Постиндустриальное общество
Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обозначает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов и что в сфере услуг занято не менее 50 % работающего населения. США достигли этого в 1960 году, Финляндия на 20 лет позже.
Следующий график показывает динамику деловой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления (The Future Is Tomorrow. Europe 2000. 1972).
Постиндустриальное общество способно производить как аграрные, так и промышленные продукты, намного превышая собственные потребности. Это — период перепроизводства, которому свойственно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому даже приложим термин «общество сервисного хозяйства».
На основании исследований Д. Белла его последователями составлена таблица, представляющая общественно-экономические фазы и уровень развития. Прединдустриальная фаза здесь соответствует упомянутому ранее аграрному обществу.
Из таблицы, приведенной на с. 182-183, видно, что постиндустриальную фазу характеризуют, помимо услуг, направленность в будущее, межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, так же как и теоретических знаний и образования.
По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место (И. Масуда, 1983) (Y. Masuda). Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование
Прединдустриальная фаза | Индустриальная фаза | Постиндустриальная фаза | |
Принцип, управляющий развитием | Традиционализм | Экономический рост | Центральное место знаний |
Главный сектор Производства | Заготовка сырья | Обработка | Услуги |
Главный контингент рабочей силы | Крестьянин, занятый освоением природной среды | Рабочий, занятый переработкой материалов | Служащий, работающий с информацией, знаниями, символами |
Управленческая группа, соединяющая ресурсы | Хозяин, владелец | Предприниматель, профессиональный руководитель | Исследователь, специалист, ведущий администратор |
Основная производственная единица | Семья | Предприятие, завод, фабрика | Исследовательский институт, сервисный офис |
Высший уровень потребностей | Основные бытовые потребности | Социальные потребности | Самореализация, потребность в знаниях |
Перспектива времени | Направленность в прошлое | Адаптация к настоящему Времени | Направленность в будущее, прогнозы, Сценарии |
Члены социальной Коммуникации | Человек — природа | Человек — машина | Человек — человек |
Движущая сила | Природные ресурсы физическая сила | Созданная энергия | Информация, обработка знаний |
Стратегический Ресурс | Продукты питания Сырье | Реальный капитал, «свод правил», «ноу- хау» | Образование, умст- венный капитал |
Технология | Ручной труд | Механизированная Технология | Умственная технология |
Метод, управляющий решениями | Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт | Эмпиризм, испытательное исследование | Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п. |
взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
На фоне основного понятия «общество знаний» существует идея, что знание можно производить, перемещать, продавать и покупать как любой другой продукт. Эта мысль была высказана в 1962 году американским экономистом Фритсом Мэклапом (Fritz Machlup). 10 лет спустя ее развила японская исследовательская группа, руководимая Йонейи Масудой (Yoneji Masuda), в резолюции «Проект информационного общества — национальная цель к 2000 году». В этом исследовании излагается идея о том, что приоритет производства информационных ценностей над производством материальных является пусковой силой развития и формирования современного общества.
Основанная на микропроцессорах вычислительная техника ускорила становление информационного общества. Под вычислительной техникой подразумеваются техническое оборудование, системы и методы, с помощью которых приобретается, обрабатывается и сохраняется информация. Причем передача информации возможна как из одной вычислительной машины в другую, так и «потребителям», т. е. всем, нуждающимся в этой информации (Т.Аласойни, 1990) (T.Alasoini). Вычислительная техника открыла новые возможности для интеграции различных действий и быстрых производственных решений. Эксплуатацию вычислительной техники можно считать центральной движущей силой и «силой перемен» в современном обществе. Признано, что появление информационной вычислительной техники, основанной на микропроцессорах, по сути дела, обозначает вторую индустриальную революцию, так как никогда раньше машина не решала «умственных задач».
