Организационные принципы системы сертификации

В РОССИИ

Структура системы сертификации РФ и ее организационные принципы определены законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и развивающим положения этого закона документом «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». В соответствии с этими документами формирование и реализация государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории Российской Федерации являются функциями Госстандарта. Он также приводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, ведет их государственный реестр, опубликовывает официальную информацию о проведении сертификации, о действующих системах сертификации и знаках соответствия, выполняет и ряд других функций, определенных для него «Правилами» как для национальногооргана по сертификации.

Помимо выполнения роли национального органа по сертификации Госстандарт осуществляет организацию и проведение работ по обязательной сертификации. В случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, аналогичные функции по отдельным видам продукции возлагаются на другие органы управления (например, Министерство путей сообщения, Госстрой). В этом случае Госстандарт и соответствующие ведомственные органы управления в пределах своей компетенции на основе общих правил создают свои системы сертификации, действие которых распространяется на конкретные группы однородной продукции. Такие системы сертификации однородной продукции создаются, когда необходима конкретизация общих правил сертификации применительно к этой продукции.

Однако центральный орган по сертификации (ЦОС) Госстандарта является основным организующим элементом в системах сертификации различных видов однородной продукции, независимо от производителя конкретного вида однородной продукции. ЦОС осуществляет руководство системой, координацию деятельности органов по сертификации, испытательных лабораторий (ИЛ) и испытательных центров (ИЦ).

ЦОС участвует в работе по совершенствованию фонда нормативных документов, по которым осуществляется сертификация в системе, ведет учет элементов системы – органов по сертификации, испытательных центров и испытательных лабораторий, выданных или аннулированных сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает участников системы необходимой информацией.

Элементом системы сертификации как структуры является орган по сертификации (ОС), непосредственно осуществляющий сертификацию. Кроме выполнения работ по сертификации, выдачи сертификатов и лицензий на применение знаков соответствия ОС осуществляет контроль за сертифицированной продукцией и решает другие задачи по обеспечению функционирования системы.

Испытательные центры (ИЦ) и испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания продукции. Роль ИЦ и ИЛ могут выполнять испытательные организации, т.е. организации, осуществляющие проведение испытаний определенных видов продукции или проведение определенных видов испытаний, например, климатических, механических и др.

Испытательные подразделения, т.е. подразделения предприятий, на которые возможно проведение испытаний для своих нужд, могут выполнять роль ИЛ при условии соблюдения установленных для них требований, перечисленных в «Правилах».

В справочнике «Системы сертификации ГОСТ Р. Органы по сертификации и испытательные центры» приведены данные о почти 2000 ИЛ и ИЦ в том числе зарубежных.

В отличие от систем обязательной сертификации, создаваемых государственными органами управления Госстандарта, системы добровольной сертификации могут быть созданы любым юридическим лицом, взявшим на себя функцию органа по добровольной сертификации(ОДС). Этот ОДС помимо выполнения функций ОС формирует структуру своей системы добровольной сертификации, регистрирует ее в Госстандарте, определяет ее правила, разрабатывает и регистрирует знаки соответствия. Помимо этого он ведет реестр системы и по требованию заявителей предоставляет им необходимую информацию о системе и действующей в ней правилах.

Таким образом в общей схеме системы сертификации можно выделить 5 уровней организаций, осуществляющих сертификацию: 1 – Госстандарт, 2 – ГОУ – государственный орган управления, 3 – ЦОС – центральные органы системы сертификации, 4 – ОС – органы по сертификации, 5 – ИЦ – испытательные центры, ИЛ – испытательные лаборатории. Первые три уровня соответствуют организациям, осуществляющим общее руководство системой. Госстандарт – на государственном уровне, другие государственные органы управления – на уровне отраслей по отдельным видам продукции, центральные органы по сертификации – на уровне групп предприятий, выпускающих однородную продукцию.

Следует отметить, что правила систем более низкого уровня не противоречат и согласовываются с правилами системы более высокого уровня, в которую они входят, они дополняют и конкретизируют эти правила с учетом специфики продукции, которая сертифицируется в соответствующей системе.

Следует также заметить, что многоуровневая схема системы сертификации РФ содержит три основных контура (включающая 5 вышеперечисленных уровней):

- контур 1 соответствует государственным органам управления – ГОУ, осуществляющим работу по обязательной сертификации в соответствии с законодательством РФ;

- контур2 соответствует центральным органам (ЦОС) и связанными и не связанными с ними органами по сертификации (ОС), например, орган по добровольной сертификации (ОДС);

- контур 3 включает в себя испытательные лаборатории и испытательные центы, которые входят в различные системы сертификации.

Такая 3х контурная и 5и уровневая схема системы сертификации РФ отражает основные черты системы, состав ее участников (кроме изготовителей) и характер взаимоотношений между ними.

