Формы контроля знаний участников общеуниверситетского факультатива
Тип контроля | Форма контроля | 2 модуль | Параметры |
Текущий (неделя) | Работа на семинарах, выполнение практических заданий | Выполнение текущих практических заданий по содержанию курса | |
Эссе | 3-4 тыс. слов | ||
Итоговый | Зачет | * | Предоставление эссе – плана с научно значимым обоснованием основных пунктов |
Критерии оценки знаний, навыков
Результатом проверки работы участников общеуниверситетского факультатива является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями:
· высшая оценка (10 баллов) выставляется при правильном и доступном обосновании предложенного в эссе мнения, наличии полных аргументированных объяснений, оригинальных предложений, обладающих элементами научной новизны, практической значимостью, но в тоже время не противоречащим теоретическим основам, при качественном оформлении и четкой презентации эссе на правильном, с точки зрения грамматики и словарного запаса, русском языке;
· оценка в 8-9 баллов выставляется при отсутствии какого-либо из вышеперечисленных отличительных признаков качественного выполнения работы, например, детальных выкладок или грамотных обоснований своих предложений, качественного оформления;
· оценка в 7-6 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей и замечаний непринципиального характера (описки, случайные арифметические и (или) грамматические ошибки);
· оценка в 5 баллов выставляется, если имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании содержания дисциплины, недостаточном умении использовать знания, полученные при изучении курса;
· оценка в 4 балла выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике;
· оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в представленном эссе и нечеткой его презентации и защиты;
· оценка в 2 балла выставляется при полном отсутствии положительных моментов в работе и ответах при ее защите;
· оценка в 1 или 0 баллов выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом.
6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оауд.
Преподаватель оценивает представленное эссе. Оценки за эссе студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за эссе определяется перед итоговым контролем – О эссе
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты работы студента на практических занятиях и эссе следующим образом:
Онакопленная = 0,6·Оауд.+ 0,4·Оэссе
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озач. – оценка за представление статьи как результатов собственной научной работы:
Оитоговый = 0,4·Озач. + 0,6·Онакопленная
Содержание дисциплины по темам.
Тема 1. Образ «тела», нормативные представления о маскулинности и феминности в социальных науках.Различение пола/гендера, формирование теорий гендерного неравенства, деконструкция пола как „doing gender“. Гендерная идентичность, двойственность гендерных ролей, «женские» и «мужские» ценности как норма в профессиональном труде. Объединение гендера с иными социодемографическими признаками: возрастом, социальным происхождением, этническими, религиозными, сексуальными ориентациями.
Семинар. Социальное происхождение гендера и проблемы социализации в России.
Основная литература: [3], [5], [8],электронные ресурсы.
Дополнительная литература: [7], [19], [22], [43].
Тема 2. Система организации труда в традиционном и современном обществе. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное хозяйство. Гендерно-специфическое разделение труда в разных типах обществ, в процессе общественного развития. Сферы приложения мужского и женского труда. Проблема организации как места выстраивания карьеры в современной нестабильной экономике. Новые социодемографические процессы, трансформация образования в контексте парадигмы равенства полов и их воздействие на организацию труда в современном хозяйстве.
Семинар.Андроцентричность в трудовых отношениях и в организациях.
Основная литература: [3],[10], [18].
Дополнительная литература: [3], [6], [19], [21], [22], [35], [38], [43], [46].
Тема 3. Базовые концепции использования труда мужчин и женщин в современном мире: куда тяготеет Россия?Традиционалистские, консервативные, рациональные, гедонистические, постматериалистские ценности и стратегии в использовании мужского и женского труда. Политический и общественный дискурс в отношении использования трудовых ресурсов. Гендерная специфика профессий и сфер профессиональной деятельности. Стратегия “unisex” в трудовой деятельности.
Семинар. Гендерно-специфические культуры современных организаций.
Основная литература: [2],[3], электронные ресурсы.
Дополнительная литература: [4], [6], [10], [16], [24], [33], [36], [37], [41], [43].