Понятие «информационное общество» часто критиковалось, особенно за отождествление информации со знаниями. По мнению Илкки Ниинилуто (1984) (Ilkka Niiniluoto), вместо информационного общества следовало бы говорить об «обществе автоматики и связи». Пертти Хеманус (1984)(Pertti Hemanus) также высказывает пожелание, чтобы понятие «знания» рассматривалось бы как более глубокое и дифференцировалось бы от понятия «информация», так как знание и информация проистекают из двух различных традиций теории. Оставляя несколько в стороне эту критику, мы можем удовлетвориться в нашем изложении понятиями «информационное общество» или «общество знания».
Потребителей вычислительной техники и работающих в сфере знаний становится все больше и больше, и при этом каждый сталкивается с необходимостью освоения новой технологии, нового, усовершенствованного информационного оборудования. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальное и политическое значение — по мере того, как информация приобретает ключевые позиции в разных сферах общества. Термин «информационное общество» не гипербола, поскольку роль знания как решающего фактора развитого общества становится все более очевидной.
Приведенная выше таблица, характеризующая постиндустриальное общество, приложима и к «информационному обществу», так как для обеих дефиниций исключительно актуален компонент «знание» (представленный в таблице). Умственный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация — стратегические ресурсы и главные факторы этой стадии общества.
Инновативность (от инновация ~ новшество) современной технологии — сердцевина всякого развития. Объем памяти компьютеров, способность объединять «файлы», ресурсы, быстрота действий и контроль за ними допускают возможность создания информационных сетей, банков данных и массового производства информации. Подобная новая инфраструктура характеризует современное общество и становится его символом. Глобальность и значительность компьютеризации и новой технологии еще и в том, что они создают основания для новой гармонии между человеком и природой и контроля за состоянием природы. Это касается, в частности, контроля над промышленными выбросами, а также новых методик по борьбе с загрязнением окружающей среды в целом. Информационное общество — это частично ответ на многочисленные проблемы индустриального общества.
Сектор информации будет расширяться как за счет развития оборудования и инструментов, так и за счет усовершенствования материалов для передачи информации. Это различные средства телекоммуникации, компьютеры и другие устройства и механизмы, основанные на электронике, телевизионные, радио- и звуковые приборы, измерительные установки, печатные и множительные машины, а также кабели, интегральные схемы, бумага и другие материалы для печати и т.д.
Следующие факторы будут иметь особенно большое значение в будущем:
1. Мехатроника.
2. Инновации в системе информации.
3. Новые промышленные материалы.
4. Биотехника.
5. Новая энергия.
Мехатроника означает сочетание механики и электроники. Это предполагает развитие и эксплуатацию информационной техники и оборудования, в частности использование роботов.
Новые промышленные материалы (силикон, тонкая керамика, титан и др.) завоевывают все более значительное место, между тем как старые материалы, такие как сталь, теряют свое прежнее значение.
Прогресс биотехники должен сыграть существенную роль в развитии пищевой и химической промышленности.
Под новой энергией подразумевают в первую очередь солнечную энергию, биохимикаты, аккумуляторы и батареи разного типа.
Новшества в сфере информации неоценимо важны в новых ситуациях, так как они могут быть приложены практически ко всему и занимают все более центральную позицию. С другой стороны, следует отметить, что в современных условиях любые связи и взаимозависимости обостряются и прогресс в какой-то одной области незамедлительно влияет на другие области и, таким образом, на совокупность в целом. Например, если в области энергетических решений и в информационном секторе происходит новый сдвиг, он отражается и на секторе основного сырья, и на производственном процессе.
Развитие информационного общества можно рассматривать и более узко — как внутреннее изменение собственно сектора информации и как взаимную зависимость его частей. Развитие оборудования и приборов информации непосредственно влияет на остальные части информационного сектора и на их деятельность. Например, без изобретения светового кабеля невозможно было бы осуществлять операции на компьютерах и телефонах с такой быстротой и в таких объемах, в каких они сегодня совершаются.
Информационное оборудование распространяется практически во все области науки, промышленности и производства, и их экономическое значение постоянно возрастает. Впрочем, как и социальное и политическое значение, по мере того как информация начинает занимать ключевую позицию как двигатель и стимулятор общественного изменения.