Исследования социологические
вать «соц. факты как вещи» (Дюркгейм) подобно тому, как это делает естествоиспытатель {физик, химик, биолог) в отношении природных явлений. Гл. целью И.с. такой ориентации считается описание и объяснение, т.е. вскрытие причинно-следственных, функциональных, системных связей и закономерностей, к-рые независимы от познающего субъекта, гл. методы — количественные. Процедуры естественно-научного иссл-я: эмпирическая верификация, принцип фальсификации (опровержения) — полностью релевантны для соц-и; 2) куль-тур-центристская (интерпретирующая). Основывается в решающей степени на принципах «понимающей соц-и» (М. Ве-бер), феноменологической соц-и (Г. Μ ид, А. Шюц), этнометодологии (Г. Гарфин-кель). Исходным пунктом явл. признание качественного своеобразия соц. реальности, а следовательно, и качественного своеобразия целей, задач и методов ее иссл-я по сравнению с природной реальностью.
Цели И.с. не просто анализ причинно-следственных и иных зависимостей, а раскрытие смыслов и значений соц. процессов, событий и поведения людей (индивидов и соц. гр.). Осн. метод — понимание. Такой подход важен в т.н. кросс-культ. И.с, в иссл-ях иной относительно самого исследователя социо-культ. реальности; 3) не менее распространенной остается т.н. конфликтная методология, истоки к-рой восходят к идеям К. Маркса. Ее сторонники (Л. Козер, Р. Дарендорф) подчеркивают, что важнейшая исследовательская ориентация относительно об-ва — это раскрытие и анализ природы, источников и последствий соц. конфликтов. Борьба разл. обществ, сил (гр., кл., орг-ций, индивидов) за обладание материальными и иными ресурсами, властью, престижем составляет перманентный аспект соц, реальности и важный источник соц. изменений.
В отечественной соц-и примерно с сер. 1950-х гг. до кон. 1980-х гг. официально была узаконена ориентация на ис-тор. материализм как методол. И.с, хотя
она не всегда строго соблюдалась (за что «отступники» обычно несли наказание). В постсоветский период фактически провозглашен методол. плюрализм, мульти-парадигмальный характер соц-и, однако четкое обоснование и логика избр. парадигмы проводятся далеко не всегда.
По мере институциализации в об-ве И.с, особенно эмпирического и прикладного характера, возникает ряд сложных проблем внутри социол. сооб-ва и во взаимоотношениях между социологами-исследователями и властью и между социологами-исследователями и нас. Ч. этих проблем носит этический характер. Они касаются принципов проведения опросов нас, использования их рез-тов при принятии решений в органах власти, обществ, орг-циях и частном бизнесе, ибо И.с. должны осуществляться в рамках строгих мор. правил (науч. добросовестность, конфиденциальность полученной от респондента информации и т.д.). Социол. сооб-во вырабатывает правила и нормы исследовательской деятельности («Профессиональный кодекс социолога»). Др. проблемы носят соц. и правовой характер. Дело в том, что И.с. возможны в полной мере лишь в условиях правовой защищенности самого исследователя, свободы науч. творчества, когда социологу (в целом — обществоведу) законодательно гарантирована возможность анализировать острые проблемы и стороны действительности без опасений преследования за полученные рез-ты. Иначе говоря, важнейшим условием развития И.с. явл. соотв. законодательство, к-рое регулирует взаимоотношения социолога, об-ва и власти.
Лит,: Рабочая кн. социолога. М., 1983; Адорно Т. К логике соц. наук // Вопр, философии. 1992. № 10; Поппер К. Логика соц. наук // Вопр. философии. 1992. № 10; Амер. социол. мысль: Тексты. М., 1994; Батыгин Г. С. Лекции по методологии социол. иссл-й. М., 1995; Основы прикладной соц-и. М., 1996; Соц-я и власть: Док-ты. Сб. 1. М.. 1997; Ньюмен Л. Значение методологии: три осн. подхода // Социол. иссл-я. 1998. № 3; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я.
КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ- в широком смысле вся совокупность свойств и кач-в (сущностных сил) работника (квалификация, мотивы, интересы, идеалы, культура, образование и т.д.). В узком смысле этот термин употребляют для обозначения профессионально-квалификационных характеристик работника.