Тема 4. Гендерная стигматизация, сегрегация и дискриминация: сравнительный анализ России и зарубежных стран.Причины и факторы гендерной стигматизации, иерархиезация гендерных ролей в социальной практике, формирование дискриминируемых групп на рынке труда. Стереотипы в отношении женского и мужского трудового поведения. Прямая и косвенная дискриминация и «ситуационная и рассеянная гендерная идентичность» в профессиональной карьере. Сравнение положения в России и в зарубежных странах.
Семинар.Неформальные практики в организациях. Четыре смысла гендеризации организаций: вертикальная сегрегация, система интеракций, символический порядок и диспозиции членов организации.
Основная литература: [1], [2], [3].
Дополнительная литература: [4], [9], [10], [14], [16], [20], [21], [22], [24], [30], [32], [34], [47].
Тема 5. Карьера и ее гендерная специфика.Понятие «профессиональной карьеры» в менеджменте и социологии. Бюрократическая карьера М.Вебера. «Скрипты карьеры» в рамках структуралистской теории действия (Э.Гидденс). Вертикальная и горизонтальная плоскости карьер. Объективные и субъективные карьерные ориентации. Ландшафт карьер. Карьера и успех. Карьера как ориентация на рост, статус и вознаграждение. «Безграничные карьеры» и мобильность трудовых ресурсов. Фазы жизни и специфика профессиональной карьеры мужчин и женщин. Гендерные парадигмы стремления к профессиональному успеху. Внутренние «тормоза» как проблема в карьерном росте женщин. Типичные и атипичные карьеры. Дистанция карьер.
Семинар.ABC-карьера: три фазы карьеры.Разделение обязанностей в семье. Баланс частной и профессиональной жизни в современном обществе.
Основная литература: [1], [2], электронные ресурсы.
Дополнительная литература: [13], [23], [29], [31], [35], [42].
Тема 6. Гендерные преимущества и рестрикции при выстраивании профессиональной карьеры в России: научная систематизация и нарративный опыт.Концепция «якоря карьеры» и ее приложение в российской практике.«Правила карьеры» в российском обществе и в организации. Зависимость профессиональной карьеры от биографической ситуации. Типичные преимущества и ограничения для женских и мужских карьер в России.
Семинар. „Gender-Management“: особенности выстраивания мужской и женской профессиональной карьеры.
Основная литература: [2], [3].
Дополнительная литература: [17], [23], [25], [32], [32], [33], [34], [37], [39], [42], [44]. [46], [48].
Тема 7. Построение индивидуальной карьеры и участие мужчин и женщин в топ-менеджменте.Объективные и субъективные интерпретации в выстраивании индивидуальных карьер.Основные мотиваторы стремления к карьере.Компетенции, необходимые для карьерного роста.Удовлетворение карьерой.Фактор «стеклянного колпака» и его критика. Концепция «лабиринта» при построении карьеры топ-менеджмера.
Семинар. Концепция и планирование индивидуальной карьеры. 36 критериев успешной карьеры. Роль модели калейдоскопа при выстраивании индивидуальной карьеры.
Основная литература: [1], [2], электронные ресурсы.
Дополнительная литература: [8], [23], [24], [26], [27], [34], [44],[45],[46], [47].
8. Образовательные технологии
Курс носит выраженный исследовательский характер: на практических занятиях представляются и обсуждаются результаты исследовательской (теоретической и полевой) деятельности студентов. В формате лекции происходит знакомство с основными аспектами и подходами гендерного анализа построения карьеры в современной экономике. Предлагаемая для самостоятельного изучения литература дополняет и расширяет материалы лекционного курса.
Конечным итогом курса должно стать написание эссе – плана «Индивидуальная карта трудовой карьеры» каждым участником факультатива. В рамках всего курса преподаватель играет роль консультанта и научного руководителя, помогающего усваивать знания и нарабатывать соответствующие компетенции.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
В процессе изучения факультатива студенты должны выполнить ряд практических учебных и исследовательских заданий и написать итоговое эссе – план построения индивидуальной трудовой карьеры.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. СПб.: Речь, 2007. Интернет: http://clubhobby.ucoz.ru/news/skachat_knigu_karernyj_rost_diagnostika_tekhnologii_trening_evgenij_mogilevkin/2013-10-09-290
2. Шапиро С.А. Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организаций. Монография. М.: Российский химико-технологический ун-т, 2012. 194 с. Интернет: http://www.twirpx.com/file/1217990/
3. Swader, Ch.S. The Capitalist Personality Face-to-Face Sociality and Economic Change in the Post-Communist World. Routledge, 2013. Интернет: http://www.routledge.com/books/details/9780415892216/
Дополнительная литература
4. Айвазова С.Г. Контракт «работающей матери»: нарушение или расторжение? (К вопросу об особенностях гендерной политики в современной России) //Женщина в российском обществе. №3(60). 2011. С. 13-21.
