Постиндустриальное общество

В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при одновременном стремительном росте «индустрии знаний». Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности.

Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса.

Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосред­ственного трудового процесса в постиндустриальном обществе стано­вятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание.

4.Современные западные теории в основу классификации кладут решение проблемы редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями, то общество находит определенные способы их размещения:

-экономика частного предпринимательства размещает их через рынок;

-централизованная планируемая экономика – государством;

-смешанная экономика – как рынком, так и государством.

5. С точки зрения подходов и методов решения основных экономических проблем выделяют:

Традиционные системы, основанные на обычаях, действуют в некоторых так называемых слаборазвитых странах. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная экономика. Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство (Куба, Албания, Северная Корея). Все ресурсы здесь составляют собственность государства. Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно отрывается от общественных потребностей.

Рыночная экономика. В рыночной экономике (Гонконг) все ответы на основные экономические вопросы: Что? Как? И для кого? – определяют рынок, цены, прибыль и убытки.

«Что?» решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовлетворять желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.

«Как?» решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.

«Для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом. Следует сразу оговориться, что чистой рыночной экономики никогда не существовало.

Смешанная экономика. В такой системе некоторая часть факторов производства принадлежит государству, а правительство принимает некоторую часть экономических решений. В мире существует столько комбинаций рыночного и государственного секторов, сколько существует стран.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному желанию, а не по правительственным директивам.

4. Сущность и характерные черты рыночной экономики

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Рынок всегда интересовал многих экономистов, каждый из которых по-своему понимал это явление, однако все они сходятся во мнении, что рынок – это взаимодействие покупателей и продавцов, каждый из которых самостоятелен в своих действиях.

Рынок – это объективное явление экономики. В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы – неограниченная потребность человека в разнообразных благах». Согласно учению А.Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Еще один важный фактор в процессе «сотворения» рынков – обмен результатами труда. Участники рыночного обмена отнюдь не ставят перед собой цель содействовать общественной пользе, они даже не осознают, что вообще способны ей содействовать. Они имеют в виду лишь собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь собственную выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение:

Во-первых, в собственном смысле рынок (маркет) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.

Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок функционирует при определенных условиях. Такие условия можно разделить на две группы.

Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К ним относятся:

-реализация многообразных форм собственности. При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;

-демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию;

- создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок.

Вторая группафакторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования:

- четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования;

-преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике;

-превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Роль рынка в экономике определяется следующими функциями.

Во-первых, функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том. что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться.

Во-вторых, стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

В-третьих, санирующая (оздоравливающая) функция, освобождая экономику от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.

В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам.

В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве, издержках их производства, полезности для потребителя.

В-шестых, формирует новые факторы производства с помощью научно-технических открытий.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие –потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третийважнейший элемент рыночной экономики – цены. Они складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом регионе.

Четвертымцентральным звеном рыночной экономики являются две составляющие – спрос и предложение обеспечивающие постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятыйэлемент рыночного механизма – конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства.

Шестой элемент рыночной экономики – инфраструктура.

Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

1.Принцип маржинального (предельного) анализа. На его основе строится поведение рыночных субъектов, решающее влияние на которые оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляются плавно. Маржиналисткий подход обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства, исключает возможность возникновения резких колебаний спроса и предложения и поддерживает равновесное состояние между товаропроизводителями и потребителями.

2.Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей. Данный принцип заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.

3.Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Критерий рациональности определяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятся максимизировать прибыль, а потребители – максимально улучшить свое благосостояние при ограниченном использовании капиталов.

К преимуществам рынкаможно отнести:

1.Высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

2.Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Независимость в принятии своих решений, заключении сделок.

3.Эффективное распределение ресурсов, т.е. способность рынка оперативно и с наибольшей выгодой направлять ресурсы на производство необходимых потребителям товаров.

4.Успешное функционирование экономики при наличии ограниченной информации – достаточно для предпринимателей иметь данные о цене товаров, издержках производства и потенциальных партнерах.

5. Гибкость и высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Например, на повышение цен на энергоносители рынок отвечает разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, внедрением режима жесткой экономии энергоресурсов.

6.Использование результатов и достижений научно-технического прогресса. Стремление к максимально высокой прибыли вынуждает товаропроизводителей разрабатывать новые товары, вводить новые технологии и т.д.

К негативным сторонам рынка следует отнести:

1.Низкую способность рынка к сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, укреплению здоровья людей.

2.Ориентация рынка прежде всего на удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги, при безразличии к производству социально значимых товаров и услуг коллективного пользования (дороги, образование, общественный транспорт, здравоохранение, наука).

3.Нестабильную занятость и негарантированный доход. Каждый вынужден самостоятельно принимать решения, чтобы не потерять работу и получать желаемые доходы, что обусловливает экономическое расслоение общества на «бедных» и «богатых».

4.Постоянные изменения рыночной конъюнктуры с присущими ей затовариванием, спадами производства, инфляцией и безработицей.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

-формами собственности

-структурой товаропроизводителей, которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов

-особенностями сферы товарного обращения

-уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства

-видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.

По структуре рынки можно классифицировать по следующим критериям.

1.По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров (средств производства и предметов потребления), услуг и информации; рынок капиталов (денег и ценных бумаг); рынок рабочей силы.

2.По степени ограничения конкуренции: рынок свободной (совершенной) конкуренции; рынок несовершенной конкуренции (чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции).

3.По территориальному признаку: местные; национальные; мировые.

4.По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; товаров народного потребления; рынки сырья и материалов и т.д.

5.По видам субъектов рыночных отношений: рынки оптовой торговли; рынки розничной торговли; рынки государственных закупок

6.С учетом соблюдения законности: легальный рынок; нелегальный (теневой) рынок.

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» - специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. Эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. К таким институтам на рынке товаров и услуг относятся: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором и обработкой информации, рекламой, посреднические компании, сервисные службы; на рынке капиталов: банки, страховые компании, фонды; на рынке рабочей силы: биржи труда, кадровые агентства.

Наши рекомендации