Формирование К.ч. происходит путем вложения (инвестирования) материальных средств, сил и времени в образование, обучение, развитие физических и духовных способностей персонала, к-рые, проявляясь в трудовой деятельности, повышают производительность труда. Инвестирование в работника может осуществлять об-во, орг-ции, сам субъект труда. Индивид, в к-рого вложено больше времени, сил и средств, обладает большим К.ч. и пользуется большим спросом на первичном рынке труда. Те же работники, к-рые имеют недостаток образования, обучения, квалификации и непродолжительный опыт работы, попадают на вторичный рынок труда, где рабочие места характеризуются низкими зарплатами, незначительными продвижениями по службе, негарантированной занятостью.
Для совр. представлений о К.ч. характерно его комплексное восприятие, понимание того, что трудовые способности чел. неотделимы от его культ., мор., полит., правового и т.д. потенциала.
К.ч. многогранен и включает след. осн. компоненты: психофизическую способность к труду, профессионально-квалификационные кач-ва, коммуникативность, нравственно-ценностные установки, способность к инициативе и творчеству, «электронную грамотность» и др. Совр. производство требует высокоразвитого К.ч., постоянного накопления и обновления знаний, умений и навыков.
Науч.-технол. прогресс и соц. изменения необходимо предполагают постоянные переобучение и переквалификацию персонала (в нек-рых отраслях от 7 до 14 раз в течение трудовой жизни), поэтому фирмы заинтересованы в осуществлении переподготовки своих кадров частично или полностью за свой счет. Службы персонала составляют персоно-граммы и профессиограммы, где обозначены характеристики работника и его продвижение (в т.ч. и переквалификация).
К.ч. — динамично развивающийся феномен, однако в условиях безработицы или застойного производства он девальвируется или консервируется, разрушается. Совр. производство высоких технологий требует всесторонне развитого работника, виртуозно владеющего своей профессией, имеющего 2—3 разл. квалификации, высокий морально-этический облик, широкий кругозор. Он должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию, а также быть ответственным. Каждый чел. должен стать тем, кем он может стать, — это императив нашего времени.
Лит.: Печчеи А. Чел. кач-ва. М., 1985; Тощенко Ж.Т. Соц. резервы труда. М., 19S9; Верховин В.Й. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1991; Потемкин В.К. Соц. индикаторы трудового потенциала. СПб., 1995; Бы-чеико Ю.Г. Социол. концепция чел. капитала. Саратов, 2000.
М.В. Романенко
КАСТА(от португальского casta — род, заимствованного из лат., где castus означало «чистый», «непорочный») — закрытый соц. слой, занимающий фиксированное положение на соц. лестнице и в системе обществ, разделения труда.
КАСТА
Каждая К. занимает опред. положение в соц. иерархии, к-рое лишь в редчайших случаях может быть изменено только «доказательством» принадлежности или близости к более высокой К. Каждый чел. от рождения получает тот же предписанный статус, что и его родители, соотв. рангу их К., и никакие заслуги перед об-вом не могут его изменить. Он обязан выбрать профессию из небольшого круга строго предписанных занятий. К. эндогамны: брак должен заключаться только внутри К. Вступление в брак с членами низшей К. стигматизирует чел., может привести к потере прежнего статуса и его изгнанию из К. Обычно членом К. становятся после обряда посвящения. Вступление в К. накладывает опред. права (напр., доступ к разного рода услугам) и обязанности, состоящие из запретов, требований и предписаний (напр., пищевых). К. обязана занимать опред. терр., и когда ис-тор. необходимость иногда приводит к отселениям на др. терр., все формы общения (включая браки) между членами отдаленных ч. К. сохраняются,
К. обладает единым самоназванием и самосознанием. Члены К. обладают символами в виде опред. красочных знаков, татуировок или рубцов на теле, специфических украшений или элементов одежды, ритуальных предметов, приобретаемых во время инициации. К. (или их подразделения) сохраняют большую долю автономности в управлении внут-рикастовой жизнью. Они могут иметь такие выборные соц. ин-ты, как старейшины (иногда и вожди), совет, общее собрание. Отношения внутри К. близки к общинным. Здесь сохраняется солидарность, уравнительность, взаимопомощь и т.п. Элементы кастовой обособленности наблюдаются еще в первобытном об-ве, где члены племени подразделяются по родам и фратриям, а после инициации еще по полу и возрасту.
Собственно К. возникают в раннеклассовый период («неолита», «военной демократии»), когда «тайные мужские союзы» перерастают в ин-ты вождей и дружин, составляющие кл. аристократов,
колдуны превращаются в К. жрецов, а покоренные иноплеменники — в разные категории слуг. Напр., нек-рые меланезийские об-ва к моменту европ. колонизации уже обладали многоступенчатой системой К. К. наблюдаются в Др. Египте, В др. и средневековых африканских гос-вах кастовая система встречается повсеместно. К. прослеживаются в Иране, Китае, Японии и ряде др. азиатских гос-в, но наиб, развития кастовая система достигла в Южной Азии (где санскритское «джати» — «нарожденные» означает К., а также подкасты и подподкасты).