5. Бурдье,П. Социальное пространство и символическая власть //Thesis. Вып.2. 1993.
6. Бурлуцкая М. Внутриорганизационная мобильность на российских предприятиях: динамика структурных и нормативных регуляторов карьеры //Экономическая социология. Т.12.№1.2011. С. 68–80.
7. Дадаева Т.М., Фудин А.Ф. Представления о маскулинности современных юношей (на примере студентов-первокурсников) //Социологические исследования. №6.2013. С. 100-108.
8. Джанерьян С.Т. Профессиональные Я-концепции мужчин и женщин со стабильным типом карьер //Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Серия «Общественные науки». №3. 2005. С. 80-83.
9.Зудина А. А. Формальные и неформальные работники на российском рынке труда: сравнительный анализ самооценок социального статуса //Мир России. Т.22. №4.2013. С. 174-202.
10.Карабчук Т. С., Панкратова В. Л. Оплата труда матерей в России: существует ли дискриминация? //Экономическая социология. Т.14. №1. 2013. С. 96–110
11. Колесникова Е.Ю. Женщина-менеджер: черты социального портрета /Социальный профиль российского менеджера. М., 2004.
12. Коннелл Р.Маскулинность и глобализация //Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 251 - 279.
13. Кривопуск К.М. Гендерные особенности построения карьеры менеджера в золотодобывающей отрасли //Молодёжь и наука: Сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных [Электронный ресурс]. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. Интернет: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section13.html
14. Лаунсбери, Д., Фостер, Н., Кармоди П. Личностные черты и удовлетворенность карьерой сотрудников сервисных компаний //Маркетинг услуг. №2. 2013. С. 82-96.
15. Лотова, И.П. Профессиональная карьера государственных служащих. Теория, методология, практика.М, 2008.
16. Лошакова Ю.П. Региональные особенности гендерного неравенства //Социологические исследования. №5.2013. С. 134-137.
17. Мангутов И.С. Управление и самоуправление карьерой. Монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. 223 с.
18. Маяцкий М.А. Труд, знание и досуг в постиндустриальном обществе //Экономическая социология. Т.15. №1. 2014. С. 116-125.
19. Мещеркина Е. Ю.Социологическая концептуализация маскулинности //Социологические исследования. 2002. N11. 15 - 25.
20. Некрасова Н.А. Жизненные стратегии и факторы, влияющие на профессиональное становление и карьеру женщины-матери //Известия Юго-Западного университета. №2(47). 2013. С. 82-85.
21. Панкратова М.Л. Удовлетворенность российских женщин с детьми и без детей работой и жизнью //Экономическая социология. Т.14. №2. 2013. С. 88-110.
22. Попова И.П. Профессиональный выбор: влияние культурных ресурсов семей российских специалистов //Социологические исследования. №11.2013. С. 130-140.
23. Российский гендерный порядок: социологический подход /Под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб., 2007.
24. Синявская О. В., Захаров С. В., Карцева М. А. Поведение женщин на рынке труда и деторождение в современной России /Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе: по материалам одного исследования: сб. аналитических статей. Вып. 1 /Под науч.ред.Т. М. Малевой, О. В. Синявской. М.: НИСП, 2007. С. 421—476.
25. Толочек В.А., Палт Е.А., Шпитонков С.В. Сопряженная профессиональная карьера субъекта как феномен и как научная проблема: макро-, мезо- и микроциклы карьеры //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки. №3, 2012. С.123-129.
26.. Чирикова А.Е., Кричевская, О.Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ "Я". М., 2000.
27. Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний: понять - значит принять //Социологические исследования, 2003.
28. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Женщина на высших этажах власти. Российские практики и французский опыт /Информационно-аналитический бюллетень ИС РАН. М., 2009.
29. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Женщина-руководитель во власти и бизнесе: социально-психологический портрет // Политекс. 2011. Том 7. №1. С. 142-162.
30. Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Ярыгина Е. О.Почему они уходят? Факторы, влияющие на намерения российских работников сменить место работы //Экономическая социология. Т.13. №4. 2012. С. 48–80.
31. Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Сорокин П. С. Карьера сотрудников российских бизнес-организаций как социальное явление: опыт эмпирического исследования //Мир России. Т.20.№4.2011. С. 140-169.
32. Ярошенко С. «Женская работа» и личное благополучие: технологии исключения в постсоветской России //Экономическая социология. Т.14. № 5. 2013. С.23-58.
33. Achatz J., Fuchs S., Kleinert C., Roßmann S. We are a Motley Crew, Exploring the Careers of Men and Women Working at the University Industry Interface //Journal of Technology Management & Innovation, Vol. 5/1. 2010. P.75-84.
34. Acker J. From glass ceiling to inequality regimes. //Sociology du travail #51, 2009. P.199-217.
Ackers L. Managing relationships in peripatetic careers: Scientific mobility in the European Union //Women’s Studies International Forum, Vol. 27/3, 2004. P.189-201.
35. Baruch Y. Transforming Careers: from linear to multi-directional career paths. Organizational and individual perspectives //Career Development International, Vol. 9/1, 2004. P.58-73.
36. Biffl G. The Employment of Women in the European Union. Wien, 2007.
37. Briscoe, J.P., Finkelstein L.M. The new career and organizational commitment: Do boundaryless and protean attitudes make a difference? //Career Development International, Vol. 14, 2009. P.242-260.
38. Cabrera E.F. Protean organizations: Reshaping work and careers to retain female talent //Career Development International, Vol. 14, 2009. P.186-201.
39. Cabrera E.F. Opting out and opting in: Understanding the complexities of women’s career transition //Career Development International, Vol. 12, 2007. P. 218-237.
40. Eagly A.H., Carli L.L. Through the labyrinth: The truth about how women become leaders. Boston, 2007.
41. ESF European Science Foundation: Research Careers in Europe. Landscape and Horizons, IREG, Strasburg, 2009.
42. Mainiero L. A., Sullivan S. E. The Opt-Out Revolt: Why People Are Leaving Companies to Create Kaleidoscope Careers. Palo Alto, 2006.
43. Rees T. Reflections on the uneven development of gender mainstreaming in Europe //International Feminist Journal of Politics, Vol. 7/4, 2005. P. 555–574.
44. Russo G. Careers – For Love and Money //Nature, Vol 465, 2010. P. 1104-1107.
45. Schein V.E. Women in management: reflections and projections //Women in Management Review, Vol. 22/1, 2007. P.6-18.
46. Strunk G., Hermann A. Berufliche Chancengleichheit von Frauen und Männern. Eine empirische Untersuchung zum Gender Pay Gap //Zeitschrift für Personalforschung 23 (3), 2009. S. 237-257.
47. Strunk G., Hermann A., Praschak S. Eine Frau muss ein Mann sein, um Karriere zu machen /Mayrhofer W., Meyer M., Steyrer J. (Hg.) Macht? Erfolg? Reich? Glücklich? Einflussfaktoren auf Karrieren, Wien, 2005. S. 211-242.
48. Sturges J. All in a day’s work? Career self-management and the management of the boundary between work and non-work //Human Resource Management Journal, Vol. 18/2, 2008. P. 118-134.
49. Sullivan S.E., Mainiero L.A. Using the kaleidoscope career model to understand the changing patterns of women’s careers: Designing human resource development programs that attract and retain women // Advances in Developing Human Resources, Vol. 10, 2008. P. 32-49.
11.2. Электронные ресурсы 1. http://www.careermaster.ru/ 2. http://www.physcareer.ru/ 3. http://www.cdcgate.com/ 4. http://socioline.ru/category/biblioteka/klassiki-sotsiologii 5. http://ecsocman.hse.ru/ |
Программные средства
Для успешного освоения дисциплины используются следующие профессиональные пакеты программных средств:
· Microsoft Word/ Open Office Writer;
· Microsoft Excel/ Open Office Calc;
· Microsoft Power Point/ Open Office Impress;