СХЕМЫ СИСТЕМ СЕРТИФИКАЦИИ

Схема рис. 5.1 соответствует системе обязательной сертификации, включающей центральный орган по сертификации – Госстандарт (ГС), который координирует деятельность ОС-1-ОС-3, ИЛ-1, ИЛ-2 и ИЦ-1. Услугами испытательных лабораторий и испытательных центров по необходимости могут пользоваться все органы по сертификации, а отрезки, соединяющие ОС и ИЛ или ОС и ИЦ, отражают лишь тот факт, что для конкретного ОС в связи с той областью деятельности, которой ОС занимается, нет необходимости обращаться ко всем испытательным организациям системы.

 
  организационные принципы системы сертификации - student2.ru

Схема, представленная на рис. 5.2, аналогична схеме рис. 5.1 с той разницей, что эту систему сертификации возглавляет государственный орган управления (ГОУ) и в ней другое количество органов по сертификации (ОС) и испытательных организаций (ИЛ, ИЦ).

 
  организационные принципы системы сертификации - student2.ru

Типичная схема для системы добровольной сертификации представлена на рис. 5.3. В этой схеме отсутствуют координирующие организации на уровне ГОУ или ЦОС.

 
  организационные принципы системы сертификации - student2.ru

Следует отметить, что во всех случаях участником системы сертификации является Госстандарт (ГС) как национальный орган по сертификации с соответствующими функциями.

На продукцию, которая по результатам сертификации признана соответствующей требованиям нормативной документации, выдается сертификат соответствия. Продукция в этом случае маркируется знаком соответствия, который наносится также на тару, упаковку и на сопроводительную документацию.

Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) на основании лицензии, выданной органом по сертификации.

Лицензия на применение знака соответствия – документ, выданный уполномоченным органом, посредством которого держателю сертификата соответствия предоставляется право применять знак соответствия в пределах, установленных этим документом.

Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в государственном реестре.

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ

Основные положения системы сертификации услуг определены документом «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг». Система распространяется на сертификацию услуг, оказываемых населению как отечественными предприятиями, так и иностранными фирмами, а также гражданами-предпринимателями. Правила системы применяются при проведении обязательной и добровольной сертификации услуг.

Общие требования к порядку сертификации услуг соответствуют Руководствам ИСО/МЭК и европейским стандартам серий 45000 и 29000.

Номенклатуру услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России и другие государственные органы в соответствии с законодательством РФ.

Участниками сертификации услуг являются:

- национальный орган по сертификации – Госстандарт России;

- органы государственного управления, осуществляющие работы по сертификации услуг;

- центральные органы систем сертификации однородных услуг;

- аккредитованные органы по сертификации, испытательные лаборатории и социологические лаборатории (центры);

- исполнители услуг.

В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация конкретной услуги, должны быть установлены и однозначно указаны обязательные требования к услуге, условия обслуживания и методы испытаний, позволяющие обеспечить полноеи достоверное подтверждение соответствия услуги этим требованиям и ее идентификацию. Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко для обеспечения их единообразного толкования. Размерности и количественные значения показателей должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной точностью при испытаниях. Методы испытаний результатов должны позволять различным лабораториям получать сопоставимые результаты.

Для проверки и оценки безопасности и качества услуг используются методики контроля технологических процессов, оценки мастерства исполнителей, качества услуг, а также методики социологических оценок.

Работы по сертификации услуг в общем случае выполняются в следующем порядке:

- подача заявки на сертификацию;

- принятие решения по заявке;

- выбор схемы сертификации;

- проведение испытаний услуги и оценка процесса оказания услуги, мастерства исполнения, аттестация предприятия, сертификация системы качества;

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (протоколы, акты);

- выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированной услугой;

- информационные работы о результате сертификации.

При получении сертификата соответствия исполнитель услуги обязан обеспечить маркировку документации знаком соответствия. Знак соответствия для сертифицируемой услуги может применяться на квитанции и другой сопроводительной документации, а также в рекламном и печатном изданиях, на официальном бланке, вывеске. Маркирование знаком соответствия осуществляет исполнитель услуги.

Инспекционный контроль за сертифицированной услугой проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат.

При инспекционном контроле используется информация различных общественных и государственных организаций (обществ потребителей, органов санэпиднадзора, ГИБДД (ГАИ), Минприроды и т.д.), а также отдельные и коллективные заявления граждан.

При внесении изменений в условия обслуживания или технологию исполнения услуги, которые могут повлиять на ее соответствие нормативным документам, заявитель должен известить об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверок. В случае выявления при инспекционном контроле нарушения соответствия услуг или условий обслуживания установленным требованиям и неправильного применения знака соответствия осуществляются корректирующие мероприятия.

При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации приостанавливает действие сертификатаи временно запрещает применение знака соответствия, устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий, уведомляет потребителей и заинтересованные организации об опасности использования услуги и порядке устранения выявленных нарушений.

После выполнения корректирующих мероприятий орган по сертификации направляет заинтересованным организациям (потребителям услуг) уведомления о снятии приостановления действия сертификата и запрета на применение знака соответствия.

При невыполнении исполнителями корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия.

Одной их самых распространенных систем сертификации услуг является Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) автомототранспортных средств, которая была введена в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18 ноября 1992 г. Система базируется на концепции сертификации в сфере услуг населению и разработана на основе системы обязательной сертификации ГОСТ Р и закона РФ «О защите прав потребителя».

Наши рекомендации