Здесь к моменту завоевания Северной Индии арианское об-во состояло из четырех сословий — «варн»: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшиев (свободного народа) и шудр (слуг), сформированных, очевидно, из побежденных иноплеменников. Местное нас, состоявшее из дравидов, народов гр. мунда, доарийского европеоидного и додравидского нас, было завоевано ариями и составило первоначальные К. В дальнейшем число К. увеличилось приблизительно до 3,5 тыс. за счет их смешения с варнами в рез-те сближения арийской и местной знати и приближения положения рядовых ариев к положению завоеванных народов. Стремясь закрепить свое господство в Индии, арии из первых двух варн вместе с ч. вновь образованных К. (из местной знати и потомков от браков ариев с местной знатью) образовали неск. «благородных» К. и соподчиненную систему зависимых К., составленную из многочисленных местных нац., соц., конфессиональных и профессиональных гр. К. должны были закрепить не только власть аристократии, но и экон. систему индийского об-ва, к-рое требовало соц. и профессионального воспроизводства.
Индуистская религия закрепила ранжирование К., предписывая сохранять существующий порядок вещей и предостерегая, что его нарушение явится провинностью перед предками и приведет к изменениям в цепи перевоплощения душ, что обречет на страдание потомков. Т.о., К. составили традиционную систе-
КАТАСТРОФ ТЕОРИЯ
му стратификации индийского об-ва, отчасти до сих пор подменяющую официальную. Ее отменила Конституция 1950, но индийскому правительству и передовым членам об-ва до сих пор приходится бороться с кастовыми пережитками. Те же соц. и экон. причины создали и отчасти поддерживают кастовую систему и в др. странах,
В переносном смысле термин «К.» означает закрытую соц. гр., претендующую на обособленное высокое положение и охраняющую от др. свои соц. привилегии.
Лит.: Касты в Индии. М., 1965; Коби-щанов Ю.М. Мелконатуральное производство в общинно-кастовых системах Африки. Μ., 1982; Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. М., 1992; Дюмон Л. Homo hierarchicus. СПб., 2001; De Vos G., Wagatsuma Η. Japan's Invisible Race. Caste in Culture and Personality. Berkeley; Los Angeles, 1966; N'Diaye B. Les castes au Mali. Bamako, 1970.
■ .•■■•.'■■_ H.T. Кремлёв
КАТАСТРОФ ТЕОРИЯ— одна из теорий динамики соц. процессов, раскрывающая проблемы накопления изменений и скачкообразные перемены состояния, кач-в, движения соц. системы по новому, резко отличному от прежнего пути, иной траектории. Первоначально К.т. как ч. матем. теории структурной динамики получила применение в ес-теств. и техн. науках. В 60—70-х гг. 20 в. К.т. стала применяться в соц. и поведенческих науках: экономике, психологии, соц-и, политологии и др. В наст, время модели К.т. получили применение при изучении направленности и содержания процессов трансформации разл. соц. ин-тов и орг-ций на макро- и микроуровнях. Эффективность применения этой теории в прикладной соц-и в решающей степени зависит от полноты учета переменных и достоверности первичной социол. информации.
Одной из первых удачных попыток применения К.т. стали работы по глобальному моделированию. Глобальные модели «Мир-1» и «Мир-2» были по-
строены в 1970 Дж. Форрестером, разработавшим матем. аппарат и методы системной динамики. Опираясь на идеи Форрестера, Д. Медоуз в 1972 в модели «Мир-3» проанализировал взаимосвязь пяти переменных: капитальные вложения, нас, продовольствие, природные ресурсы, загрязнение окружающей среды. Моделирование с помощью матем, методов показало, что при сохранении выявленных тенденций взаимодействия и влияния факторов роста мир. цивилизацию ждет глобальная катастрофа в 1-й пол. 21 в., избежать к-рую можно только при переходе к режиму нулевого роста. В нашей стране в Вычислительном центре АН СССР гр. ученых под руководством Н.Н. Моисеева была создана вычислительная система, способная имитировать взаимодействие чел. активности и биосферы. С ее помощью удалось подтвердить гипотезу амер. астронома К. Сагана о ядерной зиме и ядерной ночи.
