концепции темы | ||
Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения | ||
Примерные темы докладов и рефератов | ||
Примерные темы дискуссий | ||
Самостоятельная контролируемая работа студентов | ||
Раздел 2 Методология социологического исследования | ||
Основные положения, понятия и концепции темы | ||
Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения | ||
Примерные темы докладов и рефератов | ||
Примерные темы дискуссий | ||
Самостоятельная контролируемая работа студентов | ||
Тест | ||
Анализ хрестоматийных текстов | ||
Литература | ||
4. | Тематический блок 2 Общество: социальная статика и динамика | |
Основные положения, понятия и концепции темы | ||
Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения | ||
Примерные темы докладов и рефератов | ||
Примерные темы дискуссий | ||
Самостоятельная контролируемая работа студентов | ||
Тест | ||
Анализ хрестоматийных текстов | ||
Литература | ||
5. | Тематический блок 3 Социология личности: концепции, социальные типы личности. Специфика и типология социального поведения личности | |
Основные положения, понятия и концепции темы | ||
Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения | ||
Примерные темы докладов и рефератов | ||
Примерные темы дискуссий | ||
Самостоятельная контролируемая работа студентов | ||
Тест | ||
Анализ хрестоматийных текстов | ||
Литература | ||
6. | Тематический блок 4 Социальная структура общества: основные типы социальных общностей. Социальная стратификация и социальная мобильность | |
Основные положения, понятия и концепции темы | ||
Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения | ||
Примерные темы докладов и рефератов | ||
Примерные темы дискуссий | ||
Самостоятельная контролируемая работа студентов | ||
Тест | ||
Анализ хрестоматийных текстов | ||
Литература | ||
7. | Тематический блок 5 Социальные организации и социальные институты | |
Основные положения, понятия и концепции темы | ||
Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения | ||
Примерные темы докладов и рефератов | ||
Примерные темы дискуссий | ||
Самостоятельная контролируемая работа студентов | ||
Тест | ||
Анализ хрестоматийных текстов | ||
Литература | ||
8. | Тематический блок 6 Социальные конфликты и социальное управление | |
Основные положения, понятия и концепции темы | ||
Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения | ||
Примерные темы докладов и рефератов | ||
Примерные темы дискуссий | ||
Самостоятельная контролируемая работа студентов | ||
Тест | ||
Анализ хрестоматийных текстов | ||
Литература | ||
9. | Вопросы к зачету по курсу «Социология» |