Для студентов очной формы обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 5 лет

Тема Всего часов   Содержание
1. Социальные науки. Основные виды исследований в социальных науках. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1
2. Конкретное социологическое исследование. Основные методы исследования. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1
3. Методика составления программы исследования. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1
4. Методика составления анкеты исследования. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1
5. Методика проведения анализа документов.     1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1
6. Методика проведения наблюдения. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1
7. Методика проведения интервью. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1
8. Методика обработки данных, полученных в ходе исследования. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1
9. Основные требования к оформлению научно-исследовательской работы. 1.Изучение лекций 1 2.Изучение литературы 9 3.Ответы на контрольные вопросы 1
  Всего:  

Для студентов заочной формы обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 6 лет

Тема Всего часов   Содержание
10. Социальные науки. Основные виды исследований в социальных науках. 1. Изучение лекций 4 2. Изучение литературы 20 3.Ответы на контрольные вопросы 3
11. Конкретное социологическое исследование. Основные методы исследования. 1.Изучение лекций 3 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1
12. Методика составления программы исследования. 1.Изучение лекций 3 2.Изучение литературы 14 3. Ответы на контрольные вопросы 1
13. Методика составления анкеты исследования. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1
14. Методика проведения анализа документов.     1.Изучение лекций 4 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1
15. Методика проведения наблюдения. 1.Изучение лекций 4 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1
16. Методика проведения интервью. 1.Изучение лекций 4 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1
17. Методика обработки данных, полученных в ходе исследования. 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1
18. Основные требования к оформлению научно-исследовательской работы. 1.Изучение лекций 4 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1
  Всего:  

VII. ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность понятия "наука". Естественные, общественные, гуманитарные науки.

2. Сущность понятий "метод", "методика", "методология", "процедура".

3. Классификация видов исследования в зависимости от цели и поставленных задач .

4. Сущность, цели и задачи пилотажного исследования.

5. Монографическое и сравнительное исследование .

6. Точечное и повторное исследование. Разновидности повторного исследования.

7. Конкретное социологическое исследование, его отличия от других видов исследования.

8. Элементы и этапы социологического исследования.

9. Виды опроса, достоинства и недостатки метода опроса.

10. Виды анкетирования .

11. Специфика применения анкетирования в социальной работе.

12. Программа социологического исследования, ее основные части и функции.

13. Проблемная ситуация социологического исследования, процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы.

14. Классификация социальных проблем.

15. Примерная последовательность и структура описания проблемной ситуации.

16. Определение объекта и предмета исследования. Необходимые характеристики при описании объекта.

17. Классификация гипотез. Общепризнанные требования к гипотезам.

18. Сущность понятий "генеральная совокупность", "выборочная совокупность", "репрезентативная выборка".

19. Типы и виды выборок .

20. Шкалы, применяемые в социальных исследованиях.

21. Общий и рабочий план исследования, их назначение и содержание.

22. Анкета социологического исследования, ее основные части и содержание.

23. Классификация вопросов анкеты по форме. Выбор формы вопроса.

24. Классификация вопросов анкеты по конструкции ответов.

25. Классификация вопросов анкеты по целям и содержанию.

26. Правила проверки формулировок вопросов.

27. Правила проверки композиции анкеты.

28. Правила проверки графического оформления готовой анкеты.

29. Достоинства и недостатки метода анализа документов.

30. Классификация документов по способу фиксирования.

31. Классификация документов по форме изложения. Источник статистической документации.

32. Отличие личных и безличных документов от официальных и неофициальных.

33. Классификация документов в зависимости от источника информации.

34. Классификация документов с точки зрения подлинности и истинности.

35. Традиционные (классические) виды анализа документов, их специфика.

36. Формализованный (количественный) анализ документов.

37. Выбор необходимых видов документов, проблемы, с которыми сталкивается исследователь.

38. Этапы проведения контент-анализа.

39. Выбор категорий и единиц контент-анализа. Критерии категорий контент-анализа.

40. Процедура разработки инструментария контент-аналитического исследования.

41. Процесс наблюдения в социальных науках и наблюдение в естественных науках: сходство и отличие. Общие черты, присущие социологическому и естественно-научному наблюдению.

42. Возможные направления в процессе неструктурализованного наблюдения. Направления в процессе структурализованного наблюдения.

43. Контролируемое и неконтролируемое наблюдение.

44. Виды наблюдения в зависимости от степени участия, или "роли", наблюдателя в исследуемой ситуации.

45. Требования, предъявляемые к наблюдателю при проведении включенного наблюдения.

46. Виды наблюдения по условиям организации, по регулярности проведения и частоте проведения.

47. Основные этапы процесса наблюдения. Работа, осуществляемая на каждом этапе.

48. Примерная структура дневника наблюдения.

49. Достоинства и недостатки (субъективные и объективные), присущие методу наблюдения.

50. Знания и умения, необходимые наблюдателю.

51. Примерная структура инструкции наблюдателю.

52. Типичные ошибки, допускаемые при проведении наблюдения.

53. Правила для повышения надежности (обоснованности и устойчивости) данных.

54. Достоинства и недостатки, присущие методу интервью.

55. Классификация интервью.

56. Процедура проведения интервью.

57. Требования, предъявляемые к кандидату в интервьюеры.

58. Контроль за работой интервьюера.

59. Функции интервьюера.

60. Понятие "эффект интервьюера".

61. Регистрация получаемых данных при проведении интервью.

62. Аспекция, композиция и рубрикация научного произведения (дипломной работы).

63. Типичные ошибки, допускаемые при цитировании.

64. Общие требования, предъявляемые к цитированию.

65. Отличие простой группировки собранной информации от перекрестной.

66. Виды графического изображения статистических данных, используемых в ходе интерпретации социологической информации.

67. Особенности количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе исследования.

68. Подготовка документов к обработке на ЭВМ.

69. Подведение результатов исследования и их апробации.

70. Внедрение результатов исследования.

71. Дискуссия о специфике методов социальной работы как научной дисциплины.

72. Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социальных работников.

73. Параллельность и общность социальной работы и научно-исследовательского процесса.

.

Наши рекомендации