В поел. четв. 20 в. актуализировалась проблематика самоорганизации соц. систем, перехода их от хаоса к порядку и возникновения диссипативных, более упорядоченных структур. Первоначально теория диссипативных структур развивалась И. Пригожиным и его школой в физико-химических системах. Постепенно найденные теор. подходьг и матем. аппарат стали использоваться для моделирования др. явлений. В итоге К.т., методы системной динамики и теория диссипативных структур составили новое направление междисциплинарной науки, к-рое получило название «синергетика».
Лит.: Постон Т., Стюард И. Теория катастроф и ее приложения. М,, 1980; Хакен Г. Синергетика. М., 1985; Ар-нольд В. И. Теория катастроф. М., 1990; Князева Е.И., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994; Пригожий И., Стен-герс И. Время. Хаос. Квант. М., 1994; Матнецкий Г.Г. Хаос. Структуры. Вычислительный эксперимент: Введение в нелинейную динамику. М., 1997; Шо-тинский Ю.М. Теор. и эмпирические модели соц. процессов. М., 1998; Thorn R.
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ
Structural Stability and Morphogenesis. N.Y., 1975; Gilmore R. Catastrophe Theory for Engineers and Scientists. N.Y., 1982.
B.K. Левашов
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ - социол. категория, выражающая кач-во удовлетворения материальных и культ, потребностей людей {кач-во питания, одежды, комфорт жилища, кач-во здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, а также уровень стрессовых ситуаций, структура расселения и др.). В социол. иссл-ях" различают субъективное и объективное К.ж. Первое — по оценке самого респондента, второе — по оценке экспертов, а также стат. данным.
Лит.: Леей Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и кач-во жизни. М., 1979; Aufgabe Zukunft: Qualitaet des Lebens. Bd. 1-10. Fr./M., 1972; Campbell A. et al. The Quality of American Life. N.Y., 1976.
И.В. Бестужев-Лада
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ - направление фундаментальных иссл-й, комплексно изучающее кач-во чел. ресурсов с т.з. их соц. жизнеспособности, особенно в период кардинальных обществ, изменений. Данная область знания явл. объектом междисциплинарного изучения философии, демографии, соц. психологии, соц-и и др. наук. К кон. 90-х гг. 20 в. выделилась в относительно самостоятельную науч. проблему в связи с потребностями обществ, управления.
Радикальные социокульт. и экон. трансформации, характерные для совр. мир. цивилизации, актуализировали проблему синхронности и совместимости процессов глобальной демократизации с конструктивными возможностями чел. потенциала. Для России, переживающей глубокий системный кризис, переход к качественно новому состоянию об-ва актуализирует две взаимосвязанные фундаментальные проблемы. Первая — включение России в совр. ци-
вилизацию при сохранении собственных истор.-культ. традиций. Вторая — способность нас. (с т.з. соц. и биол. ресурсов) не только преодолеть кризис, но и освоить осн. параметры развития совр. мира. Сложности трансформационного периода породили и специфические реакции нас: повышенные потребность во всех видах безопасности и страх перед насилием, неготовность к переменам масштабного характера. Дальнейшее ци-вилизационное развитие опред. в кач-ве необходимого условия гармонизацию чел. с внешней средой.
Совр. концепции К.н. генетически базируются на науч. подходах, связанных с осмыслением зависимости экон., культ, и полит, развития об-ва от объема чел. ресурсов, величины «витальной силы» как основы созидательного потенциала индивидов. Во 2-й пол. 19 в. Н.К. Михайловский, рассматривая личность в кач-ве критерия обществ, прогресса и его цели, считал прогрессивным лишь то, что способствует развитию совокупности всех черт, свойственных чел. организму вообще. Соотв. этому предлагал исследовать личность в совокупности трех уровней: биогенном, психогенном и социогенном. В эмпирических социол. иссл-ях сер. 19 в. существенное место занимают вопр. «соц. гигиены». В нач. 20 в. Э. Гуссерль вводит понятие «жизненный мир» как совокупность всех возможных или действительных горизонтов опыта чел. жизни. В феноменологической соц-и А. Шюца в кач-ве «высшей реальности» выступает сфера повседневной жизни. Компоненты повседневной жизнедеятельности: здоровье, отношение к работе, досуг, соц. самочувствие и др. С сер. 60-х гг. 20 в. в амер. и западноевропейской соц-и получают развитие теории кач-ва жизни (Ф. Конверс, У. Роджерс, Л. Милбрейт, С. Райт и др.), использующие понятия соц. индикаторов для изучения экон. и соц.-психол, механизмов, опосредующих реальное удовлетворение потребностей людей,
В России категория «К.н.» введена соц. демографами в нач. 90-х гг. 20 в., в